Примерное время чтения: 7 минут
5805

«Общаться надо по-взрослому». Воспитатель - о том, как вести себя с детьми

Диана Бондарева / Из личного архива

Диана Бондарева из Армавира - победитель краевого конкурса «Воспитатель года Кубани-2018» - рассказала «АиФ-Юг» о выборе профессии, о том, как завоёвывается доверие детей и родителей, зачем педагогу смотреть мультфильмы, как привить ребятам любовь к шахматам и многом другом.

Досье
Диана Бондарева окончила факультет дошкольного образования Армавирского государственного педагогического университета. Начинала работать в детском саду № 1 г. Армавира, сейчас трудится в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении детском саду № 18 г. Армавира. Победитель краевого конкурса «Воспитатель года Кубани-2018».

Быть в центре внимания

Федор Пономарев, «АиФ-Юг»: Диана, как вы пришли в детский сад?

Диана Бондарева: Я с детства мечтала стать учителем в школе. Когда поступала в институт, случай привёл на кафедру дошкольного образования. За всё время учебы и работы в детском саду я ни разу об этом не пожалела. Поступила учиться на заочную форму, поэтому работать начала ещё во время обучения - с 19 лет.

- Не переживали - ведь 19-летнего воспитателя родители, пожалуй, самого воспринимали как ребёнка?

- В первый день, конечно, было очень страшно. Я начинала работать с двухлетними малышами. Было непонятно, что с ними делать, чтобы они не плакали, чтобы им было интересно, чтобы доверяли мамы, которые оставляют крошек на целый день. Приходилось тщательно обдумывать, много учиться. Для меня самое главное, чтобы дети не плакали, я их развлекала, занимала, предлагала что-то новое, и мамы по вечерам забирали довольных, счастливых, весёлых малышей.

Страх продолжался недолго - ровно до того момента, пока я не почувствовала отдачу от детей. Стоило им отреагировать на предложенную игру или спетую песенку - они улыбались, и я понимала, что иду в правильном направлении. И страх забывался, оставался только интерес.

- Чьё же доверие вам труднее было завоевать - детей или их родителей?

- Сложнее было с мамами, они видели во мне только молодого педагога без багажа знаний и опыта. Но когда мама видит, что ребенок идёт в детский сад с удовольствием и улыбкой, бежит к воспитателю, это вселяет в неё уверенность.

Темы для обсуждения можно найти и в новых мультиках.

- Родители часто жалуются, что не успевают за одним-двумя малышами, а у вас десятки. Как вы с ними справляетесь?

- Родители часто об этом спрашивают. Во-первых, это детский коллектив и педагог для них - образ, за которым, если интересно, можно следовать дальше. Воспитатель должен всё время находиться в центре детского внимания, завлекать, делать день для малышей насыщенным, интересным, тогда они тянутся к педагогу, подражают, слышат и слушают.

Разговоры с почемучками

- Как завоевать доверие ребёнка, завлечь его - есть у вас профессиональные секреты?

- Всё зависит от возраста: с малышами я люблю петь, рассказывать стихотворения, потешки - сначала громче, потом всё тише. И на самом интересном месте замолкаешь - это привлекает внимание детей, и они подтягиваются к воспитателю узнать, что же будет дальше? Ребят постарше таким приёмом не удивишь - тут нужно постоянно придумывать что-то новое. Во-первых, разговаривать с ними как со взрослыми - они это очень любят. Во-вторых, давать новую информацию. Ребята сами задают интересные вопросы, на которые мы стараемся отвечать вместе. Дети организуются в сообщество, унимают расшалившееся внимание и выдвигают новые идеи. Так они общаются, ищут ответы, привлекают и родителей.

- А что это за информация - не будут же детсадовцы политику обсуждать или новости спорта?

- У нас есть разные проекты, которые мы изучаем с детьми: про животных, космос, правила дорожного движения. Дети смотрят познавательные передачи - отсюда и черпаем факты. Помогают познавательные мультфильмы - «Смешарики», «Фиксики», например.

- Вам приходится смотреть то, что смотрят дети?

- Да. И я замечала, что мальчики особенно удивляются, когда принесут игрушку в сад, положат куда-то и спрашивают: «Диана Александровна, а вы не видели, вот у меня такая игрушка, вертолётик?». Я говорю: «Хели?». И дети с удивлением: «Вы знаете Хели?!». И потом мальчишки шепчутся: «Она знает этот мультик» (смеётся). Мне и самой интересно общаться с детьми на равных, жить с ними одной идеей.

- Вы воспитываете сына - со своим ребёнком используете те же педагогические методы, что и с чужими?

- Со своим сыном я становлюсь более требовательной, смотрю через педагогическую призму. Ему, наверное, труднее, чем детям в детском саду.

- С кем легче работать - совсем с малышами или с теми, кому скоро в школу?

- В каждом периоде свои интересы - главное, знать, чего хотят дети, чем они живут. Мне интересно с любым возрастом. Если говорить о малышах, то именно от воспитателя зависит, какими будут первые слова ребёнка, как он будет смотреть на мир. С детьми постарше, «возраста почемучек», и требования к себе увеличиваются. Сам начинаешь копаться, больше узнавать, чтобы можно было ответить на вопросы. Сложно выделить какие-то предпочтения в возрасте.

- Что для вас главный критерий оценки работы - вы его видите в словах благодарности от родителей или в глазах детей?

- В детях, в их отзывчивости, в их горящих глазах - для меня самое главное быть интересной ребятам. Если я проживаю этот день с ними, то и отклик получаю - детские объятия и признания в любви. Ребята возвращаются домой и рассказывают, что узнали нового от Дианы Александровны. И только потом уже одобрение со стороны родителей.

Шахматы из… муки и шерсти

- Что изменилось по сравнению с тем временем, когда вы ходили в детский сад?

- Мне сложно ответить, потому что я в садик не ходила. Мама сидела с нами троими дома. Все друзья, подружки ходили, обсуждали, как что-то делают, готовятся к утреннику, и я им завидовала. Сейчас, получается, компенсирую (улыбается).

- Почти каждый взрослый помнит, как его последним забирали из детсада - что вы делаете, когда остался один ребёнок?

- Главное, успокоить малыша, сказать, что мама задержалась на работе, мы сейчас пойдём и сделаем ей сюрприз - нарисуем открытку, например. Был у меня случай - девочка ходила в детский сад только до обеда, но всегда слёзно умоляла бабушку оставить до вечера. И однажды у бабушки не получилось забрать вовремя - девочка осталась последней, бабушка бежит: «Простите, извините, как там моя бедная внучка?». А для ребёнка это, наверное, был лучший день в саду - она потом ещё долго рассказывала: «Может, ещё когда-нибудь получится уйти самой последней!».

- Вы сами играете в шахматы, ещё и детей ими увлекли - как удалось малышей заинтересовать?

- Детский сад у нас развивается и старается идти в ногу со временем, у нас много творческих мастерских, где ребёнок может примерить на себя разные профессии и роли. Когда шахматам стали уделять много внимания ещё в детском саду, перед коллективом педагогов стал вопрос: «Как вызвать у детей интерес к игре?». И мы придумали делать их своими руками. Подключились и дети, и родители, и воспитатели. Вырезали шахматы из картона, в творческой мастерской «Шерстяное облачко» валяли фигуры из шерсти, на гончарных кругах - из глины, пекли наборы… и потом съедали. Один папа предложил скрутить фигуры из болтов и гаек. Шахматная ниточка таким морским узлом связала наш детский сад.

- На ваш взгляд, от современных гаджетов детям больше вреда, чем пользы?

- Нельзя отрицать современную технику. В нашем детском саду есть хорошо оборудованный компьютерный класс с мультимедийной доской, интерактивными столами, планшетами и ноутбуками - с их помощью мы учим детей, что гаджеты приносят пользу людям. В первую очередь нужно организовывать себя, ведь дети смотрят на взрослых - если в семье есть традиции совместных просмотров, игр, то ребёнок будет это ценить. Лишать детей гаджетов полностью - неправильно, всё должно быть в меру.

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно


Опрос

Где планируете провести отпуск или выходные?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах