О том, чем отличается сельская культура от городской и как они влияют друг на друга, почему именно крестьянские воззрения лежат в основе современной концепции устойчивого развития, почему в городе и деревне даже трудятся по-разному и многом другом «АиФ-Юг» рассказал доктор социологических наук, философ и писатель Айтеч Хагуров.
Осваивать и помогать
По словам учёного, чтобы разобраться в отличиях сельской и городской культур, надо сначала разобраться с понятиями, ответить на вопросы, что такое деревня, город, общество.
«Общественное мнение считает, что село - это место, где занимаются сельским хозяйством, выращивают скот, пшеницу, одним словом, решают продовольственную проблему, - объясняет Айтеч Хагуров. - Дальше обычно суждения не идут. Но в этом случае люди упускают понимание села как важной подсистемы всего нашего общества, выполняющей несколько функций на благо всего общества. Первая - село решает проблемы разумного расселения людей по территории страны. Россия занимает самую большую в мире площадь. А осваивают землю люди, которые живут на ней. На огромной территории страны необходимо большое количество населённых пунктов - было бы нелепо, если бы всё население сосредоточилось в городах. Если посмотреть на историю, то в критические моменты именно село становилось подспорьем городу, помогало ему. Вторая функция села - социально-экономическая. Один труженик сельского хозяйства обеспечивает работой до семи человек в городских профессиях: машиностроении, пищевой, химической промышленности, транспорте и т.д. Третья - рекреационная. И она особенно важна в современных условиях. В населённых пунктах между Москвой и Санкт-Петербургом половина домов принадлежит горожанам. Они проводят в них лето, оздоравливаются, тем самым повышая качество своей жизни - ведь жизнь на селе гармонизирует личность. Четвёртая функция села - сохранение народной культуры. Все народы нашей страны имеют аграрное происхождение, и корни всех национальных культур уходят в село. Конечно, можно в городах создавать фольклорные ансамбли, но это копия - подлинная культура в сёлах, на земле».
Основательный подход
Социолог отмечает, что в и в научной, и в художественной литературе часто уделяют внимание отличиям городского и деревенского жителя.
«Селянин более консервативен, традиционен, разумнее подходит ко многим вопросам, - продолжает Айтеч Хагуров. - В результате во всём мире высоко ценят крестьянина. Возьмите ту же Америку - ведь ковбой, национальный символ страны, это не воин, а скотовод, простой сельский труженик».
Главное отличие деревенского жителя от горожанина, по мнению учёного, в основательности.
«Крестьянин должен делать всё основательно, - говорит Айтеч Хагуров. - Осенью он закладывает основы будущего урожая, позже за ним надо старательно ухаживать, вовремя убирать. Сельский житель тщательно продумывает всё то, что делает, вкладывает в труд смысл. Он не может работать механически. Городской, промышленный стиль приучает к формальному исполнению функций - хороший токарь работает машинально, автоматически. Конечно, он может быть изобретательным, но в среднем технические специальности запрограммированы и формализованы. А содержательно наполненный смыслом вид деятельности преобладает на селе. Все дети сызмала в сёлах трудились и трудятся сейчас - и эта житейская этика входит в кровь и плоть человека».
Со временем, говорит учёный, ситуация на селе меняется. И не всегда в лучшую сторону.
«Вижу в станицах и аулах, что у одного всё заросло, а другой хозяин развил деятельность, например, первоклассных индюков и куриц выращивает, покупатели знают, приезжают к нему сами, - рассказывает Айтеч Хагуров. - В другом месте семья мёдом занимается - такой получается, что на рынке не найдёшь. И цены не поднимают каждый год. Живущий на земле человек только так может выживать - это и есть крестьянская основательность, которую мы часто видим у фермеров».
Уроки цивилизаций
Город наступает на село - если в 1897 году городское население составляло 15 % от общего количества россиян, то сейчас обратная пропорция - лишь четверть граждан страны живёт в сельской местности. Поэтому, пожалуй, более заметно влияние городской цивилизации на деревенскую. Так, по словам учёного, рост городов сопровождается ростом преступности - так было всегда и во всех странах, Россия не исключение. Позитивное влияние города - все достижения технического прогресса, которые оказываются в распоряжении селянина. Фермеры широко пользуются этими возможностями, у преуспевающих аграриев обострённое отношение к инновациям, новым технологиям. Фермеры за этим следят и по мере возможностей у себя внедряют. Положительны и некоторые организационные моменты, например, чёткость в работе.
«Но есть и обратное, пусть и менее заметное, влияние, - говорит учёный. - К примеру, человек, выросший в деревне, переехав в город, никогда не станет настоящим горожанином - в нём сохранится всё лучшее, заложенное селом. Обратите внимание, в 30-е годы прошлого века многие академики, успешно занимавшиеся фундаментальными проблемами, вышли из села».
Доктор социологических наук отмечает, что сельская культура более духовна, эмоциональна, экологична в широком смысле слова.
«Писатель Фёдор Абрамов писал: «Экологичнее русской сельской бабы я не встречал. Чище и физически, и нравственно, и духовно», - говорит Айтеч Хагуров. - Когда я уезжаю на дачу, где не очень обеспечен быт, замечаю, как сильно меняюсь. И, на мой взгляд, в лучшую сторону - начинаю бережней относиться к вещам, вижу смысл в каждом шаге. Когда возвращаюсь в город, всё переходит в автоматический режим - и я уже другой человек. Городу тоже стоит учиться у села».
Айтеч Хагуров отмечает, что рассуждения о значимости сельской культуры не становятся архаичными во время глобальной урбанизации.
«Мы должны понимать - в своих основных принципах, понятиях и смыслах сельскую культуру повторяет современная гуманистическая концепция устойчивого развития, которая разработана по линии ООН и принята абсолютным большинством наций, - объясняет учёный. - Центральная идея концепции - идея культурного потребления, гармонизации, сбалансированности человека, жизни, труда, его отношений с природой и обществом. А история учит, что именно эти принципы пронизывают крестьянскую культуру. Поэтому разговор о крестьянской, сельской культуре - это разговор не о прошлом, а современности и её проблемах».
Учёный приводит в пример произведение писателя Василия Белова «Лад».
«Хотелось бы, чтобы эту работу читали в школе, проходили все сельские управленцы - она многому учит, - говорит он. - Ведь сельский образ жизни основан на слаженности, на принципах лада. О таком образе жизни говорят вся наша деревенская проза и публицистика, которая всегда находилась на переднем крае литературы. Валентин Распутин, Виктор Астафьев, Белов - писатели-деревенщики. А были ли в последние годы советской власти литераторы, сравнимые с ними по таланту? О сельской культуре можно цикл лекций прочитать, основываясь только на работах писателей и публицистов-деревенщиков».
Сейчас, к сожалению, таких глыб в культуре, как перечисленные учёным писатели, нет.
Знаменитые кубанцы родом из сёл и станиц
Виктор Захарченко - художественный руководитель Кубанского казачьего хора, уроженец станицы Дядьковской.
Александр Москаленко - первый олимпийский чемпион по прыжкам на батуте, уроженец станицы Переясловской.
Павел Лукьяненко - селекционер, растениевод, дважды Герой Социалистического Труда, уроженец станицы Ивановской.
Владимир Бабешко - академик РАН, уроженец станицы Новотитаровской.
Евгений Трефилов - тренер женской сборной России по гандболу, выиграл с командой Олимпийские игры и четыре чемпионата мира, уроженец хутора Безлесного Усть-Лабинского района.
Виктор Горбатко- космонавт, родился в поселке Венцы Заря Гулькевичского района.