Примерное время чтения: 5 минут
171

Банки уходят в онлайн? Как изменилась сфера финансов

Павел Жданов / РБК

«Банковская розница-2021: вызовы, итоги, перспективы» - под таким названием прошла онлайн-конференция, главным спикером которой стал заместитель председателя правления банка Уралсиб, руководитель розничного бизнеса Станислав Тывес. Около пятидесяти журналистов из разных регионов России направили эксперту свои вопросы. В первую очередь они касались последних трендов в банковской сфере, востребованных продуктах и перспективах дальнейшего развития рынка.

С доставкой на дом

В 2020 и 2021 годах в банковском бизнесе произошло немало перемен. Это и госпрограмма по ипотеке, и снижение ставки, и спрос на рефинансирование и др. Ключевым же изменением, по словам Станислава Тывеса, стала диджитализация и максимальное усовершенствование клиентских процессов внутри банковского обслуживания. Последние пять-шесть лет банки занимались цифровизацией, но пандемия дала мощный толчок. В 2020 году клиенты, по словам эксперта, активно переходили из отделений в электронные форматы взаимодействия. Главная задача банков была обеспечить их хорошими онлайн-сервисами.

«Банки и раньше развивали дистанционные возможности, но при этом  в основном концентрировались на возможности предоставления кредитов в удалённом формате. В частности, клиенты Уралсиба с 2016 года получали потребительские кредиты удалённо, и сегодня примерно треть всех кредитов выдаётся в онлайн-банке. Клиенту не нужно подписывать бумаги, достаточно только подключиться к сервису, подать заявку и в течение нескольких минут после ее одобрения деньги поступят на счёт.

Колоссальный рывок банки сделали в курьерской доставке карточек, оформлении пассивных продуктов, накопительных счетов, дебетовых карт. Мы тоже в стороне не оставались. В мае 2020 года, в самый разгар пандемии в России, запустили нашу новую карту «Прибыль» и доставляли её клиенту прямо на дом с курьером», – рассказал руководитель розничного бизнеса.

Кстати, сегодня «Прибыль» является флагманским продуктом Уралсиба, предлагая одни из наиболее привлекательных условий на рынке.

Брать ипотеку или подождать?

Локдаун сказался на спросе и предложении, причём не только в момент кризиса, но и впоследствии.

«За период основного витка пандемии сформировался отложенный спрос на кредитование, и в 2021 году мы видим серьёзный рост кредитных портфелей, причём сразу во всех продуктах: и в потребительском кредитовании, и в ипотеке, и автокредитовании. Вся отрасль показывает рекордные цифры по объёмам выдач. Клиенты поняли, ситуация с ковидом не закончится завтра и послезавтра, какие-то ограничения всё равно будут существовать, и пошли за кредитами. Был спрос на автокредитование, сейчас немного снизился. Плюс программа льготной ипотеки, конечно, способствовала росту количества сделок по покупке жилья в кредит», – отметил спикер.

За последние полтора года ипотека действительно показала взрывной рост. «Уралсиб» серьёзно нарастил объёмы кредитования и портфель. Банк только в рамках льготных госпрограмм предоставил более 10 тысяч семьям кредитов на сумму больше 35 млрд рублей.

«Мы активно участвовали в госпрограмме, и после изменений, которые были внесены в неё в середине этого года, видим некоторое падение объёмов, как по льготной программе, так и в целом по ипотечному бизнесу. Действие льготной программы было позитивным: она положительно отразилась на рынке недвижимости с точки зрения объёма сделок. Правда, одновременно выросли цены и на рынке жилья. Но сейчас видим, что с июня текущего года рост цен на квартиры остановился. Ставки сейчас находятся на уровне 8% годовых, и понятно, что это клиентам менее интересно. Особенно с учётом роста цен на недвижимость, который произошел за год. Видно, что интерес несколько охладился», – пояснил Станислав Тывес.

В связи с этим у обычного человека возникает один вопрос – брать ипотеку сейчас или подождать?

«Если кому-то жильё нужно не срочно, то, наверное, лучше подождать. Потому что на горизонте 2-3 лет ожидаем продолжения периода снижения ставок. Но если покупка необходима срочно, в ближайший год (например, есть изменения семейных условий: свадьба, рождение детей) – то в этом случае ипотеку нужно брать. А тому, кто может воспользоваться льготными программами – тем более, поскольку сейчас хороший момент для покупки», – ответил эксперт.

Как приумножить сбережения?

Рост ключевой ставки значительнее отразился на ипотеке, и в меньшей степени сказался на потребительском кредитовании. Как рассказал банкир, ставка по потребительским кредитам изначально выше и чувствительность клиентов к таким изменениям ниже, так что динамика ключевой ставки на потребкредитовании сказалась гораздо в меньшей степени. Наоборот, наблюдается максимальный рост потребительского кредитования. Востребованы потребительские кредиты, кредитные карты.

Банковские услуги – это не только про траты, но и про сбережения. Сегодня рынке достаточно инструментов для этого: вклады, накопительные счета, доходные карты, инвестиционные предложения. Что из этого наиболее выгодно для клиента?

Как отметил представитель Уралсиба, рост ключевой ставки повлёк серьёзный переток средств из депозитов в другие инструменты. Речь о накопительных счетах и дебетовых картах с ежедневным начислением процентов на остаток по карте. Примером может служить ключевой продукт банка — дебетовая карта «Прибыль» с высокими процентами на остаток и кешбэком за покупки.

Все стандартные продукты: дебетовые, кредитные карты, потребительские кредиты, будут уходить в цифровой формат, а офисы нужны будут, чтобы проконсультироваться со специалистом по сложным продуктам.

Поинтересовались журналисты у Станислава Тывеса, какие тенденции ждут в будущем банковскую сферу. Уйдут ли банки в онлайн, будут ли закрываться офисы?

«Уверен, офисы останутся, причём в городах-миллионниках это может быть не по одному отделения, а по три-четыре. Просто эти офисы будут менять свой формат и предназначение. Все стандартные продукты: дебетовые карты, кредитные карты, потребительские кредиты, максимально будут уходить в цифровой формат, а офисы нужны будут, чтобы проконсультироваться со специалистом по сложным продуктам (например, ипотека, инвестиции), чтобы профессионал дал клиенту тот совет, который ему нужен», - сказал руководитель розницы Банка Уралсиб.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Опрос

А вы часто бываете в театре?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах