Выделенная полоса на Северной не первая в Краснодаре, зато самая длинная – более трех километров (от улицы Красноармейской до Школьной). Ее открыли, чтобы повысить скорость движения общественного транспорта на одном из самых загруженных участков кубанской столицы. В перспективе, видя ее эффективность, горожане должны были с личных машин пересесть на автобусы-троллейбусы.
Обратный эффект - пробки на Северной увеличились
Пока выделенную полосу рисовали на проезжей части, на дороге стали образовываться еще большие пробки. Но краснодарцев просили потерпеть - скоро ситуация улучшится.
Однако когда полосу дорисовали, заторы не уменьшились. Тогда власти Краснодара решили проверить эффективность выделенной полосы в течение 10 дней, чтобы «не навредить, и впоследствии принять взвешенное решение оставить ее или убрать». В ходе эксперимента пробки не уменьшались, а, наоборот, с каждым днем продолжали расти. И общественный транспорт шел по выделенной полосе не слишком быстро, и автомобилисты на соседней полосе, скорее стояли, чем ехали.
«В последнее время идет тотальная дискриминация автовладельцев в городе. Отбираются полосы для движения общественного транспорта, делаются платными парковки, эвакуаторы утаскивают автомобили. А в чем мы провинились? В том, что купили авто, топливо покупаем, платим немалый транспортный налог на экологию и строительство дорог. Нас хотят пересадить на общественный транспорт, но позвольте, его маршруты не всегда удобны и не пролегают порой туда, куда надо доехать», - возмущается в сетях пользователь под ником Эдуард.
Дискуссия насчет выделенки на Северной охватила не только офлайн, но и онлайн.
История кончилась тем, что ровно через 10 дней после создания выделенная полоса была официально отменена губернатором Краснодарского края Александром Ткачевым:
«Идея с введением выделенной полосы для общественного транспорта была хорошая, поскольку такое же решение уже эффективно зарекомендовало себя на улицах Октябрьской и Мира. Однако улице Северной это не сработало. Люди не должны часами мучиться в пробках», - отметил он.
Удивительно, но в тот же день пробки на Северной исчезли - как рукой сняло.
Пути решения с научным подходом
Так почему же выделенная полоса для общественного транспорта, которая прижилась на нескольких краснодарских улицах, совсем не оправдала себя на Северной?
Специалисты городской администрации еще в первые дни уверяли, что затор временный. Говорили, что по опыту организации движения общественного транспорта по выделенным полосам на других улицах ситуация должна была стабилизироваться в течение ближайшего времени. Но не стабилизировалась.
«Открывать выделенную полосу по улице Северной – нецелесообразно, - высказали «АиФ-Юг» свое видение проблемы в отделе пропаганды краевого ГИБДД, – Создание полос для движения общественного транспорта, как метод организации дорожного движения, возможно эффективно применять на некоторых улицах города, но идея их устройства практически на всех магистральных улицах, в том числе не имеющих альтернативы, на наш взгляд, не приемлемо. На Северных мостах, например, образуется тупик, зачем там полоса?».
В ГИБДД теперь просят администрацию Краснодара пересмотреть свои дальнейшие планы на устройство выделенок на улицах Селезнева, Колхозной, Тургенева, Ялтинской, Красных партизан, Офицерской, 40-летия Победы.
Сотрудники Госавтоинспекции со скептицизмом относятся к экспериментам, когда новшество сначала вводят, а последствия оценивают позже.
- Еще в июле мы писали письмо о необходимости детальной проработки вопросов организации выделенных полос не только с точки зрения условий движения общественного транспорта, но и с точки зрения функционирования транспортной системы города в целом. Рекомендовали использовать для этих целей методы виртуального моделирования, - рассказали в отделе пропаганды краевого ГИБДД.
После эксперимента с улицей Северной городские власти решили действовать осторожно.
«Только после того, как мы рассмотрим оптимальные маршруты движения автомобилей на Северной, позволяющие избежать заторов, сможем вернуться к обсуждению возвращения выделенной полосы на улицу Северную», – пояснили «АиФ-Юг» в администрации Краснодара.
В первую очередь, для решения проблемы загруженности Северной в мэрии планируют сделать ее дублерами улицы Головатого и Ново-Кузнечную. Реконструкция начнется с проектирования строительно-монтажных работ на этих улицах, затем там положат асфальт.
Будет и научный подход. Помочь «в борьбе с пробками» взялись специалисты кафедры организации перевозок и дорожного движения КубГТУ. Они намерены просчитать прогнозы и модель движения общественного и личного транспорта по улице Северной.
«Муниципального заказа на это не было, то есть город нас ни о чем не просил, это наша инициатива. Пока идет наблюдательный процесс, поэтому рассказать пока нечего», - комментирует информацию заведующая кафедрой организации перевозок и дорожного движения КубГТУ Татьяна Коновалова.
С 23 октября краевой оперативный штаб под руководством первого вице-губернатора Джамбулата Хатуова совместно с муниципальными властями приступил к тщательной проработке ситуации. Специалисты намерены не останавливаться и обдумать предложения по увеличению пропускной способности улицы Северной и прилегающих к ней дорог. На это у них есть 2 месяца. Пока же, по поручению губернатора Александра Ткачева, приоритет общественного транспорта на улице Северной будет обеспечиваться силами сотрудников ГИБДД.