Пятое октября - День учителя. В преддверии праздника «АиФ-Юг» встретился с заслуженным учителем Кубани, директором краснодарской специальной коррекционной школы № 26, учителем физкультуры Эдуардом Микиртычевым. Он рассказал, как физическая культура воспитывает характер, а пикники объединяют детей, родителей и учителей.
Спасибо тренеру
Татьяна Захарова, «АиФ-Юг»: Эдуард Дмитриевич, физкультуру часто считают второстепенным предметом, ведь не нужно сдавать ЕГЭ. Вам не обидно?
Эдуард Микиртычев: Что такое физкультура? Это культура тела. Есть методические указания, как нужно выполнять упражнения, чтобы это было полезно организму. К примеру, обычные рывки руками. Нужно встать ровно, локти поднять вверх, чтобы рука стала продолжением плеча. Только тогда работают мышцы, которые держат позвоночник и спину в целом. Так вот моя задача добиться от детей, чтобы они выполняли упражнения, как положено. Можно сделать десять полуприседаний, а можно девять - с полной отдачей, чтобы это положительно подействовало на организм. Сегодня многие взрослые люди ходят в фитнес-центры, занимаются плаванием, потому что понимают - физическая нагрузка необходима, чтобы быть здоровым. Но к этому нужно прийти в детстве. Поэтому и уроки важно проводить так, чтобы они приносили пользу и в будущем. Мои ученики сами проводят разминку, запомнили алгоритм - начинать с головы.
Бывает и так, что педагог отдает мяч, и дети гоняют сами весь урок. А ведь необходимо научить их играть и в волейбол, и в баскетбол. Так воспитывается командный дух. Вот берет ребенок мяч, ведет его, стремится себя показать, а перед кольцом перехватывают. Говорю ребятам - мяч быстрее долетит, поэтому надо передавать его, играть в пас. Не важно кто закинул, главное, что твоя команда победила. Поэтому физкультура еще и воспитывает. Здесь и дружба, и товарищество, и чувство локтя. Нельзя забывать об этом. Вот первоклашки играют: кидают друг другу мяч и называют свои имена. Так они знакомятся.
- Кто вам привил любовь к спорту?
- Мой тренер - Евгений Мартьянов - заслуженный тренер СССР. Благодаря Евгению Владимировичу я захотел стать хорошим учителем и тренером. Думаю, у меня это получилось. Преподаю уже 47 лет. Мы с ним и по сей день общаемся. А первая наша встреча произошла в школе № 19. Мне было лет 12-13, на перемене я зашел к директору и заявил, что хочу заниматься спортом. Тот ответил: «После уроков приходи на стадион». Там он показал меня молодому тренеру по легкой атлетике - Евгению Владимировичу. Уже через год я выиграл первенство города в беге. Участвовал в разных соревнованиях, выезжал на сборы. Позже стал чемпионом края. До сих пор храню значки. Так и решил поступать в институт физкультуры, тогда как раз был первый набор.
Перемены под музыку
- И в обычной школе некоторым детям дают освобождение от физкультуры, насколько в коррекционной школе важен этот предмет?
- И ко мне приходят с «освобождением». Шучу иногда - нет ли освобождения от жизни. Тут двоякое мнение. С одной стороны, например, заболела нога. Но до школы же ребенок дошел, значит, может делать упражнения руками, или вместо бега ходить, или пойти в шашки поиграть. С другой, детям с сердечно-сосудистыми заболеваниями противопоказаны физические нагрузки. Тут уже о занятии речь не идет. С медиками не спорим.
У нас учатся дети с ДЦП, аутизмом, неврологическими заболеваниями, речевыми проблемами, но с сохранным интеллектом. В классах по 12 человек, три параллели. Набираем по максимуму, но ребят с такими недугами еще больше, и с каждым годом их количество, к сожалению, увеличивается.
Ребята дружат, терпеливы друг к другу. Вот один из учеников Андрей Титов почти не мог ходить. У него был ДЦП, руки крепкие, а ноги слабые. Одноклассники помогали ему носить портфель. Потом он стал заниматься у тренера по паратхэквондо Жанны Щербаковой. Мальчик окреп, стал чемпионом мира! А в 2014 году во время эстафеты паралимпийского огня в Краснодаре нес факел. Потом пришел с ним в школу, и на уроке труда с классом по руководством учителя Николая Нохрина сделали копию. Теперь этот факел ручной работы стоит у меня в кабинете на видном месте. Горжусь! Став сильнее, Андрей уже сам справлялся со своим ранцем.
Если ребенок занимается спортом, у него улучшается кровоснабжение, увеличивается объем мышц, мозг больше насыщается кислородом.
- Раз уж вы заговорили о воспитании. На ваш взгляд, школа должна воспитывать?
- Воспитание нужно начинать с родителей. Наши учителя беседуют с ними, каждую четверть проводим собрания на разные темы, которые расписаны с первого по десятый класс. Дети учатся до десятого класса и получают аттестат об основном общем образовании. Они проходят программу как в обычных школах, только растянутую еще на год.
Современные родители воспитаны в 1990-е годы. Уже тогда была тенденция выбирать учителей, директоров. И сегодня у мам и пап завышены требования к педагогу, а педагог должен дать направление, но воспитывает семья. Как говорится, ребенок учится тому, что видит у себя в дому. К примеру, ученик грубит. Значит, в его близком окружении такое имеет место. Но нельзя не сказать, что раньше родители были некомпетентны в психологии, мало читали специальной литературы, сейчас же большинство родителей с высшим образованием, и стараются грамотно подойти к вопросу воспитания.
Сам бы удаленке в детстве не обрадовался. Мне важно видеться со сверстниками, быть в своем коллективе.
Советую своим учителям выезжать с классом на природу. Вместе дети и взрослые варят кашу, потом едят ее, ставят палатки, вяжут узлы. Совместная деятельность их объединяет. А ведь многие родители из-за занятости на работе не успевают вот так выбраться куда-то со своим ребенком.
- Современных детей часто ругают, что они много времени проводят в телефонах. У вас в школе как обстоят дела с гаджетами?
- Нам никуда от гаджетов не деться… Но, когда заходят в класс, телефоны складывают в коробку учителю, после урока - забирают. На переменах, конечно, так и сидят в них. Кто в игры играет, кто ролики смотрит. Хорошо, если познавательные, а бывают ведь и такие, что смотреть стыдно. Помню, как в моем детстве в школе молодой лаборант выносил в коридор на перемене проигрыватель и включал нам пластинки. Под Муслима Магомаева мы даже танцевали. Я, кстати, такое тоже применяю. Школа радиофицирована, перед уроками включаю запись для утренней зарядки. На переменах тоже ставим музыку, в основном классическую. С психологом специально подобрали мелодии, воздействующие на организм. Например, на первой перемене включаем музыку для нормализации давления, на второй - для головы и сердца, на третьей - легких и кишечника, на четвертой - общеукрепляющую. Об эффекте сказать не могу, замеры и исследования не проводили, но в любом случае настроение позитивное создает.
Общение нужно всем
- Если бы вам в детстве пришлось учиться дистанционно, как в пандемию, не нужно было бы ходить в школу, обрадовались бы?
- Нет, не обрадовался. Мне было важно видеться со сверстниками, быть в своем коллективе. Общение важно всем детям, в том числе и тем, кому по состоянию здоровью рекомендовано домашнее обучение. Советую родителям в такой ситуации записывать ребенка в кружки. Пусть поет с другими ребятами, рисует или собирает модель. К тому же, если бы не уроки, я так и пропадал бы на стадионе, т.к. занимался спортом.
- Кстати, а как вы проводили уроки физкультуры удаленно?
- Записывал ученикам задания - снимал себя на видео. В ответ они присылали мне отчеты.
- А как у вас с кадрами? Молодые специалисты приходят?
- Приходят и остаются. В педучилище готовят хороших специалистов. Они поступают к нам на практику. Когда заканчивают ее, благодарят меня за педагогический состав. Я вообще два раза в год испытываю такую радость. Первый - от практикантов. Второй - во время вечера встречи выпускников. Об учителях бывшие ученики всегда говорят с теплом, благодарностью и любовью. А еще рассказывают о себе: как живут, чем занимаются, сколько у них детей и т.д. Вот одна из выпускниц работает в продуктовом магазине, в который часто захожу. Всегда с теплом встречает меня и помогает сделать выбор. Многие наши ребята после школы идут учиться в колледж приборостроения, архитектурный или на экономиста. Несколько человек - студенты института культуры. Есть и те кто поступает в вуз, - на инструкторов по физкультуре. Кто-то идет в десятый класс - в обычную школу. Педагоги вкладывают в детей силы, время, душу, знания, любовь! Это не может не давать плоды.