Через две недели после Пасхи православная церковь празднуют день святых жен-мироносиц. О том, кто это такие, а также о роли женщин в современном православии, «АиФ-Юг» рассказал иерей Владимир Иванов.
Как решать проблемы?
В наше время феминизм давно вышел за рамки борьбы за равные права для мужчин и женщин. Права на образование, голосование на выборах, владение имуществом доступны для женщин абсолютного большинства цивилизованных стран. Проблемы равенства полов стали менее очевидными, но, конечно, не исчезли полностью. Вопрос лишь в том, как эти проблемы решать. Исторический опыт показывает, что борьба за права отдельных групп людей неизбежно приводит к ущемлению прав и свобод других категорий граждан. Сейчас мы наблюдаем этот процесс в западных странах, где люди публично просят прощения за то, кем они родились: определённое сочетание цвета кожи и половой принадлежности автоматически обязывают человека становиться на колени по каждому требованию прогрессивной общественности. В долгосрочной перспективе это может привести к ответной реакции со стороны новых «угнетённых», и вряд ли этот путь ведёт к миру и взаимоуважению.
«Титул» из-за благовоний
В традициях восточных народов женщины чаще всего представляются жёнами, матерями, хранительницами очага. Ни о каких самостоятельных путешествиях и общественной деятельности речи быть не могло. Что говорить, если и в наше время женщина в роли президента, лидера мнений или даже шеф-повара воспринимается как некая маловероятная частность. Иудейское общество времён Христа было традиционным и религиозным, поэтому Его ученицы выглядели очень необычно в глазах народных масс. Они не только были слушательницами проповеди Спасителя, но и проповедовали сами. Жены-мироносицы стали первыми свидетельницами и проповедницами Воскресения Христова: свой «титул» они получили как раз потому, что несли благовонное масло (миро) ко гробу своего Учителя, чтобы должным образом завершить обряд Его погребения. Но застали пустой пещеру, в которой был похоронен Христос. А явившийся им ангел, рассказал, что не стоит искать живого с мёртвыми.
Жены-мироносицы были и среди тех, на кого через пятьдесят дней после Воскресения Христова в виде огненных языков сошёл Святой Дух. Они подали пример последующим поколениям христианок, которые теперь были в праве посвятить себя не только замужеству и рождению детей. Многие девушки предпочитали так и оставаться девами, избирая путь служения Богу. Существовал даже особый церковный чин – диакониссы. Они становились наставницами для тех, кто готовился к принятию Крещения, прислуживали во время богослужений, занимались делами милосердия.
Простая вера стала ростком
В истории Русской Православной Церкви совсем недавно был период, когда от женщин зависело её существование. Советская пропаганда всеми силами боролась с «религиозными предрассудками», храмы рушили, духовенство расстреливали или отправляли в ссылки и лагеря. Сохранить народную память о Боге, спрятать на чердаках и в подвалах уцелевшие святыни, переписать заученные наизусть тексты молитв – всё это смогли сделать православные женщины. Только они зачастую имели возможность пройти на богослужения мимо дружинников, дежуривших у храмов во время церковных праздников. Их простая, чистая вера стала тем ростком, из которого выросли новые поколения христиан. Ведь почти у каждого из нас первый разговор о Боге был с мамой или бабушкой.
Уважение и взаимное принятие никогда не произрастают из борьбы, даже самой благородной.
Женщины и сегодня являются важной частью Церкви. Ни одно высокоумное поучение подчас не сравнится с сердечностью и терпением, которые мы так ценим в представительницах прекрасного пола. Уважение и взаимное принятие никогда не произрастают из борьбы, даже самой благородной. И, наверное, именно сердечности нам порой не достаёт, чтобы услышать оппонента. Хочется пожелать всем христианкам счастья и безграничной любви, которой они несомненно согреют даже самое чёрствое сердце.