Примерное время чтения: 10 минут
3013

Упал, очнулся - кома. Что известно о разбившемся в Геленджике туристе

«АиФ-Юг» № 27 06/07/2022
пресс-служба администрации Краснодарского края

29 июня в Геленджике разбился очередной любитель экстремального развлечения. У 38-летнего жителя Красноярска во время полета на парашюте за катером (парасейлинга) оборвался буксировочный трос, и он жестко приземлился на воду, получив тяжелую травму головного мозга. Сейчас пострадавший находится в местной больнице, врачи ввели его в искусственную кому. Это не первый случай, когда туристы на черноморских курортах в поисках адреналина идут на риск, в результате получают травмы и увечья. kuban.aif.ru попытался разобраться, как устроена сфера экстремального туризма в Краснодарском крае, и кто несет ответственность за травмы, а порой и гибель людей.

Любитель экстрима

В социальных сетях размещен видеоролик, на котором запечатлены события непосредственно в момент происшествия. На кадрах видно, что сначала все идет вроде бы хорошо - сопровождающие парашютиста люди в восторге от аттракциона. Но в один момент парашютист резко снижается и падает в воду, слышен крик женщины: «Трос оборвался!»

По данным СМИ, турист в настоящее время находится в состоянии искусственной комы в геленджикской больнице. 

«Состояние крайне тяжелое. Ждем заключения врачей. Сегодня еще будут делать компьютерную томографию головного мозга. Если там найдут гематому, то нужна будет транспортировка в Краснодар», - рассказала Kub Mash супруга пострадавшего.

Уже известно, что потерпевший с семьей приехал на отдых из Красноярска. По словам супруги, ее муж - давний любитель экстремальных видов спорта. Когда они прибыли на отдых в один из санаториев, мужчина решил попробовать парасейлинг (активный вид отдыха, при котором человек закрепляется с помощью длинного троса к двигающемуся транспортному средству, обычно к катеру - прим. ред.). 

Как сообщили в пресс-службе Западного межрегионального следственного управления на транспорте СК РФ, по факту происшествия возбужено уголовное дело по ч. 1 ст. 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности).

Следователи уже провели осмотр места происшествия, допросили судоводителя и свидетелей. Следующим этапом будут проведены ряд экспертиз, другие следственные действия, чтобы установить причины, которые привели к трагедии и определить степень вины всех фигурантов дела.

Трагедия не впервые

К сожалению, на курортах, в том числе и Краснодарского края, все еще нередки случаи, когда туристы в погоне за адреналином идут на риск и в результате получают серьезные травмы, даже гибнут. За последние годы на побережье Черного моря произошло немало таких ЧП. Основная причина - недостаточное правовое регулирование этой сферы услуг, в частности вопрос сертификации подобных экстремальных аттракционов.

Так, в 2021 году был оглашен приговор владельцу и судоводителю катера «Атолл». Перед отправлением в море в 2019 году в конструкцию своего судна он внес существенные изменения. Это привело к ухудшению устойчивости, запаса плавучести и его непотопляемости, а двигатель катера и вовсе был неисправен. В результате прогулочный катер перевернулся в 300 метрах от береговой линии. Двум женщинам 1977 и 1985 годов рождения спастись тогда не удалось. На судне находились 49 отдыхающих, в том числе 19 несовершеннолетних, хотя его максимальная вместимость составляла 11 человек.

В 2021 году арестовали инспектора ГИМС, из-за действий которого четыре человека погибли в результате крушения судна «Фаворит». По данным следствия, инспектор при техосвидетельствовании моторного судна «Ярославец» 1968 года постройки намеренно «уменьшил» его в документации с 26 метров до 19-ти, чтобы его могли признать маломерным. Кроме того, он указал, что судно пригодно к плаванию, несмотря на то, что должен был вынести решение об отказе и исключить из соответствующего реестра.

В этом же году в Сочи сорвался с троса и упал в море воздушный шар, на котором были люди. В корзине шара находились три человека. Тогда обошлось без пострадавших. Неоднократно туристы получали тяжелые травмы. Так, в Новороссийске в декабре 2021 года дельтапланерист упал в горах и ударился о скалу. Летом 2022 года в Сочи едва не перевернулся прогулочный катер с 39 пассажирами.

«Им можно, а мне нельзя?»

Практически на всех пляжах Кубани сегодня можно увидеть призывы разнообразить пассивный отдых каким-нибудь экстримом, пощекотать нервы, прокатившись за катером на «банане», «таблетке» или вот «с парашютом». Причем, «зазывалы» на подобные развлечения довольно настойчивы. Туристов убеждают: «Если ты не прокатился, то и отпуск, считай, прошел впустую». А если желающих не прибавляется, в ход идут свежесочиненные стишки. В общем, завлекают, как могут. Но и не только это влияет на желание туристов прочувствовать прилив адреналина на пляже.

«Люди в отпуске, соответственно, в той или иной степени у них присутствует некая мера расслабленности, беспечности. Вопросы личной безопасности, иногода, отходят у них на второй план. Почему? Ответ прост: это же море, все кругом отдыхают, веселятся и прочее. Поэтому мысль о том, что нужно хотя бы проверить документы, исчезает. Ровно также люди сгорают на пляже до состояния, когда чуть ли кожа не лопается. Это все явления одного плана. Человек пошел в отпуск, выдохнул после работы с убеждением «все будет хорошо», и он движется в русле этого самого «хорошо». Тем более, когда он на примере других видит, что все прошло благополучно: ну вот они же поехали - вернулись, полетали - приземлились. Человек так устроен, что среда на него очень сильно влияет. На этом же основаны, например, явления конформизма, то есть когда все кругом что-то делают, то «я сам себе разрешаю» делать ровно так же», - объясняет поведение отдыхающих психолог Лариса Выжва.

Все запретить?

«То, что произошло в Геленджике - это, конечно, трагедия. Уже сейчас звучит много вопросов: «А, быть может, вообще стоит закрыть либо остановить все виды активного отдыха, экстремальные виды развлечений?»

На самом деле я, как человек, отработавший в сфере туризма уже больше 25 лет, думаю, что запрещать такое не нужно. На самом деле, у нас есть очень хорошие примеры и практики, когда люди, оказывающие услуги в сфере активного и экстремального туризма, работают годами, десятилетиями, и никаких проблем, сложных случаев не бывает. При этом, конечно, по разным обстоятельствам в эту отрасль приходят в чем-то неопытные сотрудники, иногда работники просто уставшие. И в результате вся эта череда неприятностей приводит к достаточно сложным последствиям.

В чем я точно уверен, так это в том, что нужно больше обучать персонал. Следует жестче и грамотнее контролировать со стороны проверяющих органов работу тех организаций и бизнеса, которые оказывают услуги, связанные с высокими требованиям по безопасности. Ну и, конечно, все работающие в сфере туризма должны в первую очередь обеспечить безопасность наших гостей. Я думаю, что из этой конкретной ситуации все должны извлечь уроки, предпринять необходимые меры к тому, чтобы отдых туристов на курортах юга России: в Геленджике, Анапе, Сочи, Крыму, на Кавказских Минеральных Водах был безопасным, комфортным, качественным. И туристы, приезжая на отдых, уезжали, набравшись сил, энергии, хорошего настроения на год вперед», - считает Дмитрий Богданов, председатель Правления Ассоциации Отельеров АМОС.

Что с ценами?

Нужно сказать, что парасейлинг - удовольствие не из дешевых. Так, судя по информации из открытых источников, в Сочи с одного человека возьмут порядка 4500 рублей, в Анапе - 3000, в Геленджике 3500. За катание на «банане» вы отдадите в среднем 500 рублей, на экстремальной «таблетке» - в среднем от 1000 рублей за двоих на три минуты. Аренда водного мотоцикла обойдется от 200 рублей за минуту.

«В прошлом году отдыхала под Геленджиком с тремя детьми 10-14 лет, и больше всего денег ушло у меня как раз на аттракционы, - рассказывает Наталья Ивашина из Ярославля. – Мальчишек хлебом не корми, дай покататься. За две недели потратили на экстрим не меньше 20 тысяч!»

Кто ответственный?

Нужно помнить, что участие в морских аттракционах всегда сопряжено с риском, но если все же решились, необходимо тщательно изучить условия личной безопасности перед тем, как стартовать. Желательно обращаться к легальным операторам, которые давно работают на рынке услуг, и тщательно проверят все элементы аттракциона. Не стоит рисковать при плохом самочувствии и даже легком недомогании, приступать к полету в нетрезвом виде.

При полетах на Черноморском побережье у предпринимателя должно быть на руках согласование с администрацией аэродромов.

«Говоря о лицах, которые будут признаны ответственными за описанное происшествие, можно отметить два варианта развития событий, - прокомментировал нам ситуацию эксперт Кирилл Резник, юрист «Единого центра защиты», член Ассоциации юристов России. - Первый вариант – это если в компании, оказывавшей услуги данного аттракциона, был отдельный сотрудник, занимавшийся вопросами безопасности оборудования. Например, он должен был перед каждой рабочей сменой проверять надежность креплений, убеждаться, что срок службы троса (а он, наверняка, не бесконечный) еще не истек и т.д. И, как обычно, оформлять это все документально и ставить под свои подписи. В таком случае к уголовной ответственности за оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, может быть привлечен именно этот сотрудник.

Второй вариант – если вышеописанной должности предусмотрено не было, то к ответственности может быть привлечен сам директор компании (или сам индивидуальный предприниматель, если аттракцион был организован ИП). Логика здесь в том, что, не позаботившись о найме специалиста по безопасности оборудования, руководитель не обеспечил должный уровень безопасности оказания услуг, поэтому сам, как говорится, виноват. Подобные ситуации действительно имеют место быть – например, есть реальный случай, когда в торговом зале магазина на человека упал ненадлежаще закрепленный выставочный образец двери, причинив ему сотрясение мозга. Судили при этом директора компании, которой принадлежал магазин, т.к. промежуточных лиц, ответственных за безопасность, в фирме не было. Соответственно, в нашей ситуации, после того как следователь установит круг лиц, причастных к организации аттракциона, он должен будет сделан вывод о том, кто действительно виноват в несоблюдении требований безопасности при катании на парашюте и какая именно ответственность за данное нарушение применяется».

«АиФ-Юг» обязательно продолжит тему безопасного отдыха на курортах Краснодарского края и уже направил соответствующие запросы в ведомства на предмет того, кто конкретно несет отвественность за безопасность аттракционов, за своевременный осмотр плавсредств и технику безопасности.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Опрос

А вам в детстве родители выписывали детские журналы?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах