Каждый старинный дом хранит историю, но порой ее трудно разглядеть за внесенными современностью изменениями. Участники «Том Сойер Феста» возвращают исторический облик улицам города, реставрируя двери, окна, ступени и фасады старых краснодарских зданий. С чего все начиналось, кто восстанавливает первоначальный вид домов и зачем волонтеры тратят свое время и деньги на чужую собственность, выяснял «АиФ-Юг».
Время действовать
Десять лет назад в Самаре появился на свет фестиваль восстановления исторической среды силами волонтеров и спонсоров. Назвали его «Том Сойер Фест» - в честь знаменитой сцены из Марка Твена с покраской забора. В 2019-м фестиваль добрался до Краснодара.
«Каждый раз, гуляя по нашим центральным улицам, я задумывалась, почему они в таком состоянии, - вспоминает Хельга Шошина. – Мы ездим в другие страны, города, чтобы любоваться их исторической красотой, хотя у Краснодара в этом плане гигантский туристический потенциал».
Хельге не нравилось бесплодно критиковать все вокруг, а тут самарский опыт на глаза попал, после чего она решила взяться за дело и действовать. Девушка съездила на Волгу, посмотрела, поучилась у коллег и вернулась в Краснодар, где стала местным координатором фестиваля. Сразу после возвращения она завела социальные сети, собрала единомышленников, и процесс пошел. Вскоре нашелся первый дом для работы. Причем в Краснодаре сразу появилась своя специфика – в других городах чаще фасады восстанавливают, у нас – двери.

С первыми дверьми повезло – владельцы сами обратились: делаем ремонт, если получится, давайте попробуем. Получилось, а дальше сарафанное радио разнесло по городу – волонтеры старинные двери возрождают.
«С тех пор с дверьми нас и ассоциируют, - продолжает Хельга. - К тому же элемент это заметный - коммерция входы наряжает и украшает их к праздникам, на фоне фотографируются. Старинным дверям целые паблики посвящают. С первым фасадом тоже случайно – знакомый нашего волонтера жил на улице Коммунаров, 105. Он сам в прошлом строитель, обсудил с соседями по фасаду, и так мы начали наш первый дом».
Сейчас в общем чате полторы сотни участников, появился у волонтеров и второй координатор – Жанна Рыжкова. Ценители старины уже восстановили и сохранили больше десятка дверей, ступеньки, старинные окна, лепнину, кованые козырьки, решетки и изразцовые печи. Полностью реанимировали фасад дома Леонида Сологуба (художник, архитектор, участник объединения «Мир искусства») на улице Коммунаров, 105.
На видном месте
По закону работать со зданиями, которые относятся к объектам культурного наследия, могут только лицензированные организации. Волонтеров это озадачивает - в других регионах добровольцев привлекают к работам с ОКН. Но закон есть закон, поэтому дома для работы выбирают по нескольким критериям. Первое – статус. Например, дом Сологуба - исторически ценный градоформирующий объект в зоне исторического поселения, поэтому его можно было ремонтировать без согласований.
«Главное, чтобы исторический вид здания не был изуродован пристройками, и он не был аварийным, то есть судьбе дома ничего не угрожает», - говорит Хельга Шошина.
Важно, чтобы любоваться красотой могли не только жильцы дома.
«Все свои волонтерские силы мы направляем на общедоступные объекты, - рассказывает Жанна Рыжкова. – Но, если человек, ремонтирующий собственный исторический дом, обратится за помощью – поможем знаниями, советами, инструментами».

Недавно волонтеры восстанавливали старые межкомнатные двери в здании на Красной, где сейчас магазин комнатных растений, а до этого был книжный магазин, пострадавший во время пожара. Для иммерсивного театра хранят старинную печь, которую аккуратно разобрали в месте, где от нее собирались избавиться. Теперь она продолжит радовать глаз в новом месте, тоже в старинном здании.
«И магазин, и театр – открытые места, в которые может попасть каждый», - добавляет Жанна.
Амбассадоры красоты
За пять с лишним лет волонтеры собрали в Краснодаре профессиональную команду, в которой есть историки, краеведы, архитекторы и многие другие. Только появляется работа, находится, например, старинная дверь для реанимации – специалисты ищут старые фотографии, чтобы знать, как выглядело здание раньше. Выясняют подробности по архивам. Отдельные аутентичные элементы – дверные ручки, например, ищут по блошиным рынкам всей страны. Если нужно узнать изначальный цвет – делают зондаж, то есть снимают послойно всю краску, добираясь до первого. Кстати, чаще всего в Екатеринодаре двери были зелеными или коричневыми. А лепнина - разноцветной.
«Мы, работая на фасаде дома по Коммунаров, 105, поняли, что маскароны (декоративный элемент в виде маски человека или зверя на фасаде) изначально были покрашены в коричневый, - рассказывает Хельга Шошина. – Мы привыкли к белым элементам. Удивились, отвезли реставратору, старенькому дедушке, который в советское время памятники восстанавливал. А он: «Ну да! И чего вы удивляетесь – и на банях, и на доме купца Лихацкого именно такая лепнина и была!»

Хельга Шошина и Жанна Рыжкова все свободное время проводят в мастерской. У волонтеров есть временное место, где можно не только спокойно работать, но и хранить старинные двери, рамы или другие элементы, найденные на мусорках города. Число тех, кто хотя бы раз брал в руки шпатель, кисть или другой инструмент, давно перевалило за сотню. Люди приходят разные и по возрасту: школьники, студенты, пенсионеры. И по профессии – от стоматолога до дизайнеров. У каждого своя мотивация – преподаватели порой мальчиков приводят ручному труду научить, студенты-историки хотят больше о городе узнать. Есть люди и с архитектурными страстями – один все о кирпичах знает, второй - об изразцах, третий - от метлахской плитки без ума. Что же привлекает их? Что заставляет тратить деньги и свободное время на то, чтобы чужие дома лучше выглядели?
«Когда мы вдвоем с Хелей вытаскивали из обрыва выброшенную кем-то тяжелую старинную дверь, я тоже задавалась этим вопросом, - улыбается Жанна. – Почему мы именно такое хобби выбрали, а не крючком вяжем? За всех не возьмусь отвечать, но я нуждаюсь в окружающей красоте. Я люблю Краснодар, хочу гулять по красивому городу, по местам, где сохранилась история, где можно сфотографироваться, полюбоваться цветущими деревьями на фоне старинных особняков».
Волонтерам нравится изменять пространство к лучшему, заражая чувством прекрасного окружающих.
«Часто люди подходят к нам во время работы, расспрашивают – интересно же, девочки молодые, на классическую бригаду не похожи, - продолжает Хельга Шошина. – Узнают, что мы делаем, зачем и почему. Признаются, что сотни раз проходили раньше мимо старинного дома, но не замечали ни дверей, ни лепнины, ни маскаронов. А стоило почистить – и красота эта становится видимой для всех».
Работа волонтеров «проявляет» исторический облик старинных зданий. Даже один восстановленный элемент - та же дверь – показывает, каким может быть весь дом. Изменения бросаются в глаза и жителям, которые становятся, по словам девушек, амбассадорами старинной красоты. Но для того, чтобы увидеть прекрасное в старинном здании, жильцам порой нужно приложить усилия. Старые дома часто разделены на множество маленьких квартир, у их обитателей порой нет финансовой возможности сохранить аутентичную дверь или окно, а современные технологии предлагают возможность сделать дешево и сердито. Да и ухаживать за пластиковым окном или китайской железной дверью не надо.
«Аргумент, которым мы часто убеждаем людей на восстановление исторических элементов, - это стоимость здания, - рассказывает Хельга Шошина. – Старинный дом с пластиковыми окнами и китайской металлической дверью оценят явно дешевле, чем тот, в котором красиво сохранили первоначальный облик».
По словам девушек, обиднее всего, когда аутентичные детали уничтожают не из-за безденежья, а по незнанию. Восстанавливать историческую среду стоит хотя бы ради того, чтобы люди видели красоту, учились ее ценить. И это работает!
«Ту же старинную дверь, которую мы вытаскивали из обрыва, заметил жилец дома, который мы реставрировали, - рассказывает Жанна Рыжкова. – И не просто заметил – позвал нас, провел, показал».
Если вы увидели старинные двери на краснодарских свалках или живете в старом доме и хотите сохранить его облик – обращайтесь к Хельге Шошиной и Жанне Рыжковой в соцсетях. Найти кураторов легко по названию фестиваля. Будут рады здесь и новым волонтерам.