15 декабря в Керченском проливе получили серьезные повреждения сразу танкера с нефтепродуктами. В социальных сетях появились кадры, на которых передняя часть одного из судов уходит под воду. Крымские подразделения МЧС России начали спасательную операцию.
Кадры трагедии
Сегодня по социальным сетям разлетаются драматичные видео из Керченского пролива, напоминающие эпизоды фильма «Титаник». На одном из роликов запечатлён болтающийся среди волн как поплавок нос судна, который постепенно уходит под воду. Запись ведётся с небольшого расстояния из надстройки, судя по всему, незадолго до этого составлявшей единое целое с тонущей частью.
- Ребята, не паникуйте, всё нормально будет, - говорит чей-то голос за кадром.
На другой попавшей в сеть видеозаписи, вероятно, снят момент разлома судна. Из-за большого расстояния детали видно плохо, но разобраться в происходящем помогает комментарий за кадром. Похоже, что голос принадлежит спасателю:
- Вот и ещё одна «Волганефть», повтор «Волганефти-139». Поломало на две части, ещё не полностью, но всё к этому идёт, - произносит мужчина. Вскоре после этого он уточняет, что носу пришел конец.
Мазут в море
Информация о чрезвычайной ситуации в Керченском проливе начала поступать в районе обеда. Сначала стало известно о повреждении из-за непогоды судна «Волганефть 212» с 13 членами экипажа на борту, которые запросили о помощи. А примерно через час на лентах новостей появились данные о терпящем бедствие танкере «Волганефть 239».
По сообщению МЧС России, первое из названных судов после повреждений село на мель, а второе – легло в дрейф. После ЧП начал работу оперативный штаб. По состоянию на 13:23 в ликвидации последствий были задействованы более 50 специалистов и 11 единиц техники, в том числе вертолет Ми-8 и спасательный буксир «Меркурий».
В 14:36 появилась информация МЧС о том, что с танкера «Волганефть 212» эвакуировали 13 моряков. К сожалению, один из них погиб. О судьбе экипажа «Волганефть 239» на момент подготовки материала официальных данных не было.
Сообщается, что оба повреждённых судна перевозили примерно по 4 тысячи тонн нефтепродуктов, часть которых попала в море.
Возбуждены уголовные дела
По словам Дмитрия Пескова, президент России Владимир Путин дал поручения по организации спасательных работ в Керченском проливе. Будет создана рабочая группа во главе с вице-премьером Савельевым, которая займётся ликвидацией последствий ЧП. Президент выслушал доклады главы МЧС Куренкова, вице-премьера Савельева и главы Минприроды Козлова по ситуации в Керченском проливе.
Днем в воскресенье Главное следственное управление СК России по Республике Крым и городу Севастополю возбудило два уголовные дела по факту нарушения правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта.
- К месту происшествия выдвинулась группа из наиболее опытных следователей и следователей-криминалистов для осмотра территрии, проведения всех необходимых следственных действий. Следствием будет дана оценка действиям экипажа в сложных метеорологических условиях, судовладельцев на предмет технического состояния и обслуживания плавсредств, - сообщили в ведомстве.
После подтверждения гибели члена экипажа «Волганефть 212» одно из уголовных дел, возбужденных Главным следственным управлением СК России по Республике Крым и городу Севастополю по факту крушения танкеров в акватории Черного моря, было переквалифицировано на более тяжкий состав - ч.2 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта, повлекшие по неосторожности смерть человека).
По данным СМИ, оба судна в Керченском проливе были повреждены в результате ударов волн, как это уже случалось раньше. Опытные моряки рассказывают, что в 1990-х годах множество полноценных танкеров были переделаны под класс «река – море», что снизило их прочность.
Чем грозит разлив?
Эксперты уже подтвердили попадание нефтепродуктов в море, объёмы загрязнения пока выясняются. Чем грозит попадание мазута в воду природе kuban.aif.ru рассказал член общественного экологического совета при губернаторе Краснодарского края Вениамин Голубитченко.
- Разлив 4 тонн нефтепродуктов – это уже крупная экологическая катастрофа? – отметил эксперт. - Если речь пойдёт о попадании в море содержимого трюмов танкера, перевозившего по сообщениям СМИ тысячи тонн нефтепродуктов, ситуация будет намного сложнее.
По словам эколога, нефть образует плёнку на поверхности моря, которая не даёт совершать газообмен, то есть кислород не попадает в воду, углекислый газ не уходит в атмосферу. И это опасно для всех морских организмов - они могут просто задохнуться.
- Загрязнение зависит от типа нефтепродуктов, - продолжает Вениамин Голубитченко. - Сейчас пишут о том, что пострадавшие танкеры перевозили мазут. Это, в отличие от нефти, более плотная фракция, она в холодной воде и морозе в атмосфере не образует плёнку, а скатывается в шарообразные куски и опускается на дно, причём в штормовую погоду процесс происходит быстрее. Мазут угрожает отравлением организмам, питающимся донными отложениями, в том числе теми, которых люди употребляют в пищу. Кроме того, нефтепродукты могут активно нафильтровывать в себя двустворчатые моллюски, те же мидии, устрицы. Сейчас температура плюсовая, мазут может образовать плёнку, но она не разойдётся на большую площадь. Тем более волны и сильный ветер разбивают её.
Эксперт отмечает, что технологии сбора нефтяной плёнки с поверхности моря отработаны – её ограничивают бонными ограждениями, обрабатывают специальными растворами и затем собирают до 90% попавшего в воду.
- Но делать это можно только в штиль и при небольшом волнении, - отмечает эколог. - В такую погоду, как сейчас, с сильным ветром и волнами, использовать такие технологии не представляется возможным: заграждения не держатся на месте, плёнка перемешивается с водой. Поэтому, сейчас с точки зрения последствий попадание в море мазута грозит меньшими экологическими проблемами, чем разлив нефти.