Примерное время чтения: 7 минут
449

Что в вашей квитанции? Почему каждый год растут цены на услуги ЖКХ?

«АиФ-Юг» № 33 18/08/2021
По платёжкам за июль люди увидели - цены на услуги ЖКХ вновь выросли.
По платёжкам за июль люди увидели - цены на услуги ЖКХ вновь выросли. / Александр Ердяков / АиФ

В России каждый год стоимость жилищно-коммунальных услуг увеличивается как минимум на 4 %, фактически цифры в платёжках растут ещё быстрее. Почему так происходит и меняется ли качество услуг со временем, разбирался «АиФ-Юг».

Почему больше платим?

Жителей Краснодарского края в начале августа ждёт очередное повышение цен - придут квитанции ЖКХ за прошедший месяц, а ведь  с первого июля по всей России традиционно выросли тарифы на коммунальные услуги.

По словам руководителя Региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края Сергея Милованова, в среднем по региону рост составит 4 %. Он отметил, что для Кубани определён темп повышения коммунальных тарифов в 4 % с допустимым уровнем отклонения в 2,6 %. Поэтому в отдельных муниципалитетах тарифы вырастут на 6,6 %. Тариф на газ с первого июля 2021 года в среднем повысится на 3 %. Так, в Краснодаре цена за услугу поднимется с 5,63 рубля до 5,8 рубля за кубометр. Цена на электроэнергию для городского населения с электроплитами вырастет на 4,38 %, для сельского населения - на 4,25 %. Сжиженный газ станет дороже на 6,6 %. Тарифы на холодное водоснабжение и водоотведение будут также установлены в пределах допустимого роста в 6,6 %.

«Хорошо, что я все документы храню и могу сравнить - в квитанции за июнь 2016 года (двухкомнатная квартира в краснодарской девятиэтажке) было 2700 с копейками, в июне 2021-го - уже 3900, - приводит подсчёты житель Краснодара Евгений Карпенко. - 1200 за пять лет - это больше обещанных 4% в год. Притом  что состав семьи не изменился - как жили вчетвером, так и живём. Новых электроприборов не появилось, вода из крана как бежала порой грязной, так и бежит».

«Да, тарифы ЖКХ каждый год растут, - говорит руководитель Краснодарской краевой корпорации жилищного самоуправления Владимир Колпаков. - Но общая сумма в квитанции может расти больше, чем на 4 %. Всё, что связано с отдельными ресурсами -  водой, газом, теплом - регламентировано департаментом цен и тарифов в рамках законодательных актов. Но почти каждый видит, что платёжка суммарно может подорожать до 7-10 %. Основная доля в росте - текущий ремонт, траты на который в каждом жилом доме зависят от решения общего собрания собственников. Эти расходы могут увеличиваться и на 10 %, и на 15 % в год - всё зависит от нужд дома, работ, которые необходимо проводить».

Владимир Колпаков отмечает, что в формировании тарифов на ЖКУ сложилась двоякая ситуация. С одной стороны, ресурсоснабжающие компании постоянно пытаются их повысить, твердят, что им не хватает денег на строительство новых сетей и поддержание в порядке старых. В то же время проверить финансовые отчёты этих организаций, увидеть, какой процент от собранного с жителей они отправляют на строительство сетей, общественники не могут. Ресурсники предлагают верить им на слово, но любой потребитель хочет точно знать, на что идут его деньги.

На 6,6 % с первого июля увеличились тарифы ЖКХ в некоторых районах Краснодарского края.

«Нужна прозрачность тарифа, чтобы мы знали, сколько в его рамках модернизируют и заменят сетей, - продолжает Владимир Колпаков. - А ресурсоснабжающие компании дают только общие цифры - заменили столько-то метров, но не раскрывают других данных. По этой информации невозможно понять, какая часть прибыли идёт на модернизацию».

По словам эксперта, проверять финансовую деятельность монополий может только прокуратура или специальный орган при администрации региона, как в Москве, Московской области, Казани. В Краснодарском крае такого органа нет.

В чём лучше?

По словам Евгения Карпенко, единственное, в чём он за последние годы улучшение увидел - так это в энергоснабжении.

«В позапрошлом году у нас электричество за лето пропадало шесть раз, причём однажды - почти на сутки, - рассказывает он. - В прошлом - четыре. В этом - всего один раз отключили, правда, на полдня, с 17.00 до 24.00 света не было  как раз в самую жару. Может, конечно, рано радуюсь, лето ведь ещё не кончилось».

Наблюдения Евгения Карпенко подтвердили в компании АО «НЭСК «Краснодарэлектросети»: по её информации с 16 по 26 июля в сети филиала зафиксировали 32 технологических нарушения. За тот же период пиковых нагрузок в прошлом году было 78 технологических нарушений. В ПАО «Россети Кубань» сообщили, что с 19 по 21 июля на краснодарских электрических сетях установили новый рекорд нагрузки - 1170 МВт. Предыдущий пик - шесого и седьмого июля 2020 года нагрузка по городу составила 1140 - увеличился на 30 МВт.

«Тему летних энергосбоев мы поднимаем и анализируем постоянно, - говорит Владимир Колпаков. - И сделанное за последние два года сказалось - энергетики отреагировали на требования администрации края, которая заставляла бесперебойно снабжать потребителей. Темпы роста жилого фонда у нас большие, все понимали, что строить новые микрорайоны без мощностей нереально. Поэтому была проведена модернизация и запущены несколько новых веток. Уроки прошлых лет учли, поэтому нынешнее лето пока проходит с минимумом аварий. Но система всё равно требует постоянного обновления - в тариф и заложена модернизация сетей на постоянной основе».

При этом Евгений Карпенко не понимает, почему каждое лето на две недели отключают горячую воду.

«Ясно, что нужно ремонтировать, но почему именно 14 дней? - возмущается он. - Да и этот срок на несколько дней постоянно затягивают».

Погода помогла

В прошлом году проблемы с водой на Черноморском побережье остро высветила засуха: в Новороссийске, Анапе, Геленджике краны работали по расписанию. В некоторые районы и вовсе живительную влагу привозили на автомобилях. Проблему начали решать на всех уровнях - регион начал масштабную реконструкцию Троицкого группового водопровода, снабжающего водой населённые пункты Черноморского побережья. Полностью работы завершат в 2023 году.  Дефицит воды в Темрюкском районе планируют закрыть за счёт реконструкции Таманского водопровода, которая должна закончиться также в 2023 году.

«Вопросы водоснабжения Новороссийска, Геленджика в прошлом году решали на уровне правительства РФ, - говорит Владимир Колпаков. - Из федерального бюджета на решение проблемы заложены около пяти млрд рублей, но всё пока на стадии проектно-сметной документации - основная работа ещё впереди, пока сделаны промежуточные шаги. Улучшения частично удалось достичь, но сейчас за это стоит благодарить природу - если не дай бог вновь будет засуха, то мы снова столкнёмся с нехваткой воды. Пусть и не такой глобальной, как в 2020-м.

Остро стоит проблема и с водоснабжением северных районов края: Ейского, Щербиновского, Кущёвского. Здесь мало того что в отдельные посёлки воду подают по графику, так ещё и цены на неё выше, чем в среднем по региону».

Куда жаловаться?

Руководитель регионального центра НП ЖКХ Контроль Андрей Карлеба:

«Если человек не согласен с суммой в квитанции на оплату услуг ЖКХ, то прежде всего надо понимать - правильно ли он считает или нет. Всё-таки ограничение в 4% - общее, а по конкретным муниципалитетам изменения тарифов могут доходить до 6% и более процентов. Поэтому надо изучать каждый конкретный случай, разбираться в каждой ситуации.

Если человек уверен, что ему неправильно посчитали, то может обратиться в в Государственную жилищную инспекцию - это путь для жителей многоквартирных домов. Если вы не согласны  с тарифами, то нужно обращаться непосредственно в РЭК-департамент цен и тарифов. Если эти органы обнаружат нарушение, то составят протокол об административном правонарушении на юридическое лицо, допустившее неправильное начисление либо неправильно использовавшее тариф. Затем будет произведён перерасчёт, после чего юрлицу можно предъявлять претензии - в том числе взыскивать штрафы, возвращать необоснованно полученную плату».

Пресс-секретарь АО «АТЭК» Егор Кузнецов:

«В период остановки котельных на планово-предупредительный ремонт, который длится две недели, производятся работы по масштабной замене вышедших из строя подземных и надземных тепловых сетей, ревизия насосного и электрооборудования, КИП (контрольно-измерительные приборы), запорной арматуры и пр. Двухнедельный срок необходим, чтобы тщательно подготовиться к отопительному сезону и провести его в безаварийном режиме».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Опрос

А вам в детстве родители выписывали детские журналы?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах