1 июня - Международный день защиты детей. Как найти интересное для ребенка направление и не перегрузить при этом занятиями, чем отличаются современные дети от прошлых поколений и что они выбирают - робототехнику или народные инструменты. Об этом и о многом другом kuban.aif.ru рассказала директор Межшкольного эстетического центра Краснодара Маргарита Амбарцумян.
Выросли из хора
Сейчас в Межшкольном эстетическом центре занимаются больше четырех тысяч ребят от полутора лет и старше. Направления на любой вкус - от игры на музыкальных инструментах и хореографии до робототехники и программирования, всего 24 отделения. А начиналось все в 1980 году с хоровой студии.
«В 1980 году Валентина Юрьевна Лигостаева открыла детскую хоровую студию «Радуга», я - «Аврору», - вспоминает Маргарита Амбарцумян. - Из них вырос особенный коллектив - детский хор краснодарского телевидения и радио, созданный по образу Большого детского хора Всесоюзного радио и Центрального телевидения».
Хор со временем прирастал новыми направлениями - дети приходили заниматься хореографией, театральным и изобразительным искусством, иностранными языками. К концу восьмидесятых еще и ситуация в стране стремительно менялась. Пришло время детскому хору задумываться о новом юридическом статусе.
«Мы изучили все положения: детская хоровая студия, школа искусств, музыкальная студия, межшкольный учебный производственный комбинат, - продолжает директор. - И на этой основе сформировали наиболее подходящую для нас организационно-правовую форму - межшкольный эстетический центр. Сейчас мы - собирательный образ всего, что только есть на тему детства».
Чем бы здесь ребята ни занимались, они обязательно показывают превосходные результаты на всевозможных конкурсах. Победителей и призеров различных фестивалей только в прошлом году на 86 страниц набралось. Добиваться успехов, по словам директора, помогает то, что центр является частью всей системы образования Краснодара. А еще центр - ассоциированная школа ЮНЕСКО. Что же это значит?
«Это значит, что ЮНЕСКО - специализированное учреждение Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры - признает нас как учреждение, которое «дает высококачественное образование и гуманитарное воспитание, - объясняет Маргарита Амбарцумян. - Такая нематериальная форма поощрения -своеобразный международный знак качества».
Получил сертификат центр после выступления воспитанников в миссии РФ при ЮНЕСКО в Париже в 2010 году. Уровень краснодарских ребят так поразил всех, что посол России во Франции спросил: «А вы уже являетесь ассоциированной школой ЮНЕСКО?» Объяснила, что это такое. Тогда же французы пригласили педагогов, чтобы те объяснили, как с детьми успехов добиваться, как учить их.
«Секрета здесь нет - тут как с газоном из анекдота, нужно регулярно стричь траву и поливать, стричь и поливать, и где-то через 300 лет вы получите идеальный результат. Так и с детьми - надо постоянно работать, вместе шаг за шагом идти к результату. Не думать, что ребенку можно просто дать задание, и он справится. Нет, только вместе. Причем должны объединяться усилия ребенка, педагога и семьи. Если хоть одно звено западает, то результата не видать».
Недавно детский симфонический оркестр МЭЦ пригласили выступить в Московскую консерваторию. Ребята сели репетировать, но предупредили - времени мало, в этом же зале экзамен будет. Но только взялись они за инструменты, искушенные столичные эксперты опешили: и экзамен в другой класс перенесли, и стулья принесли, чтобы послушать. К дирижеру Даниилу Червякову потом с вопросами подходили: «Как у вас дети так играют?». А он улыбается в ответ: «Главное, ребятам не говорить, что это трудно».
Третье поколение
В центре занимается уже третье поколение детей - те, кто начинал в детской хоровой студии в 1980-х, приводят сюда своих внуков и внучек. Чем отличаются современные дети от предыдущих поколений?
«Ученые говорят о различии поколений, присваивают им названия: миллениалы, бумеры, X, Y, Z, но те, кто приходил и приходят к нам, во многом схожи, - говорит Маргарита Амбарцумян. - Это трудолюбивые ребята с мечтой в сердце и горящими глазами. Родители - полноправные участники учебного процесса, часто они присутствуют на занятиях. Они желают лучшего своим детям, и мы вместе делаем все, чтобы у ребят были правильные ориентиры, положительные смыслы».
По словам директора, миссия центра - воспитывать людей, которые, если взялись за дело, погрузятся в него полностью, приложат все усилия для достижения результата и не остановятся на полпути.
«Наша задача, в первую очередь, убедить человека, что ему все по силам, что он может добиться успеха в любом деле, - продолжает Маргарита Амбарцумян. - Неважно, поешь ты, играешь на рояле, танцуешь - если будешь трудиться, делать все с улыбкой, то обязательно придешь к цели. Именно этому мы учим. И неважно потом, пойдет ребенок в музыканты или выберет другую профессию, но он уже будет уметь ставить себе цели и достигать их.
Сердце важнее схем
В последнее время родители часто жалуются на высокую нагрузку в школе, на то, что много задают. А еще кружки, секции, дополнительные занятия - как в такой ситуации не перенапрячь детей? В центре дети начинают заниматься с полутора лет, в процессе педагоги анализируют развитие ребенка, смотрят на его интересы, сильные стороны. Потом обсуждают с родителями, в каком направлении они хотели бы двигаться дальше, совпадает ли это с желаниями и возможностями самого малыша.
«Главная задача - найти занятие, которое интересно ребенку, - говорит Маргарита Амбарцумян. - Тогда он будет трудиться, не покладая рук, и все успевать. Знаю, о чем говорю - по минутам была расписана жизнь моей дочери, и она ничуть не жалеет. Теперь внучка живет в том же ритме. Безделье приводит к ненужным в жизни вещам. Поэтому главное найти куда пойти, чем заниматься. Надо пробовать различные направления в поисках своего. Но нельзя превращать это в стиль жизни - если выбор затянулся, родительское чутье должно подсказать, когда стоит задержаться, а не сдаваться при первых трудностях. Здесь нет единого рецепта - все очень индивидуально. Я вообще считаю, что в педагогике всякие схемы - вещи второстепенные, главное - сердце и чувства».
Идти на имя
Каждую весну в центре проводят Лень открытых дверей, чтобы краснодарцы могли познакомиться с педагогами, с тем, чему учат в центре. В этом году на знакомство пришли больше тысячи человек - пришлось даже в аэропорту брать навигационные стойки.
«Это хороший показатель, значит, краснодарцы хотят давать детям лучшее, - говорит Маргарита Амбарцумян. - Детство скоротечно, не стоит пускать это время на самотек, надо каждый день, каждый час проводить с умом. И есть занятия, которые принесут ребенку пользу, интерес к жизни».
Главная задача - найти занятие, которое интересно ребенку, тогда он будет трудиться, не покладая рук, и все успевать.
Недавно у центра появилось новое помещение - в нем оборудовали современный учебный корпус «Техно-МЭЦ». Здесь на самом современном оборудовании учат детей робототехнике, дискретной математике, информатике, цифровым технологиям. Какие направления предпочитают современные дети?
«У нас все востребовано, - рассказывает директор центра. - Даже игрой на гуслях - старинном специфическом инструменте - целый класс занимается. На скрипку более 100 ребят прослушивают. На занятия к педагогу по скрипке Ирине Анатольевне Шумаковой двоих детей дважды в неделю родители из Геленджика привозят. На технические, инженерные виды творчества ребята идут, и уже успехи есть - наша команда стала второй в большом российском соревновании по робототехнике в физико-математическом лицее в Санкт-Петербурге».
Маргарита Амбарцумян отмечает, что родители ориентируются в первую очередь на имя педагога. Все преподаватели, а их здесь 197, нацелены на результат, поэтому перед каждым праздником и выходным кипа заявлений: «Разрешите прийти заниматься». Охрана недовольна, конечно, но что делать. 32 педагога сами окончили центр.
«Часто наши ребята получают хорошее образование и приходят к нам, - рассказывает директор. - Например, руководитель духового оркестра Саша Семилетков после МЭЦ учился в институте имени Шнитке в Москве. Решил вернуться домой, стал блестящим педагогом - уже второй дирижер государственного оркестра, ему предложили возглавить большое объединение духовых оркестров края. Многие, пожив в Москве или Питере, сравнивают их с Краснодаром. И наш город в сравнении выигрывает, потому что он уютный, южный, а, главное, родной».