Вот уже некоторое время в стране объявлен курс импортозамещения. Иностранные предприятия одно за другим покинули российский рынок, отечественные предприятия пытаются наладить производство нужных товаров. А что происходит в области лёгкой промышленности? Как говорится, встречают по одежке. Где мы её теперь будем брать - наш разговор с дизайнером, создателем собственной марки одежды Сусанной Макеровой.
Дизайнеры, на выход!
Фатима Шеуджен, «АиФ-Юг»: Сусанна, в марте несколько брендов зарубежной одежды заявили об уходе из России. Это был масмаркет, который уже полюбился нашим соотечественникам. Многим нравилось соотношение цена - качество. Понятное дело, что никто не остался раздетым. Но что это изменило на нашем рынке одежды? Что появилось взамен?
Сусанна Макерова: Любые перемены не могут быть восприняты однозначны. Уход из России мегабрендов, откровенно говоря, невесёлое событие. Однако положительным в этой ситуации может быть то, что, наконец, должное внимание получат отечественные марки одежды. Ведь некоторые из них заслужили, чтобы их заметили. Уже какое-то время тенденция вывода на рынок отечественных брендов через создание корнеров (отделы, секции одежды. - Ред.) или иных, как правило, небольших площадок отечественных дизайнеров достаточно устойчива. И есть успешные примеры. В Ростове - на- Дону и Москве я видела универмаг «Телеграф», который приятно удивил меня. Это тот случай, когда удачно сочетаются цена - качество, ну и, что немаловажно, в изделиях чувствуется дизайнерская, пусть и не сложная, мысль. В Краснодаре уже много лет успешно функционирует компактный корнер российских дизайнеров «Forest Store». В своё время я тоже сотрудничала с ними. И достаточно успешно. То есть возможность есть, другой вопрос, как это будет воспринято потребителем.
Шоурумы не предел
- Сегодня большую популярность получили шоурумы. Что это? Перекупщики одежды или люди, которые шьют на заказ? Какие перспективы у этого направления?
- Шоурумы реализуют концепцию «выставка+продажа». Это пространство дизайнеров и продукция, представленная в таком варианте, авторская, что имеет особую ценность и придает определённый статус такой площадке. Считаю такую концепцию своевременной, эффектной и эффективной при правильном подходе и соответствующей, достаточно высокой, планке уровня продукции. Ведь это абсолютно иная культура шоппинга. В этом есть фэшн, дизайн, иногда даже искусство. Но и на этом мы не остановимся в столь динамичное время. И на смену шоурумам скоро придут другие площадки, название которых будет непременно отражать новый опыт совершения покупки или шоппинга как особого рода процесса. Например, в эпоху цифры может в скором времени войти в обиход коллокация «digital шоппинг» или «experience шоппинг» для обозначения соответствующий активности или digital румы или fashion experience румы, а это другая философия, другие ощущения, другой опыт.
Индивидуальность рулит
- Раньше, в советское время, многие женщины шили на заказ. Как думаешь, вернётся ли это традиция? Чем она хороша? Насколько это людям по карману?
- Пошив на заказ сегодня не так популярен, так как рынок переполнен, и сегодня человек всё больше ценит своё время. При таком изобилии товара и каналов его приобретения нет необходимости заказывать изделие в ателье, ходить на примерки и т.д. Мне кажется, это длинный путь. Высокие скорости требуют мгновенных решений. Хотя радует то, что сегодня всё большую ценность приобретает уникальность того или иного продукта, Дизайнерская мысль-таки шагнула далеко вперёд, тренды достаточно динамично меняются, поэтому сегодня потребитель более требователен и «жаждет» свежего нестандартного решения. Наконец, шаблонное подражание осталось на уровне обычных «серых» будней, и то не для всех. Индивидуальность превыше всего!
Другая культура
- А как ты думаешь, будут ли развиваться маленькие ателье? А может люди сами начнут шить?
- Возможно, камерные ателье найдут свою аудиторию. Однако индивидуальный пошив - это долгий путь от эскиза до его реализации. Трудоёмко. Для того чтобы было очень хорошо, требуется высокий профессионализм. К тому же услуга достаточно дорогая. Пошив изделия в ателье - это тоже своего рода культура. Думаю, мы всё-таки отошли от такого подхода.
Шитьём сейчас увлекаются многие. И это хорошо. Но искусство дизайна, а также конструирования, моделирования и пошива одежды сегодня на очень высоком уровне. Такое под силу далеко не каждому. А сделав множество шагов вперёд и усложнив задачу, мы вряд ли захотим упрощать и возвращаться назад.
Свой почерк
- Сусанна, вот ты дизайнер, ты участвовала во многих выставках. Твоя одежда для избранных или может со временем или даже сейчас она будет растиражирована и будет популярна как та же Zara, например?
- Хотелось бы снискать популярность среди широкой аудитории именно потому, что направление, в котором мы работаем и которое считаю очень перспективным. Это новая этника или даже этнофутуризм. Странно, но это слово зачастую пугает тех, кто ставит знак равенства между этникой и архаикой, а это абсолютно разные понятия. Задача лаборатории моды, которую я основала, создать уникальный код, доступный и понятный всем. Абсолютно современные актуальные силуэты с этническими акцентами - вот что является нашим «почерком». Приятно, что наши клиенты находят наш продукт привлекательным, особенным и стильным. У нас амбициозные задачи и сейчас удобный момент для того, чтобы ещё более уверенно заявить о себе в масштабах многонационального государства, красоту народов которого можно ярко транслировать через современный костюм. Отрадно, что сейчас это понимаем не только мы. Новая этника становится не просто трендом, а устойчивой тенденцией. На базе нашей лаборатории моды мы сформировали сообщество Etnomoda, также цифровую Etnomoda и рады, что к нам примыкают многие талантливые художники, /digital-художники и дизайнеры. Недавно были приглашены принять участие в «модном» телепроекте на федеральном канале. Наш опыт Этномоды хочет перенять Турция и приглашает провести Неделю Этномоды в Стамбуле. Всё это подтверждает актуальность Этномоды как бренда не только на всероссийском, но и на международном уровне.
Да, конечно, для массового маркета мы планируем создание упрощённой линейки одежды, адаптированной к повседневной динамичной жизни. Такую продукцию можно тиражировать. Сложные же дизайнерские изделия планируем реализовывать через сеть артрумов, один из которых распахнёт свои двери в Майкопе в ближайшее время, а партнёрская площадка уже работает в Краснодаре. В перспективе Ростов-на-Дону, Москва, Санкт-Петербург.
Душа и тело требуют свободы
- Насколько одежда важна в нашей жизни? Ведь многие, по большому счёту, не заморачиваются на том, что на них надето. И кстати. Будет ли продолжаться тренд - на удобную одежду - балахоны, оверсайз, кроссовки и т.д.? Или всё-таки женщины вернуться к каблукам?
- Одежда - это, пожалуй, самый важный инструмент создания формы. А, как известно, форма диктует содержание. Поэтому значимость культуры подбора и ношения одежды сложно переоценить. Она кроме функциональной и эстетической имеет ряд других характеристик. Одежда - это продолжение личности, своего рода «участник» коммуникации, невербальной коммуникации. Знаково-символическую природу костюма никто не отменял, а значит любая одежда, и даже та, которая кажется «не замороченной», служит определённому замыслу «автора» и транслирует его эмоцию, состояние, сущность. Свобода просит свободных форм, а так как это состояние души, к которому мы все стремимся, ширина брюк и в будущем сезоне будет ещё больше, оверсайз станет ещё более нарочитым, что не исключает и изящных силуэтов, и «фантазийных» каблуков разной высоты.
Мода разнообразна! В этом её прелесть, сила и загадка!