Главным смыслом образования в прошлом веке была всеобщая борьба с безграмотностью. Школа должна была дать базовые знания. Но с течением времени всё больше ценятся не просто образованные люди, а самостоятельные, способные решать нестандартные задачи и быстро реагировать на изменения и требования мира. Способно ли современное образование воспитать самостоятельного человека, и какие проблемы тормозят развитие школ, эксперты обсудили на круглом столе «Проблематика образовательной отрасли: выход из кризиса и переход к технологичному образованию как успешному процессу обучения».
Неформальный подход
Проблемы, на самом деле, практически везде одинаковы. Различаются только цифрами. В частности, как считает эксперт партии «Новые Люди», главный редактор издательского дома «Первое сентября» Артём Соловейчик эффективности обучения сегодня мешает банальное перенаселение школ.
При этом, по словам эксперта, сегодня в школах решены какие-то базовые вещи. Современные учреждения образования обустроенные, красивые, оснащённые техникой и оборудованием. Однако этого мало. Школа постоянно должна обновляться, развиваться, но при этом оставаться безопасным и психологически комфортным местом для детей.
Артём Соловейчик: «В 2011 году образование стояло на развилке - вкладываться в индивидуальное рабочее место ребёнка или в систему целом. В итоге выбрали систему. Поэтому появились интерактивные доски в классах, современное оборудование. Для всех. Но если вкладываться в оборудование для каждого ребёнка, предоставить ему гаджеты и прочую необходимую технику, это позволяет учителю гораздо интереснее вести уроки. Сделает ребёнка более вовлечённым в учебный процесс, более самостоятельным».
Инновации или традиции?
При этом нельзя отрицать, что реформирование российского образования идёт активно на протяжении многих лет. Вот только, по мнению директора музыкального кадетского корпуса Краснодара, «Учителя года» Владимира Копылова, ситуация такова, что за многими реформами не успевают порой ни учителя, ни родители учеников. Причины весьма объективны.
Эксперт согласился с мнением Артёма Соловейчика, что школа должна стать и становится институтом инноваций. Но не всем учителям просто принять и разработать для себя новый стиль и программу, которая позволит им преподавать в комфортных для себя и учеников условиях. Так что возникают дополнительные сложности. Однако при том, что курс взят на инновации, в современное образование возвращаются и какие-то традиционные вещи из прошлого. Например, итоговое сочинение и собеседование. Как оказалось, это тоже нужно.
Владимир Копылов: «В той же начальной школе слишком увлекаются скорочтением, забывая о необходимости осмысления текста. В итоге к 9 классу мы получаем школьника, который не умеет выразить свою мысль. Научить его за один год, чтобы смог пройти итоговое сочинение и собеседование, невозможно. Нужно возвращаться к истокам. Научить детей учиться мыслить и выражать свои мысли и идеи с самых ранних лет».
Необходимо увеличить финансирование на молодёжную политику, открыть новые рабочие пространства для молодёжи.
Идею творческого подхода и необходимости проявлять себя воплотили, в частности, в образовательной программе «Капитаны», действующей в Краснодаре.
Руководитель образовательной программы Никита Сиразетдинов: «Мы набираем студентов и предлагаем им практикориентированный подход по направление менеджмента. Создаём среду, где учащиеся вузов создают первые социальные или коммерческие проекты. В этом году мы выходили со студентами, которые уже попробовали себя в проектном подходе, сделали свои первые проекты, на работу в школы. За последний год реализовали проект «Стартап» и несколько программ в 10 школах Краснодара. Организовали кружки или проектные клубы, где наши студенты-второкурсники набрали себе ребят из старших классов и предложили пройти им программу проектного обучения. В итоге совместно создали 37 совершенно разных проектов! Что это даёт? В школе создали интересную среду, некий очаг, где ребёнок после уроков может попробовать что-то сделать, проявить себя. Создать образовательный продукт-проект. Было интересно и школьникам, и студентам. Первые смогли реализовать себя и проявить качества, которые будут необходимы и во взрослой жизни, студенты - получить важные навыки управленцев».
По мнению куратора молодёжных общественных проектов, учредителя общественного патриотического движения «ПОСТ №1» Сергея Кусмакова, инициативы на местах это хорошо, но было бы прекрасно, если бы и профильные государственные управления также активно работали со всей молодёжью, помогали выявлять способности и таланты.
Сергей Кусмаков: «Сегодня в молодёжной политике много проблем. Во-первых, использование одних и тех же лиц, которым и помощь-то не нужна. Они сами и гранты выигрывают, и призовые места везде занимают. Но огромный пласт молодёжи даже не знает, что есть ведомства, которые могут им чем-то помочь и привлечь их. Во-вторых, на мой взгляд, молодёжная политика всё больше перестаёт быть воспитателем юношества, превращается в идеологическую армию. В-третьих, из-за текучки в молодёжной политике слишком много времени тратится на новое «строительство», а не на просвещение и содержание. И много других проблем. Я считаю, что необходимо увеличить финансирование на молодёжную политику, открыть новые рабочие пространства для молодёжи, организовывать ежедневные просветительские мероприятия, на которые молодёжь свободно может прийти. Молодёжная политика должна быть максимально открытой».
Не проверяй, а выявляй
Так что же нужно, чтобы не просто выпустить ребёнка из школы с набором базовым знаний (освоенных в разной степени), а получить на выходе профориентированного, думающего, самостоятельного человека? По мнению участника образовательных и благотворительных программ Виктора Семыкина, нужно пересмотреть саму систему обучения.
Виктор Семыкин: «Сегодня всё загоняется в узкие рамки теста. В приоритете образования старшего звена предметы, которые будут тестироваться. Остальные - на втором плане. Но какой смысл «отсиживать» занятия, которые не нужны?! Всё сводится к тому, что нужно сдать тест и забыть. Будет ли в таком случае мотивация к обучению в вузе у школьника? Сомневаюсь. И всё же тесты нужны. Но не те, которые мы видим сегодня. Не проверяющие, а выявляющие способности школьников, их склонности к определённым профессиям уже в восьмом-девятом классе. Чтобы школьники сами понимали на этом этапе, куда они хотят поступить. Учились осознанно, а не по указке родителей или педагогов. После такого профориентационного теста нужно делать уклон именно на предметы, которые пригодятся в дальнейшем. Параллельно проводить экскурсии на заводы, предприятия, давать возможность практически познать выбранную профессию или направление. А остальные предметы можно преподавать дистанционно. Чтобы не тратилось время на фикцию нахождения в школе. Такой подход, я считаю, поможет полноценно и качественно подготовиться к выбору профессии».
Интернет не во вред
Председатель организации медийной безопасности «Социальное КИНО», автор социального проекта «Стань человеком» Владимир Ким: «Вытащить ребёнка из Всемирной паутины сегодня невозможно. Да и стоит ли? Нужно понимать, что для детей это площадка для общения, возможность информационного поиска. Но как сделать, чтобы поток информации не навредил, а пошёл на пользу? Использовать возможность клипового мышления (которого раньше так боялись педагоги) и развивать медиавоспитание. Что мы и делаем в своём проекте. Всех нас объединяет базовая эмоция. Мы резонируем одну базовую эмоцию в просмотре одного видеокейса и накладываем на неё целостную позитивную информацию. И сознание ребёнка начинает выравниваться. На самом деле, медиаобразование появилось ещё в начале XX века в России. Более массово стало внедряться в 1950-60-е годы. Однако инструменты советского периода - кино, печатные издания, мультфильмы. Мы создаём социальные ролики, в течение которых за 1-3 минуты подросток переживает эмоционально информацию и начинает обращаться к себе».