Оговоримся сразу. Человек на видео пришел в «Скорую» сам. Не впервые. В 52-й раз с начала этого года! В течение нескольких дней, пока продолжалась работа по сбору фактуры, герой, запечатленный на видео, поставил личный рекорд: 54! Пятьдесят четыре вызова «скорой помощи». Из них госпитализацией заканчивались 47. Мужчине 7 раз проводили дорогостоящие медицинские процедуры, в том числе делали КТ (компьютерную диагностику) головы. Каждый раз он находился в состоянии алкогольного опьянения. Как пояснили «АиФ-Юг» в БСМП, мужчина - не имеет постоянного места жительства и имущества.
Отогрелся и пошел
«У него даже нет мобильного телефона. Он приходит на станцию скорой самостоятельно, а чаще просит прохожих на улице вызвать врачей, потому что его «избили». Если человек утверждает, что его избили, у него болит голова, он падает… Есть обоснованное подозрение на травму черепа, в таком случае алгоритм оказания помощи подразумевает компьютерную томографию и прочие необходимые исследования», - сообщили в администрации БСМП.
Бездомный нашел отличный способ решения проблем с ночевкой в холодное время года и с питанием. Отогреется, подкрепится и… прощается с медиками до нового вызова. Отказать человеку в помощи врачи не могут (это антигуманно и противозаконно). Удерживать его насильно в медучреждении медики также не имеют права. Но возникает вопрос… В то время, пока с таким «больным» возятся - вдруг помощь потребуется тому, кто реально в ней нуждается?
Кто делает кассу?
По статистике Минздрава, 35% всех вызовов делают обращения условно «ложные». Плохо стало, допустим, в скверике, вызывают люди «Скорую» и… отпустило, уходят, не дождавшись бригады. Или вызывают с порезанным пальцем и с секундомером в руке (за 20 минут «Скорая» должна приехать по нормативу). Или: «У меня температура 37, приедьте». Едут. Звонок пьяного - не повод не ехать. Напился, упал, ударился об угол стола - и вот вам ситуация, угрожающая смертью. Вдруг кровоизлияние? Да, пациент грязный, дурно пахнет. Но внешние особенности не должны врача волновать.
А где критерии, как можно рассуждать на предмет, ехать или не ехать? Никак! Мы живем в юридическом сообществе. Медики не имеют времени, ресурсов и законных полномочий отделять зерна от плевел.
«В целом за сутки в Краснодаре поступает около тысячи вызовов, по краю - 4,5 тысячи. Медики постоянно слышат: обязан, должен, - говорит Николай Босак, главный врач Краснодарской БСМП. - Какие из них обоснованные? Все! Но если подходить к вопросу с морально-этической стороны… Если у меня болит горло, я в жизни не вызову «Скорую». Я сяду в машину, в автобус, вызову такси и приеду в больницу. Потому что… незачем отвлекать машину, которую роженица вызовет. Или ту, которая на автомобильную аварию поедет. В университете нас учили, что «Скорая» должна приехать, оценить ситуацию. Кого-то из людей следует отвезти в больницу. Кто-то, в зависимости от состояния, не нуждается в этом. Сегодня нас называют перевозчиками. Мы обязаны госпитализировать всех подряд! Есть законы юридические, а есть законы здравого смысла. Здравый смысл зачастую сегодня не работает…»
А что нам надо?
Есть опыт Европы. Скандинавские страны славятся своей социальностью. И они ввели плату за вызов «Скорой». Плата символическая - от одного евро. Но сразу последовал эффект - резкое падение количества вызовов. Может и нам установить лимит? «Платная «Скорая» - это не наш путь», - считают кубанские медики.
«Наши люди не поймут, такая практика вызовет социальный бунт. Мы налоги платим и вправе требовать: придите и сделайте мне хорошо за мои деньги! Но, увы, нет у людей ощущения персональной ответственности за свое здоровье. Это ли не самая большая ценность? Правила личной медицинской гигиены просты. Не курить, не пить... проходить диспансеризацию… На медосмотры не должны вас загонять палкой - вы сами должны туда идти. Государство предлагает вам защиту. Вот она, вакцина от гриппа, три копейки стоит. Когда вы заболеете, лечение будет стоить гораздо дороже. Но наши люди - они не сознательные», - это обобщенное мнение о нас от врачей.
«По данным Росздравнадзора, около 37% вызовов «Скорой» являются непрофильными - не требующими экстренной помощи. Что с человеком - может распознать врач, и тот, у кого что-то болит, правильно делает, что его вызывает. К этой проблеме надо относиться с пониманием. Конечно, бывает, что пациенты пытаются использовать «скорую помощь» в качестве такси или ее вызывают веселящиеся компании, но в этих случаях у страховых компаний и сейчас есть право на предъявление иска», - говорит руководитель «Лиги защиты пациентов» Александр Саверский.