Примерное время чтения: 8 минут
414

«В киборгов не верю». Автор фильма про Сочи-2014 о допинге в спорте

«АиФ-Юг» № 30 27/07/2016 Сюжет Десятилетие Олимпийских игр в Сочи
 Российские спортсмены триумфально выиграли Олимпийские игры в Сочи, и теперь наших атлетов под всевозможными предлогами не пускают на Игры в Бразилию.
Российские спортсмены триумфально выиграли Олимпийские игры в Сочи, и теперь наших атлетов под всевозможными предлогами не пускают на Игры в Бразилию. Елена Шумовская

На сочинском «Кинотавре» в июне презентовали документальный фильм «Кольца мира». Больше 2,5 часов зрители напоминали себе, что надо бы уже и выдохнуть. Официальный фильм Зимних Олимпийских Игр-2014 – шедевр операторской работы и искусства монтажа. Копия картины на 35-миллиметровой кинопленке хранится в швейцарской Лозанне, в штаб-квартире Международного олимпийского комитета.

Режиссер Сергей Мирошниченко получил письмо из МОК, где его работу назвали лучшим официальным фильмом Олимпийских игр за последние 25 лет. А сегодня, перед Играми в Рио, российские легкоатлеты потеряли шансы на выступление. «АиФ-Юг» расспросил мастера о победах и поражениях - в спорте и в жизни.

Мирная энергия

Светлана Лазебная, «АиФ-Юг»: Сергей Валентинович, в начале разговора – о хорошем. Все, кто смотрел «Кольца», отмечают уникальную операторскую работу. Эффект присутствия полный. Как вы этого добились? Соревнования мирового масштаба, решается судьба золотой медали, а вы подходите и говорите: «Давай я тебе на лыжу микрокамеру повешу?». Как договаривались?

Сергей Мирошниченко: Олимпиаду мы снимали до, во время и после, в 20 разных странах. Часть кадров сняли во время тренировок. Операторы – фантастичные ребята, работали с помощью длиннофокусных объективов. Часто на очень приличном расстоянии от спортсменов. Результат при этом потрясающий. Снять лыжника, зависшего в воздухе, держа его в кадре пять-десять и более секунд – это подвиг. Один оператор вел шайбу в полете, а ведь она, как пуля, летит, представляете? Меня спрашивали: как вы сумели, сколько дублей было? Мы привыкли к другим картинкам. Если показывают хоккей – хоккеисты друг друга бьют, как гладиаторы. А тут – такие детали. Но не поэтому этот фильм войдет в историю. Захватывающие кадры соревнований, экшн в нем чередуются с откровениями. Мы снимали внутренний мир, психологию. Показали великих спортсменов XXI века с неожиданной, человеческой стороны.

Досье
Сергей Мирошниченко. Режиссер-документалист. Заслуженный деятель искусств России, обладатель премий «Эмми» и двух Государственных премий Российской Федерации, автор фильмов о Владимире Путине, Валерии Гергиеве, Александре Солженицыне, режиссер большого проекта «Рожденные в СССР» и премьеры 2016 года – фильма «Кольца мира» – официального фильма Зимних Олимпийских игр 2014 года в Сочи.

- Любой сюжет можно пересказать очень кратко. Про что ваш фильм? Понятно, что о спорте, но все-таки?

- Да не о спорте он, а о философии спорта! Спортсмены размышляют о том, каким должен быть человек в сегодняшнем противоречивом мире. Говорят, что строить жизнь нужно не в военном противостоянии, а на интернациональном братстве. Ведь изначально и Пьер де Фреди, барон де Кубертен, создававший Олимпийские Игры, которые проводятся с 1896 года, задавался этой идеей. Он понимал, что мир движется к Первой мировой войне. И создал олимпийское движение, чтобы пассионарная, т. е. избыточная энергия лидеров (а спортсмены – это безусловные лидеры) выливалась в мирное русло. Чтобы конкуренция была не на полях сражения, а на спортплощадках. С этой идеей - спорт против войны (в любом ее проявлении) - съемки и начинались. Я не пацифист, который стоит в сторонке. Я выступаю активно против, средствами, доступными мне как режиссеру. Знаете, мой отец был слепым. В детстве мне приходилось быть его поводырем. Его слепота - результат войны. Поэтому я – против!

Достать звезду

- Получается, олимпийское движение, созданное, чтобы сдержать войну, ее провоцирует. Скандал с допингом – бомба! Что вы думаете об этой истории? Есть высказывания, что применяют его вообще все, просто кого-то не поймали.

- Допускаю, что в каких-то обстоятельствах кто-то и где-то может разово что-то там… употребить. Но чтобы каждый раз? Не бывает такого! Утверждаю не как простой наблюдатель, в молодости сам играл в баскетбол вторым разыгрывающим за сборную области. Если человек плотно сидит на химии, он очень быстро свое здоровье гробит. Разрушаются печень, почки, сердце… Настоящие чемпионы не появляются вдруг и в никуда не уходят. Вы посмотрите на наших спортсменов. Транько и Волосожар – разве есть к ним претензии? Они могут проиграть. Занять не первое место, а второе. Уступить, а потом снова занять высшую ступеньку пьедестала. Потому что они выдающиеся, они талантливые. А если кто-то всегда проигрывал и вдруг выдает рекорд, был всегда в хвосте, а потом прибежал первым – это да, вызывает закономерные вопросы.

Операторы – фантастичные ребята, работали с помощью длиннофокусных объективов. Часто на очень приличном расстоянии от спортсменов. Результат при этом потрясающий. Снять лыжника, зависшего в воздухе, держа его в кадре пять-десять и более секунд – это подвиг. Один оператор вел шайбу в полете, а ведь она, как пуля, летит, представляете?

- Но ведь вообще говорят, что спорт ближайшего будущего – это соревнование фармацевтических компаний…

- В киборгов, которые ставят рекорд за рекордом, я не верю. Спорт будущего – это спорт интеллекта!

- А много ли среди спортсменов интеллектуалов?

- Много. Меня поразило, насколько много. Вопросы во время съемок всем задавали примерно одинаковые. Только что на большом адронном коллайдере открыли «частицы Бога», наделяющие остальные элементарные частицы массой. Все мировые СМИ про это писали. И я спрашивал: «Какая частица Бога у вас?». Меня переспрашивали: «Что-о?!». Не потому, что нечего было ответить. Они привыкли к однотипным вопросам и примитивным ответам, которых от них ждут, типа: «Все побежали, и я побежал». А тут им предлагают поразмышлять, и это их окрылило. Настолько, что они «передавали» меня друг другу.

Например, хоккеисты в НХЛ. Там непросто получить разрешение на интервью, и нужно платить за это большие деньги. Первое интервью должно было длиться 10 минут, они истекли, и разговор остановил менеджер. Но хоккеист сказал: «Я буду отвечать этому парню, сколько ему нужно. Мне интересно!». И потом, по цепочке, абсолютно бесплатно, игроки меня «передавали» друг другу.

Понимаете, я не спрашивал: сколько километров ты бегаешь по утрам, какой у тебя дом и куда делась та твоя любовница-модель. Настоящий великий спортсмен – он силен умом, душой, верой. И не случайно ни один из героев фильма на допинге не попался. Потому что они суперзвезды. Мы наблюдали, как тренировался лидер норвежской сборной Уле-Эйнар Бьорндален, завоевавший первое биатлонное золото. Первым на тренировку выходил и последним с нее возвращался: «Пока я первый в команде, я обязан за собой всех тащить». И у нас есть такие же спортсмены, и сколько! Евгений Плющенко, а? Всемирный кумир, который изобрел в фигурном катании массу новых приемов, «бублик Плющенко», например. И мы видели, какая трагедия обрушилась на него. Сначала со сборной побеждает, а потом… падает… Это не переживанием для него было – драмой! Но как же раздували этот «скандал», как обсасывали…

В НХЛ непросто получить разрешение на интервью, и нужно платить за это большие деньги. Первое интервью должно было длиться 10 минут, они истекли, и разговор остановил менеджер. Но хоккеист сказал: «Я буду отвечать этому парню, сколько ему нужно. Мне интересно!». И потом, по цепочке, абсолютно бесплатно, игроки меня передавали друг другу.

Мы привыкли к тому, что спортивная жизнь показывается только через призму скандалов. Кто кому наподдал, кто в баре напился. Спортсменами манипулируют: желтая пресса, большая политика... А когда с ними что-то случается, они остаются со своей бедой один на один. Хочу верить, мы научимся уважать своих героев, защищать их. Не только силами зрительских симпатий, но и юристов! Нас обвиняют? А вот наш адвокат... Нельзя терять лицо. Надо брать пример со спортсменов, которые борются до последнего, выступая со сломанной спиной. Кстати говоря, ведь и судьба фильма была под вопросом. Переписка с МОК - кого снимать, как, где, почему - длилась несколько месяцев и могла просто заглохнуть. Но если ты не держишь фигу в кармане, твои помыслы чисты, настаивай на своем, это возымеет эффект.

На осколках истины

- Традиционный вопрос творческому человеку: расскажите о своих планах.

- Есть задумка сделать фильм про совсем молодых. Показать ребят увлекающихся, думающих, с горящими глазами... Чтобы взрослые, государство, очнулись. Детьми надо за-ни-мать-ся! Дети – они неиспорченные еще, незамутненные. Надо как можно раньше их подхватить, чтобы окружающее зло не испортило их.

В моей мастерской во ВГИКЕ учится ваша землячка из Краснодара, Юля Бобкова. Запомните это имя. На втором курсе она сняла картину о войне на Донбассе. Показала войну через мирных людей, невинных жертв бомбежек и обстрелов. Конкурс при поступлении был бешеный, но Юля, на вид совсем девочка, его прошла. Я просто спросил: «Зачем тебе документалистика?» - «В телевизоре много новостей в полторы-две минуты. Они не дают цельной картины мира. А из осколков истины не сложишь. Я сама хочу ее познать». Нам надо больше таких девочек и мальчиков, потому что за ними будущее. Чтобы Сочи-2014, когда мы все - американцы, русские, украинцы - были вместе, были едины, любили друг друга и когда не было бы войны и вражды, не остался лишь воспоминанием.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Опрос

А вам в детстве родители выписывали детские журналы?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах