Аргументы и Факты
kuban.aif.ru
16+
Кубань
Аргументы и Факты
kuban.aif.ru
16+
Кубань
Примерное время чтения: 9 минут
126

Уроки доброты. Воспитатель о том, чему учат хорошие мультфильмы

«АиФ-Юг» № 39 24/09/2025
Наталья Юминова / Из личного архивa

Дошкольный педагог Наталья Юминова стала лучшим воспитателем Кубани и сейчас выступает на всероссийском этапе профессионального конкурса. Она представит инновационную методику интеллектуально-нравственного развития детей через процесс создания мультфильмов. О своей работе и ее результатах краснодарка рассказала «АиФ-Юг».

Семейное призвание

Наталья Юминова занимается воспитанием детей уже почти 30 лет и ни разу не пожалела о выборе профессии, с которой познакомилась очень рано. Как потомственный педагог с большим числом родственников из этой среды, она с юности видела изнутри их работу и глубоко прониклась ею. Трудовой путь начала в начальной школе, совмещенной с детским садом, что позволило сравнить оба направления деятельности. Учить ребят с первого по четвертый класс было интересно, но после получения опыта взаимодействия с детсадовцами женщина поняла, что больше всего хочет работать именно с этой возрастной категорией.

«Я думаю, что ни в одной профессии нельзя получить столько любви и искренности, сколько дают воспитателю дошкольники, — говорит Наталья Юминова. — Когда приходишь на смену и видишь их распахнутые объятия, улыбки, слышишь бесконечные вопросы, то забываешь обо всех личных делах, неприятностях, плохом настроении. Полностью погружаюсь в работу и отдаюсь детям. В моменты усталости достаточно вспомнить, что я нужна им, важна родителям, что они мне доверяют, и это очень мотивирует. Однозначно, без любви к детям человеку нечего делать в нашей профессии. Наверное, это все-таки призвание».

досье
Наталья Юминова окончила Кузбасскую государственную педагогическую академию. Трудовую деятельность начала в сентябре 1995 года в начальной школе. Последние 8 лет работает воспитателем в детском саду № 198 «Акварелька» города Краснодара.

Правильность выбранного пути также подтвердила победа в региональном профессиональном конкурсе «Воспитатель года Кубани-2025», о которой она сама говорит скромно. По словам педагога, все участники были достойными, но члены жюри посчитали лучшим именно ее выступление. А в эти самые дни жительница Краснодара представляет наш край на всероссийском этапе профессионального конкурса. Примечательно, что его первый тур проходит в нашем крае благодаря жительнице Геленджика Татьяне Раннинен, ставшей «Воспитателем года России-2024». Принявшая от нее эстафету Наталья Владимировна представит свои лучшие наработки, в том числе инновационную методику развития детей через мультипликацию.

«Наш детский сад является площадкой по внедрению СТЕМ-образования —нового и интересного направления, — продолжает Наталья Юминова. — Оно включает несколько модулей и в том числе работу в мультстудии, которой мне предложили заняться. Я первая в детском саду за это взялась и освоила с нуля, изучив множество программ. Потом мы с ребятами стали пробовать, и в результате эта работа захватила всю группу. За четыре года мы с ними вместе сделали почти сорок мультфильмов на разные темы. Самое главное, что в основном инициатива исходит от детей. Это то, что для них важно, что их беспокоит, что они хотят узнать».

Творческая педагогика

В работе над каждым проектом вместе с ней и ее воспитанниками участвуют родители. Это не только заметно сокращает время на подготовку к съемке, но и дает возможность взрослым сблизиться с детьми, лучше понять их интересы. Творческий процесс очень важен и может давать удивительные результаты, что ярко иллюстрирует история мультфильма «Лифт». Его идею предложил мальчик Ваня, который постоянно заводил разговоры на эту тему. В ходе доверительной беседы с ребенком воспитателю стало понятно, что он боится ездить в лифте из-за того, что однажды в нем застрял. После создания анимационного ролика эта проблема полностью пропала.

«Ребенок буквально горел этим мультфильмом и не пропускал ни одного дня работы, — вспоминает Наталья Юминова. — Ваня взял на себя большую часть работы: нарисовал все фоны, практически всех героев, озвучивал главного персонажа. В результате он перестал бояться, потому что как будто заново все пережил и понял, как действовать в подобных случаях. Посмотрев этот мультфильм, остальные дети группы тоже сделали для себя правильные выводы. Еще была история с ребенком, которого клюнула курица, когда он приехал в гости к бабушке с дедушкой. После этого мы тоже сняли мультик по его инициативе. Уберечь детей от всех таких ситуаций невозможно, поэтому надо научить их правильно вести себя в таких случаях. Мультфильмы в этом помогают и дают терапевтический эффект».

Такая анимационная педагогика позволяет доносить информацию на любую тему. Однажды обычный творческий процесс превратился в социально значимый проект из-за случая, заставившего задуматься. Как-то два ребенка делились впечатлениями и рассказали, как веселились и бегали у памятника погибшим во время оккупации краснодарцам в Чистяковской роще. Так в группе начался большой проект по ознакомлению с монументами и правилами поведения в таких местах. Родилась идея создать мультфильм о событиях войны, связанный с конкретным памятником в роще. В итоге был снят мультик «Памятное место», ставший итогом масштабного проекта «Памятники нашего города». Эта работа мультстудии заняла 1-е место на международном фестивале авторской детской мультипликации «Я творю мир».

«Через мультфильмы мы учим добру, дружбе, труду, воспитываем базовые ценности, — объясняет Наталья Юминова. — Информация усваивается хуже, если дети не испытывают интерес, а я его в них стимулирую и подталкиваю самих узнавать о разных вещах, разговаривать со взрослыми, со своей семьей. Проходя через процесс познания и создания мультфильма, они очень глубоко погружаются и, что называется, понимают сердцем. Также это позволяет раскрыть в детях их таланты. Многие выдвигают такие идеи, такая инициатива от них идет, что просто поражаешься. Чтобы поделиться опытом работы, я написала методическое пособие „Мультстудия. „Я творю мир“ как основа формирования детско-родительского сообщества в работе с семьями дошкольников с ОВЗ“ и продолжаю делиться этим опытом на страницах своего сайта».

Что такое хорошо?

Другой важный вопрос — правильный подход к просмотру мультфильмов, выбор которых очень велик. Далеко не все они одинаково полезны для юных зрителей, но полностью оградить их от вредного контента почти невозможно хотя бы по той причине, что современные дети очень быстро осваивают разные гаджеты и порой могут сами включать что угодно. Но в любом случае в первую очередь именно мамы и папы несут ответственность за то, чему учат их детей те или иные мультфильмы. Главный совет, который она дает взрослым, почаще смотреть и обсуждать все вместе со своими чадами.

«Надо находить время присесть с ребенком и посмотреть мультик, может быть, остановить его на каком-то фрагменте, чтобы побеседовать и сделать выводы о том, правильно поступил герой или нет, — убеждена Наталья Юминова. — Важно разговаривать с детьми, вместе размышлять, объяснять, что такое хорошо, а что такое плохо. Только мы, взрослые, в живой беседе можем правильно объяснить ребенку тот или иной момент. Важно постоянно прививать ребятам чувство вкуса и прекрасного, все идет из семьи. Если ребенка с детства этому учить, то он может и сам не заинтересуется новым мультиком с какими-нибудь монстрами. А если ему очень хочется посмотреть, то надо делать это вместе. Жесткий запрет наоборот может вызвать нездоровый интерес».

Самой ей& afc ;nbsp;ближе советские мультфильмы, потому что они учат только добру, и она старалась привить любовь к ним собственным детям. При этом женщина замечала, что старший сын смотрел их с большим интересом, чем младший, которому сейчас 17 лет. Вероятно, дело в том, что современная анимация отличается быстрой сменой картинок и очень яркими цветами, которые легче захватывают внимание ребенка. Вот только все это может сильно раздражать неокрепшую психику, в результате чего дети часто становятся плаксивыми и капризными. Опять же запрещать и уж тем более ругать за тягу к таким мультикам не надо, но важно ограничивать время просмотра.

«Все нужно делать соответственно возрасту, — говорит педагог. — Старшим дошкольникам с пяти до семи лет можно смотреть не больше двадцати минут в день и то желательно с перерывами. С трех до пяти лет — не больше десяти минут, а самым маленьким можно включать только очень коротенькие минут по пять в день максимум. Сложнее с выбором содержания. Я считаю, что многие современные мультфильмы для детей просто опасны, потому что они неблагоприятно действуют на психику. Например, не рекомендую смотреть аниме. Но в целом невозможно однозначно сказать, какие конкретно можно смотреть, а какие нельзя. Надо отталкиваться от интересов детей».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
Подписывайтесь на АиФ в  max MAX

Опрос

Где планируете провести отпуск или выходные?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах