Герою нашей публикации, учителю математики МБОУ СОШ № 2 им. Рокоссовского г. Кропоткина Геннадию Косякову в январе исполнилось 70 лет. Большую половину жизни - 48 лет - он работает в школе. На пенсию пока не собирается. Да и не готовы его отпускать - ни ученики, ни коллеги. Он - настоящий учитель. Не потому что образование соответствующее и записи в трудовой книжке. Просто он - тот самый, практически хрестоматийный пример человека на своём месте. О том, почему дети «доводят», как педагогам заставить себя уважать и чему научила дистанционка, в преддверие Дня учителя Геннадий Николаевич рассказал «АиФ-Юг».
«Учитель права на агрессию не имеет»
«А сколько учеников у вас было?» Этот вопрос Геннадию Николаевичу задают часто, и он всегда смущается.
«Каждый год, 48 лет подряд, я выпускал два-три класса... Посчитать можно приблизительно, но зачем? Понятно, что цифра огромная. Не это же главное!»
«Один бывший ученик при встрече попенял: «Я на вас зол!» Оказалось, причина в том, что я мало требовал. «Вот дали бы мне раз, другой подзатыльник - я бы скорее стал человеком! Ведь я же был хулиганом! За ум взялся - а много времени и возможностей упустил...»
Конечно, слова экс-ученика были шуткой, бравадой. И учился он прилично, и в профессии состоялся. Но Геннадий Николаевич удивлён был и раздосадован. Наверное, что-то поменялось в обществе, раз учёба воспринимается как наказание, учиться нужно заставлять?
Развязное поведение ребёнка - это всего лишь попытка отвлечь учителя от урока.
Геннадий Косяков родился в Челябинске. Рано лишился отца - тот занимал высокую должность, был арестован и пропал, судьба его неизвестна. Потом умерла мама, жили тогда в Луганске. Младшую сестрёнку удочерили. Гена оказался в детдоме в Волгоградской области. Главным человеком в его жизни стала Анна Ивановна Марченко, учительница математики. Как-то сумела она измученного маленького беглеца отогреть, растормошить. Он ей доверился.
«Отличный предметник, и ей было не всё равно, как мы учимся, о чём думаем. Говорила мне: «Пойми, чего хочешь, какая у тебя мечта. Учись, стремись и всё получится!» И я хотел, мечтал, равнялся на неё и в профессию пришёл по её стопам».
Учитель, считает Косяков, права на агрессию не имеет, даже на повышенный тон. При этом обязан увлечь, привить к учению вкус. Возможность такую даёт сила авторитета. Обаяние личности, а не кулаки.
Любимчиков заводить нельзя
Первым его местом работы по распределению была школа в маленьком селе Торгун Волгоградской области. Дебют совпал с кампанией военных сборов воинов запаса. Педсостав школы понёс потери.
«Я математик, у меня классное руководство, но вдобавок пришлось проводить уроки физкультуры и... пения. В вузе, помимо основной специальности, получил музыкальную подготовку на факультете общественной профессии. На гитаре, пианино, баяне играю до сих пор и с удовольствием».
Баянист в сельской местности - душа компании. Учитель-музыкант, у которого даже классные часы превращаются в концерты, - кумир учеников. Несмотря на дикие перегрузы и занятость 24/7, это было счастливое время. Когда Косяков с молодой женой решился на переезд к родственникам в Краснодарский край, для многих в Торгуне это стало трагедией.
«Что давало ощущение счастья? - Размышляет Геннадий Николаевич. - Статус учителя был высоким, работа приносила удовлетворение и удовольствие».
О педагогах государство заботилось. И дело не только в квартирах. Как сейчас говорят, у учителей был привлекательный имидж. О них писали в газетах, книгах, снимали фильмы. Сами учителя, по словам Косякова, действительно ощущали свою особенную роль и в большей степени жили жизнью учеников. Родители доверяли педагогам самое ценное - детей и, как правило, полностью на учителей полагались. Невозможно было, чтобы ребёнок не учил уроки, прогуливал и дерзил - такое поведение резко осуждалось и пресекалось прежде всего в семьях учеников.
Сегодня в интернете гуляют ролики - ссоры и даже драки между детьми и учителями. Однако, по словам Косякова, некоторые коллеги сталкиваются с попытками их провоцировать. Ученики способны сознательно «довести» учителя, а когда он выйдет из себя - записать на телефон и выложить в Сеть.
«Эти дети свободнее, чем поколения, выросшие в СССР. Они знают о своих правах. Но проблема в том, что понятия долга, ответственности им гораздо меньше знакомы. И если разобраться, чаще всего развязное поведение ребёнка - это всего лишь попытка отвлечь учителя от урока. Самозащита: я ничего не понимаю, поэтому лучше сорву урок, но плохую отметку не получу. Вот почему нельзя просто преподавать, а необходимо быть воспитателем».
По мнению Косякова, не нужно для этого ничего нового придумывать. Достаточно быть внимательным, требовательным и справедливым. Нельзя давать самостоятельные и контрольные без подробного разбора. Нельзя заводить любимчиков, ставить завышенные отметки или наоборот занижать их несимпатичным ученикам. Дети моментально реагируют на несправедливость и ничем хорошим для педагога это не заканчивается. И, конечно, дети не должны стесняться или бояться задавать вопросы.
За что «спасибо» пандемии?
Вопрос, интересующий старшие поколения: правда ли, что современным детям труднее учиться?
«Выбор системы образования в пользу ЕГЭ значительно всё усложнил, - говорит Геннадий Николаевич. - Нагрузка возросла, но при том, что бы ни говорил, качество знаний, которые давала советская школа, было лучше. К традиционным для старой модели экзаменам ученик мог подготовиться самостоятельно. В наши дни обойтись без помощи репетира удаётся единицам.
Образовательные алгоритмы, однако, живые. Быть может, и ЕГЭ сменит система более эффективная. В чём не приходится сомневаться - школа обладает достаточной гибкостью для того, чтобы справляться с вызовами времени. И учителя отвечают своему предназначению быть первыми и лучше знать. С техникой и интернетом Косяков давно на ты. Восемь лет назад с помощью технологий разыскал сестру Людмилу, с которой судьба разлучила более полувека назад. Встретились, часто бывают в гостях друг у друга. По скайпу болтают каждый день.
«Тем не менее новый формат, с которым мы познакомились «благодаря» пандемии коронавируса - переход на дистанционную форму обучения - стал для всех стрессом. И самым большим для запертых на карантине с детьми родителей. На второй неделе занятий онлайн я стал получать сообщения от мам и пап. «Ребёнок не хочет думать, а старается найти в интернете готовые ответы. Как вы с ними справляетесь?! Я с одним-то чуть с ума не сошла! Спасибо вам и низкий поклон! Теперь понимаю, что такое ваш труд».
Стресс преодолели, выводы сделали. Дистанционка как элемент в школе имеет право на существование, не более. Но, кажется, она подняла учительский статус. По мнению Косякова, все поняли, что компьютеры и роботы живых учителей заменить не смогут. Быть может, больше станут ценить.
«Вы бы видели, что в школьном дворе творилось первого сентября! У детей глаза горят, расспросы, новости – объясняет учитель. - Учителей облепили, цветами завалили. Видно было - соскучились сильно. В такие моменты посещает чувство счастья. Понимаешь, что работал, переживал, старался - не зря».