Мурат Хут отвечает за то, чтобы дети смогли вовремя приехать в школу за знаниями. По дороге он любит устраивать для ребят «разминки» для мозга, задавая вопросы по истории или математике. О том, как проходит обычный день водителя школьного транспорта - в нашем репортаже.
33 ответственности
На часах 07:00. Со двора одной из школ Адыгейска, что находится недалеко от Краснодара, выезжает желтый автобус с красной надписью «Дети». Я сажусь в него, транспорт продолжает путь. За рулем 73-летний Мурат Хут. Сегодня мы с ним целый день будем развозить учеников.
На месте водитель ходит по кабинетам. Специалисты проверяют, по словам Мурата, от головы до пят. Получаем листок с печатями о здоровье, выдвигаемся за детьми.
«Так, сейчас едем в хутор Казазов. Там надо забрать 19 ребят. Они уже опытные, поэтому в 7:00 уже стоят на «горе» и ждут меня. Что за «гора»? Это мы так называем место встречи на возвышенности. Мальчишки и девчонки из разных классов, все воспитанные, умнички. Если кто-то опаздывает или заболел, то у всех родителей есть мой номер телефона –
сообщают. Только недавно из Хабаровска переехала одна семья. Их контактов у меня пока нет. Вот вчера их мальчик упустил автобус», – рассказывает по дороге Мурат.
Мы на «горе». До 7:20 ждем, пока автобус заполнится. Мальчики и девочки разных возрастов потихоньку усаживаются в салон, пристегивают ремни безопасности. Водитель здоровается с каждым ребенком, называя по имени. Спрашивает, как дела. Ученица девятого класса Дарина с порога просит всех помолиться за нее. Сегодня она сдает пробный экзамен по русскому языку. Всю дорогу Дарина пытается скрыть свое волнение, но время от времени напоминает всем держать за нее кулаки.
«Можно Батыра выпустить, пожалуйста! Его папа зовет толкнуть машину!» – выкрикивает один из мальчиков.
Батыр мигом выскакивает из микроавтобуса, возвращается через пять минут, и мы выезжаем в Адыгейск, в школу.
Минут за 20 Мурат доезжает до города. Постепенно салон пустеет. Следующим рейсом мы привозим в Адыгейск 14 детей из поселка Четук. Водитель отчитывается завучу школы, и мы паркуем автобус во дворе учреждения.
Не хотел за руль
Мурат Хут начал развозить детей в далеком 2007 году. До этого 28 лет отработал начальником колонны транспортной компании. Там он отвечал за все грузовики.
По словам водителя, к концу десятилетия процветающую транспортную компанию «развалили». Новое руководство продало «КамАЗы» сотрудникам по 80 тысяч рублей, а позже со всем коллективом распрощались. Мурат, как и его коллеги, стал хвататься за любое дело.
«Полтора года я возил в Краснодар песок из карьеров под Майкопом. В 2007-м,
перед Днем знаний, мне неожиданно позвонил бывший глава Теучежского района Адыгеи Теучеж Хут. Он предложил мне стать водителем школьного автобуса, но я не захотел. Теучеж два месяца меня упрашивал – за это время желающих занять вакантное место не прибавилось. Деваться было некуда, согласился месяц бесплатно развозить детей. Потом пошел второй месяц, так я и остался. В середине 2000-х мне платили пять тысяч руб-лей ежемесячно. Конечно, с тех пор зарплата ощутимо изменилась. Один только я без каких-либо исключений ежедневно выезжаю в рейс», – говорит Мурат.
С математикой мучаются все
На часах 14:00. Мы забираем учеников от остановок в Адыгейске и развозим по домам. Всех, кто задержался на занятиях, водитель ответственно ждет.
«После учебы дети возвращаются домой спокойно и тихо. Большинство все-таки устает на уроках, поэтому все сидят в телефонах. На обратном пути я частенько просмат-риваю дневники ребят. Они все прекрасно знают, что я ругать не буду, доверяют. Честно признаются из-за чего не смогли ответить на вопрос учителя и получили двойку, например. Почти у всех школьников беда с математикой. По этому вопросу за 17 лет мало что изменилось. Я же заставляю детей учить историю. А-то как же это можно не знать ничего о своей стране… «Гоняю» ребят по датам, пока не запомнят. Дети ста-раются, делают успехи», – комментирует Мурат Хут.
Перед началом рабочего дня и после завершения смены водитель проходит обязательный медосмотр. А вечером еще готовит транспорт к утренней поездке: осматривает салон, проверяет тахограф, навигатор, видеокамеры, огнетушители.
Дальше направляемся в больницу на послерейсовый осмотр. Примерно к 16:00 у водителя завершается смена. Автобус оставляем во дворе школы. Мурат приводит в порядок салон, подготавливает машину к завтрашней поездке. Проверяет, на месте ли аптечка, работают ли огнетушители, тахограф, навигатор, видеокамеры в салоне и на лобовом стекле. Параллельно он рассказывает чем занимается во время школьных каникул.
«Пока ученики отдыхают, я продолжаю работать. Недавно детей возил в поселок Тлюс-тенхабль на встречу с героем спецоперации. Летом развожу ребят по лагерям, часто выезжаю с классами на экскурсии. Работа есть круглый год. Отдыхаю я по выходным и в свой законный отпуск. В это время меня подменяет коллега», – объясняет водитель.
Мурат Хут признается, что за время отпуска успевает восстановиться, соскучиться по своей работе и по детям. Когда он выходит в рейс, то ученики наперебой делятся с водителем новостями из школьной жизни. Какой новенький в классе появился, кто взялся за ум и смог «подтянуть» свои оценки. И Мурат со свежими силами выезжает на привычный, но такой любимый маршрут.