Недавно пятилетний сын научился читать – обратил внимание на рекламный стенд, сложил знакомые буквы и медленно выговорил «школа». Интересно, многие ли помнят, как и когда познали науку соединять буквы в слова, предложения, истории? Кто учил нас читать? Как мы передаем умение это детям? И сохраняем ли интерес к книгам?
По номерам, вывескам, кубикам
«Мама учила меня читать по кубикам, – вспоминает преподаватель английского языка Светлана Тимошенко. – Она складывала яркие фигуры с картинками в разном порядке, каждый раз получались новые слова. Тогда мне это казалось настоящим чудом».
Когда девочке было четыре или пять лет, она прочитала первую книгу. Во всяком случае, в памяти остался этот момент. Дело было в детском саду, где в другой группе работала и мама Светланы.
«Она вспоминала, как к ней прибежала моя воспитательница со словами: «Представляешь, твоя попросила у меня книжку, почитать детям в группе. Я дала «Курочку Рябу». Думала, она по картинкам или по памяти рассказывать будет. Нет, смотрю – прям по тексту шпарит!» Тогда мало кто читал в таком возрасте, поэтому мое умение воспитательницу удивило. А мама была очень мной горда!»
Журналист Тимур Рыжков в детстве удивил бы ту женщину еще больше – уже в год, как уверяли родители, он знал алфавит.
«Изучил его, когда мы ходили гулять – показывал на номера машин и требовал, чтобы мне говорили, как та или иная буква произносится, – вспоминает он. – И вскоре уже мог свободно читать. Старший брат рассказывает, что был случай в Архипо-Осиповке, когда двухлетний я сидел с газетой, подошел какой-то мужик со словами «Играешься? А прочитать слабо?» Я и начал озвучивать все, что там написано – про Андропова, про рост надоев. Весь пляж сбежался слушать».
Предпринимателя Даниила Фомина в детстве забавляла папина присказка, отец часто повторял маленькому сыну: «У попа была собака, поп ее любил. Она съела кусок мяса, он ее убил. В ямку закопал, надпись написал…» Мальчик слушал и улыбался.
«Едва научился читать, как встретил историю про попа в книжке, – говорит он. – И будто глаза открылись. Озарение – оказывается, папа не придумал эту присказку. Она из книги. Значит, в них еще много интересного и веселого встретить можно».
Психолог Иван Веселов признается: совершенно не помнит, как именно научился читать. Зато в памяти отложилось первое прочитанное слово.
«Колбасы» – такая надпись висела на гастрономе на улице Красной, сейчас в этом здании «Табрис», – рассказывает Иван. – И именно эту вывеску я впервые прочитал».
Алиса Селезнева и комедии Мольера
Радость от умения читать одолевает стремительно, поэтому от первого слова до книг времени проходит немного. Еще вчера ты едва разбирал на кубиках «ма-ма» и «па-па», сегодня уже сам читаешь сказку, на следующий день – записываешься в местную библиотеку.
«Если не изменяет память, моим стартом был рассказ «Первая охота» Виталия Бианки, – продолжает Иван Веселов. – После я ее не перечитывал, но помню, что она про щенка, который пытается охотиться, встречает разных существ, там еще жук его какой-то вонючей жидкостью окатил».
Ивану в детстве часто говорили, что читает он мало, зато слишком много времени с приставкой проводит.
«Тогда так же казалось, а сейчас понимаю – ерунда, – говорит он. – Читал кучу всего, особенно летом, на каникулах у бабушек. Школьную программу, правда, не любил, зато обожал серию «Библиотека мировой литературы для детей», где были Жюль Верн, Марк Твен, Редьярд Киплинг, Алан Милн, Памела Трэверс, Астрид Линдгрен и много еще кто. Сейчас перечисляю и думаю – ничего себе «мало читал»! А сейчас тогда что? И, конечно, серия Кира Булычева про Алису Селезневу — это детская любовь навсегда!»
По словам Ивана, больше всего читал он в университетские годы. В студенчестве все общались, обсуждали книги, менялись ими. А сейчас времени и сил хватает в лучшем случае на профессиональную литературу.
Светлана Тимошенко хорошо запомнила первую книгу, которую получила в подарок. Очень она девочке полюбилась.
«Это был сборник детской писательницы Аллы Ахундовой, – рассказывает Светлана. – Там были разные детские стихи – и короткие, и длинные. Мама часто мне читала стандартный детский набор: Маршака, Чуковского, Барто, но стихи Ахундовой были на них совершенно не похожи. Они мне понравились, появились любимые герои, например, Мадам Ерунда. Перечитывала книгу все детство. Почти все из нее до сих пор помню наизусть».
С возрастом, говорит она, чаще приходилось читать то, что нужно, а не то, что нравится. И любовь к книгам потускла.
«Из обязательного в школе мало что нравилось, – признается Светлана. – В университете другое дело – там многие произведения программы читала с упоением. Помню, например, как взахлеб, за одно воскресенье, одолела «Золотого осла» Апулея. Даже с кровати не вставала – как начала читать до завтрака, так и не смогла остановиться».
«Я до школы читал все подряд, – вспоминает Тимур Рыжков. – Точно помню энциклопедию музыкальных инструментов, комедии Мольера, учебник истории за восьмой класс. Постепенно стал немного фильтровать, но и сейчас книг 50 за год заканчиваю».
Передать дар дальше
Наступает время, когда приходит наш черед учить читать своих детей. И снова кубики, вывески, детские книжки и сказки на ночь. Только теперь ты в роли старшего и передаешь сокровенное знание следующему поколению.
«Учить читать пришлось только старшую дочку, – рассказывает Светлана Тимошенко. – Младшая, к моему удивлению, освоила навык сама, когда сидела с нами во время этих уроков. Я читала детям все свои любимые книги, кроме той самой Ахундовой, томик которой потерялся при переезде. В продаже книжку, к сожалению, не нашла».
Среди книг, которые обязательно стоит прочитать детям, Светлана выделяет цикл «Хроники Нарнии» Клайва Льюиса.
«Эта серия, на мой взгляд, выстраивают абсолютно правильную картину мира в голове ребенка, – считает она. – А с ней потом и жить легче. Только читать Льюиса детям надо обязательно с пояснениями и рассуждениями – мы так и делали».
Иван Веселов в детстве читал, лежа в кровати. Он клал книжку на согнутую ногу, а сверху закидывал вторую. Сейчас в точно такой же позе переворачивает страницы сын Ивана.
«Учил читать его я, только уже не помню, как дело было, – признается мужчина. – Просто читали вместе, например, мою любимую «Алису в стране чудес». Но по-настоящему увлекся сын процессом после «Гарри Поттера» и серии Фрауке Шойнеманн про кота-детектива Уинстона. Кстати, недавно видел в магазине книгу про Алису Селезневу, интересно, ему бы понравилась?»
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил результаты мониторингового опроса россиян о чтении. Наши соотечественники рассказали, какую литературу они предпочитают, как часто и зачем перелистывают страницы.
Социологи выяснили, что 40% респондентов за последнюю неделю читали художественную литературу. 37% изучали новости в социальных сетях, 29% — в средствах массовой информации. Профессиональную, научную и научно-популярную литературу выбирали 34%. 22% заходили в блоги и на контент-платформы в интернете.
Полностью отказались от чтения 12% опрошенных. Причем взрослые чаще перестают читать – среди людей, рожденных до 1947 года, таких 24%. Среди миллениалов – тех, кто родился в третьем тысячелетии, - всего 1%.
Если говорить о разделении по полам, то женщины чаще мужчин выбирают художественную литературу. Научно-популярная интересует и тех, и других одинаково. Новости в социальных сетях и СМИ чаще читают мужчины.