У многих Крещение Господне ассоциируется в первую очередь с окунанием в проруби. Что намного важнее купания в холодной воде в эти дни для верующих, чем отзываются в их сердцах испытания во времена военных конфликтов, как вообще люди приходят к вере и к каким чудесам это может приводить, «АиФ-Юг» рассказал отец Даниил Коровяков, настоятель краснодарского храмового комплекса в честь Блаженной Матроны Московской и Святых Петра и Февронии Муромских.
Благодать не в проруби
Александр Власенко, «АиФ-Юг»: Отец Даниил, почему многие священники не приветствуют окунание в прорубь на Крещение?
Даниил Коровяков: Человеку по природе свойственно искать в любом деле то, что ему кажется самым удобным и интересным. Вот и в Крещении Господнем многие видят в первую очередь некую экзотику, связанную с окунанием в прорубь. Но такое действие с церковной точки зрения является самым лишним и ненужным из того, что люди могут сделать в этот праздник. Плюс ко всему это бывает очень опасным для здоровья, ведь далеко не каждый организм выдержит нагрузку от купания в холодной воде. Лично я категорически против того, чтобы люди на Крещение окунались в прорубь. Меня окончательно утвердила в мнении о неправильности этой традиции трагедия в Ленинградской области, которая случилась несколько лет назад. Супруги с маленьким ребенком пришли вечером окунаться в прорубь, но женщину сильным течением унесло под лед, и она погибла. Этот ужасный момент случайно записали на видео и мне каждый раз становится не по себе, когда я вспоминаю увиденные кадры.
– А в чем главный смысл Крещения для верующих?
– Рождество и Крещение – это два связанных друг с другом праздника, которые раньше отмечали в один день как Богоявление. Во время Рождества Господь пришел в мир телесно, а во время Крещения являлась святая троица в полноте. То есть Бог стал человеком для того, чтобы человек стал Богом. Самое главное в этих двух праздниках для верующих людей – получение духовной пользы. Она достигается через посещение богослужений и молитвы Господу, которые приносят благодать. А уже после всего этого при желании люди закаленные и понимающие последствия могут пойти окунуться ради пользы для тела, скажем так. Но это безопасно только при спокойной, стоячей воде в присутствии врачей и спасателей. Например, в первые годы после открытия нашего храмового комплекса некоторые прихожане ходили окунаться в расположенный рядом искусственный водоем, хотя инициатива принадлежала не нам. Организацией занимались представители жилого микрорайона, которые хотели его прорекламировать.
Дорога к Богу
– Как люди чаще всего сегодня приходят к вере?
– В большинстве случаев люди обращаются к ней, когда сталкиваются с какими-то нерешаемыми проблемами. По сути, тяготы и даются Богом для того, чтобы человек поменял свой настрой, отношение, что-то пересмотрел в своей жизни. Есть такое церковное понятие, как крест, который каждый из нас несет. Смысл в том, чтобы после обращения к Богу под влиянием проблемы изменения в человеке продолжались и затрагивали все его дальнейшие начинания. Но, к сожалению, после решения проблемы многие уходят из храма так же, как и пришли. А возвращаясь к старому, люди провоцируют дальнейшие трудности, которые будут направлять их на правильный образ мышления и жизни. Но некоторые приходят к пониманию необходимости жизни по вере своим умом, размышляя, анализируя и делая правильные выводы. Этот путь самый правильный и безболезненный. Как говорится, умный человек учится на ошибках других.
По сути, тяготы даются Богом для того, чтобы человек поменял свой настрой, отношение, что-то пересмотрел в своей жизни.
– Приведите примеры того, как вера меняет жизнь людей.
– Несколько лет назад один немолодой краснодарец получил очень серьезную травму на стройке, после которой впал в кому. Жизнь этого мужчины буквально висела на волоске. Его сын вышел на меня и стал узнавать, как молиться за отца, чтобы ему помочь. В результате пострадавший вернулся с того света и полностью выздоровел. Эти события вызвали радикальнейшие перемены в жизни сына, который очень сильно переживал. Он стал нашим активным прихожанином, и теперь каждый свой шаг в жизни сообразует с тем, насколько он его отдаляет от Бога или же приближает к нему. Это один из самых по-
казательных примеров преображения верой, с которыми я близко столкнулся в своей жизни. Это на самом деле можно назвать чудом. А буквально сегодня я встречался с приехавшим в отпуск из зоны СВО артиллеристом, рассказавшем о происходящих там постоянно чудесах. Однажды снаряд попал прямо по их орудию, его полностью покорежило, а все люди рядом остались живы. В другой раз они задержались на позиции и угодили под сильный обстрел. Прилетело несколько десятков снарядов, но все они легли вокруг блиндажа, а в цель ни один не попал.
– Как все эти события отражаются на церкви, растет ли число прихожан?
– Самые существенные духовные подвижки происходят при военных тяготах и других бедствиях, которые касаются всего народа, всех людей. Именно так случилось во время Великой Отечественной войны, когда в самый тяжелый момент были открыты храмы, и вера стала наполнять сердца людей. Благодаря их молитвам и подъему патриотизма совершилось чудо. Наш народ, который практически не имел шансов устоять, стал победителем. Конечно, подвижки есть и сейчас. Родственники людей, которые воюют на фронте, приходят в храмы за утешением и поддержкой. Вот только далеко не все они хотят брать на себя подвиг молитвы за своих близких. Многие приходят только чтобы написать записку за брата, кума, свата и делегировать все церкви. Мол, вы тут помолитесь за них, а мы пошли жить как жили. Между тем, все гораздо глубже.
Наука и религия
– Влияет ли на веру наука, почему одни люди находят в ней подтверждения существования Бога, а другие – наоборот?
– Дело в том, что одно и то же знание может быть истолковано разными людьми и как доказательство бытия Божия, и как его опровержение. Чаще всего научные открытия толкуют в пользу самого человека – вот какие мы сильные, умные и классные. Но в классической науке было немало примеров, когда ученые люди как раз познавали Бога, делая те или иные открытия. Интересно, что Чарльз Дарвин был верующим человеком, хотя его теорию эволюционизма чаще всего приводят в качестве противовеса утверждениям о божественном сотворении мира. Именно так все преподнесла советская наука. Основной причиной заблуждений, о которых идет речь, является разное действие созданных Господом духовных и физических законов нашего мира. К примеру, если человек прыгнет с многоэтажного дома, то он сразу убедится в существовании закона всемирного тяготения и разобьется в результате его работы. А вот духовные законы проявляются только спустя продолжительное время, хотя при этом они преобладают над всеми остальными.
– Как вы сами пришли к вере и почему решили стать священником?
– На меня повлияли родители, которые были глубоко верующими людьми. Они уже в зрелом возрасте пришли к Богу через скорби, причем в советское время, когда это еще не было популярным. В частности, у моего отца были проблемы со здоровьем. С отрочества я впитывал веру родителей и уже во время учебы в школе решил, что буду служить Богу через принятие священства. Другого пути для себя я просто не видел и не представлял. Я отучился в Воронежской духовной семинарии, затем в академии и в 2009 году стал священником. При этом я заочно получил еще и светское исторические образование в Воронежском государственном университете. У моего отца тоже был диплом историка и, возможно, мне по наследству передалась тяга к этой науке. Я люблю историю во всех ее проявлениях. Например, я собираю старинные церковные книги, которые удается найти и купить по разумной цене. Они выставлены у нас в храме для всеобщего обозрения.
– Как вы считаете, история учит людей чему-то или она в любом случае повторяется по спирали?
– Этот вопрос как раз касается того, о чем мы ранее с вами говорили, что все зависит от человека и от народа в целом. Конечно же, история может учить людей только тогда, когда они ее видят, анализируют и понимают. А если они существуют по потребительскому принципу «бери от жизни все», как сегодня говорят, то будут наступать на те же грабли и, естественно, все будет повторяться снова и снова. Но в целом я считаю, что история в любом случае циклична.