114

Схема сбора «бабла». Сколько ни вкладывай - эту отрасль называют черной дырой

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 43. «АиФ - Юг» 26/10/2011

Наши власти и коммунальщики десятилетиями твердят о том, что водоснабжение, как, впрочем, и другие сферы ЖКХ, крайне убыточно, что требуются героические усилия для его поддержания на плаву, что все мы должны быть очень благодарны и платить любой тариф лишь бы в один прекрасный день не оказаться без воды.

Еще отрасль называют черной дырой, в которую сколько ни вложи - все будет мало. Не будем спорить. Просто отметим, что версия эта не является единственной и географически строго ограничена.

Эксперт с мировым именем Юрий Колодный, чьи проекты водоснабжения реализованы в 64 странах мира, включая нашу, утверждает: это самый крупный по объемам в мире бизнес с доходностью в тысячи процентов. За право в нем участвовать идет жесточайшая борьба. Мощные западные корпорации лезут в Латинскую Америку и даже Африку, где платежеспособность населения куда ниже нашей, а водопроводов в привычном понимании просто нет.

Краснодар не Африка. На сайте, куда нас послали, мы узнали, что в отличие от многих других российских городов у нас есть несколько пунктов водоснабжения с головными сооружениями, что значительно повышает живучесть системы. Очистные сооружения сделаны со значительным запасом, то бишь могут перерабатывать куда больше стоков, чем поступает. Да и природа постаралась. Мы получаем воду из артезианских, а не из открытых источников. Ее главное не испортить.

На сайте рассказано и о том, что в начале двухтысячных городские власти провели большую работу по приведению в порядок водного хозяйства. Вроде бы основа для бизнеса есть. Вроде бы и не совсем черная дыра. А может, мы настолько привыкли делать бизнес на черных дырах, что по-другому просто не умеем? Давайте разбираться.

Претензий не предъявишь

В 2005 году решили краснодарский водоканал передать в аренду на 25 лет фирме «Росводоканал». На ее сайте указано, что она входит в «Альфа-групп», которая, как известно, занимается нефтяным, банковским бизнесом. Ну и водичка. Видно, не такое это безнадежное дело. Непонятно только, почему эта светлая мысль не пришла в голову нашим правителям на пять лет раньше, до вложения серьезных денег на реконструкцию из муниципального бюджета.

Но мэры меняются, а, как говорят в народе, у каждого Абрама своя программа. Хотя мир знает и другие примеры. Журналисты нашей редакции побывали в кипрском городе Лимасол, где местный мэр буквально за пару лет построил канализационную систему.

- Это же просто чудо!- удивлялись мы, воспитанные мифом о черной дыре.

- Да какое чудо, - возразил скромняга-мэр. - Взяли кредит в банке, да и построили.

Такой подход дает и дополнительные выгоды. Видели, как строят трамвайные линии за рубежом? Сначала меняют все коммуникации. А у нас каждая фирма роет себе. В итоге куча бесхозных труб, тяжелые аварии. Об этой проблеме тоже можно прочесть на водоканальском сайте.

А мы на практике убедились, что при обнаружении таких неучтенных труб их просто обрезают, хотя возникли они десятки лет назад, что характерно, у добросовестно платящих потребителей.

Правда, с такой практикой мы столкнулись, когда водоканал уже оказался в аренде. Власти претензий не предъявишь. Не для того ли и освободилась она от хлопотного объекта?

А вот руководство большинства других городов не поленилось сами занялись своим хозяйством. Судя по сайту «Росводоканала», примеру Краснодара последовали лишь несколько населенных пунктов. Стоило, наверное, изучить резоны тех, кто решил обойтись своим умом, без привлечения к управлению иногородних фирм. И главный резон - возможный конфликт интересов. Бизнесмены заточены на получение прибыли.

Впрочем, не будем торопиться. Может, аренда дает неоспоримые выгоды. Ведь началось все очень солидно, с разработки инвестиционной программы. В ней и история водопровода, и анализ, и, конечно, финансы. Но программа вызывает вопросы. Как нам кажется, именно город должен был готовить программу под нужды горожан, определять объемы финансирования и на тендерной основе находить исполнителей. Город же выступает лишь как заказчик, разрабатывает программу водоканал. Что называется «под себя».

Мы не смогли обнаружить следов каких-то оценок или экспертиз. У привлеченных же нами экспертов, пожелавших сохранить анонимность из соображений безопасности, по поводу программы возникли сомнения, которые мы в качестве мнения приведем.

Программа предусматривает прирост мощностей. При этом в ней сообщается о ежегодном снижении потребления воды как населением, так и предприятиями. На 6 и 4%. Более того, предусмотрено уменьшение потерь воды с 39% до 25%. Зачем же наращивать мощности?

Нет в программе и четких приоритетов, есть направления. А главный приоритет, во всяком случае для горожан -

сокращение потерь воды. Меньше потерь - меньше оплата. Неслучайно в Германии потери всего 1,6%.

Но поставим себя на место бизнесменов, которые живут с кубометра. Не потому ли программа считает достаточным замену всего 1% труб в год, притом что их износ на момент разработки программы превышает 70%.

В советские времена нормативы были в разы больше. И пусть сейчас трубы лучше и качество работ, надеемся, выше. Но, получается, за 25 лет поменяют 25% труб. Сколько же за это время придет в негодность?

Интересно и другое. Внутренние сети в программу не вошли. Их оставили самим жильцам и управляющим компаниям. Денег на них нет, значит, аварий будет больше, утечек тоже. Будь все у одного хозяина - он бы не делал разницы между тем, из какой трубы протекло, магистральной или дворовой. А бизнес-логика диктует другое.

В лучшем случае разграничить трубы узлом учета. Сколько выльется за счетчиком, неважно. Если больше -

даже выгоднее. Платят-то жильцы.

Обоснования, расчеты по другим объектам тоже весьма своеобразны. После общих рассуждений о необходимости реконструировать и строить идут таблицы с наименованиями объектов и затратами. Хотя, повторимся, это лишь мнение. Оценки в данном случае могут быть разными. Другое дело финансы. Тут цифры. Правда, тоже не везде.

Четко определен вклад Краснодара в программу - 3,2 миллиарда рублей, намеченные на мероприятия, которые не дают окупаемости. А вот о вкладе остальных участников точных данных нет. А их немало. Краснодарводоканал брался оплачивать текущие расходы и проекты с годичной окупаемостью (улавливаете разницу?).

Подвязалось правительство и его фонды при оборудовании участков под строительство. Называются в программе отечественные и зарубежные банки, и в первую очередь «Альфа-банк», плюс разные фонды и гранты. Но вот насущный вопрос - кто и сколько даст, кроме краснодарцев? - остается открытым. Вернемся к нему, когда поговорим о выполнении программы. А пока разберемся, откуда берутся наши кровные миллиарды.

Первый источник - надбавка к тарифу, который и без надбавки весьма не мал. Кроме того, его увеличивает одна маленькая хитрость. Власть устанавливает тариф без указания - входит в него налог на добавленную стоимость или нет. Водоканал понимает это так, что налог в тарифе не предусмотрен, и добавляет 18%.

Другой источник - плата за подключение. Строишь жилье - будь добр оплатить за каждого нового потребителя. При этом суточную норму потребления определили в 400 литров. Лишь в 2009 году ее снизили до 290 - 360 литров в сутки в зависимости от типа жилья. Фактически же отпуск воды одному жителю по статистике составлял 166 литров.

А ведь отчисления эти в конечном итоге платят покупатели жилья. Но и это еще не все. Если в других городах деньги эти поступают в мэрию, то у нас решили направлять их на счета водоканала, а значит, с них придется платить налоги.

И пришлось. И много.

Без лишних процедур

Вожди учат нас, что любая программа мертва без живого творчества масс. В данном случае финансово-промышленных групп. Но если массы используют энтузиазм, то группы обычно заключают договоры для комфортного выполнения программ. Такой договор родился и в данном случае.

По прочтении создается впечатление, что, как и программу, готовили его канальцы, а чиновники даже внимательно не прочли, а просто подмахнули. Хотели получить комментарии от директора департамента мэрии, подписавшего документ (на таком уровне миллиардами распоряжаются), но его и след простыл. Поэтому поделимся сомнениями с читателями.

Начать с обязанностей сторон. Вот администрация обязана «в порядке, предусмотренном законодательством, обеспечивать наилучшее взаимодействие и координацию Организации (водоканала) с техническими, строительными, экономическими, финансовыми, надзорными и иными органами и организациями». Как это понять? Чиновники на манер стряпчего или того хуже лагерного шныря должны мотаться по делам чисто коммерческой организации?

И как в законе предусмотрено наилучшее взаимодействие с надзорными органами, той же прокуратурой? Если юристам мэрии этот договор не показали, то, может, юристы из прокуратуры помогут задним числом?

Еще администрация обязана хранить коммерческую тайну. Странно, о какой тайне речь, если осваиваются деньги граждан? За кордоном взял хоть цент из бюджета - никакой тайны быть не может. Любая информация выдается по запросу любого гражданина. Знают ли об этой практике наши канальцы? Наверное, знают. Раз публичногарантируют полную прозрачность. А в договоре устанавливают следующий порядок засекречивания информации. Одна сторона определяет, какую информацию считать конфиденциальной, а другая обязана ее защищать. Ну а журналюг и прочее налогоплатящее быдло можно кормить выверенной информацией с официального сайта.

Правда, обязательства на себя взял и водоканал. Искать подрядчиков «на конкурсной основе или с использованием иной аналогичной процедуры либо без проведения таких процедур».

Еще очень важная обязанность: «подключать к системам коммунальной инфраструктуры потребителей после произведения ими платы…». Скажете, это скорее привилегии. Да нет, настоящие привилегии впереди. Точнее, после подготовки программы, организации под нее финансового конвейера, заключения договора по его использованию больше ничего и не нужно. Да, не страдать от жесткого контроля. Так и с этим ажур. Администрация имеет право проводить мониторинг.

В переводе с английского это - наблюдение. А если что не понравится, возникнет спор, то приглашать независимого эксперта, согласовав его кандидатуру с водоканалом. И пошла вода в хату.

Что в итоге?

Заходим на пресловутый канальский сайт. Там скупой отчет о выполнении программы за 2010 год. План и факт сходятся почти идеально. Смущает только, что источники финансирования исключительно из кармана краснодарцев.

А ведь два дорогостоящих проекта выполнены по постановлениям правительства России. Почему бы правительству и не заплатить? А где упомянутые в программе многочисленные банки, фонды и гранты?

Хотя зачем водоканалу дополнительные средства? В балансе сотни миллионов прибыли, да он и сам готов поделиться деньгами. Как выяснилось при проверке, водоканал выступал займодавцем в кредитных отношениях с организациями, входящими в состав группы компаний «Региональные Объединенные Системы Водоканал».

Займы выдавались без всякого обеспечения. При этом наш водоканал имел неисполненные обязательства перед поставщиками, подрядчиками и персоналом. Размер выданных обязательств по платежам сторонних организаций на 30 сентября 2009 года составил более 1,2 миллиарда рублей. В случае неуплаты должником обязательства ложились бы на водоканал. По мнению проверяющих, это не соответствует целям деятельности водоканала и несет существенный финансовый риск.

Зарубежные банкиры и дельцы просто дети. Выдадут кредит под мизерные проценты, построят что-нибудь и радуются. А вот потянуть деньги со своего же инвестпроекта в обратную сторону чисто и конкретно можем только мы. У зарубежных воображения не хватит.

А как вам такая информация из аналитической записки департамента по строительству мэрии Краснодара? Для выполнения подрядных работ привлекаются в основном «Водстройкомплект» и «РВК-Консалтинг» (Москва), которые, выполняя только функции генподрядчика, привлекают субподрядчиков, что ведет к значительному удорожанию стоимости объектов. А что тут необычного, и как иначе, если по договору можно «без процедур». Или вот недовольны в записке таким фактом.

Привлечение организации «Росводоканал» (Москва) для подбора подрядных организаций по пяти объектам привело к необоснованным расходам более чем на 10 миллионов рублей. А подрядные организации все те же «Водстройкомплект» и «РВК-консалтинг».

Упрек беспочвенный. Сколько таких фирм по миру.

Все пока перешерстишь, чтобы убедиться, что свои лучше… Да за такое и 10 миллионов долларов не жалко. Не то что рублей. Или вот еще. Оказалось, что целый ряд мероприятий следует исключить из инвестиционной программы , так как не ведут к увеличению мощности и должны выполняться в рамках производственной программы организации. Когда в наличии два источника финансирования, поневоле свои денежки стоит поберечь. А которые сами валятся - их не так жалко. Можно и налоги платить гигантские.

По подсчетам того же департамента, если бы деньги шли на бюджетный счет и тратились только на мероприятия инвестпрограммы, за счет снижения налоговой нагрузки инвестиции увеличились бы более чем на 32%. Это - дополнительный миллиард. Но тогда уже нельзя «без процедур» и ссуды давать нельзя. Так что пусть миллиард пропадет. А оставшимися двумя порулим.

Оказалось, что существующая схема сбора финансовых средств приводит к спорным ситуациям при определении прав собственности на объекты. По ряду договоров наблюдается необоснованное превышение затрат по сравнению с плановыми показателями.

Все случилось так, как и должно было случиться. Но недавно инвестиционная программа была продлена на два года, схема осталась та же. Власть к тому же освободила водоканал от местных налогов как социально значимое предприятие. Надо бы еще открыть пункты по добровольному сбору пожертвований горожан.

Кстати, о горожанах. А что получили они? Ведь одно из направлений программы обещало повысить качество обслуживания. Улучшилось качество воды? На вкус и на цвет как-то незаметно. У кого есть деньги, ставят фильтры и пьют воду из кулеров. Проще стало заплатить за воду, снизился тариф? Легче подключить к коммуникациям?

Так нам и надо...

Может быть, и не стоило вести это расследование - будь водоканал каким-то исключением. Но это только часть общей картины. Под разговоры о черной дыре все лакомые куски краснодарской, да и краевой коммуналки перешли под контроль коммерческих структур, контролируемых иногородними дядями. Туда, где обороты невелики, никто не идет. И схема перехода (или захвата) была одинаковая. Мощный наезд на собственников или менеджмент с участием силовиков и чиновников.

Не обходилось без трагедий. Так, владелец краснодарских теплосетей, человек на редкость жизнелюбивый, убыл на отдых в Кавминводы и, едва разместившись в люксе, неожиданно для всех, а может, и самого себя повесился.

Дальше новые собственники или арендаторы отделяли финансы от производства, сбыт от обслуживания. Деньги по вертикальной трубе летят в Москву, а производственная база финансируется по остаточному принципу. Для ее поддержания вводят дикую плату за подключение, делают надбавки к тарифу. Сами тарифы растут безбожно.

По данным крайстата, за десять лет нового века цены выросли в целом в 2 раза, а на услуги ЖКХ - в восемь. При этом каких-то кардинальных перемен не видно. Часто - даже в худшую сторону.  Оплату услуг сделали донельзя запутанной. Народ уверен - для того, чтобы воровать.

В конторах хаос, очереди, по телефону справку не получишь. А особенно изгаляются собственники-арендаторы над теми, кто решил подключиться к сетям или поменять устаревшее оборудование. По существу, мы находимся в коммунальной оккупации, а у оккупантов свои законы, свои правила игры. Наглые, циничные.

Обнаглели же они до крайних пределов потому, что отпора не встречают. За рубежом же мало того, что государство жесточайше контролирует коммунальщиков-монополистов, так еще и масса общественных организаций проводит расследования, идет в прессу, в суды. У нас же чиновники заодно с коммунальщиками, а чемзаняты общества по защите прав потребителей, они, похоже, и сами не знают.

Поэтому имеем мы то, что имеем. Да, обидно. Да, досадно. Но заслуженно.

 

 

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Опрос

Носите ли вы защитную маску?

Ответить Все опросы

Топ 3 читаемых

Самое интересное в регионах