Примерное время чтения: 9 минут
46

Энергия живописи. Художник из Краснодара покорил сердца коллекционеров мира

Алексей Буртасенков / Из личного архива

Художник из Краснодара Алексей Буртасенков – яркий пример успешного живописца, на которого могут равняться начинающие коллеги. Его картинами любуются многие коллекционеры и известные люди по всему миру, включая лидеров государств. За них платят миллионы рублей, что сам автор объясняет особым видением, открывшимся ему при кораблекрушении 10 лет назад. А последние два года наш земляк держит на плаву Краснодарский союз художников, бывший на грани ликвидации.

О своем творчестве, профессиональных секретах и мотивации 49-летний мастер рассказал «АиФ-Юг».

Озарение мастера

Алексей Буртасенков связан с искусством с самых пеленок, ведь его отец был заслуженным скульптором Кубани и входил в правление Союза художников Краснодара. В детстве он с интересом наблюдал, как папа лепил свои изваяния, слушал его рассказы о коллегах. Но глава семьи не давил на сына в выборе творческого пути и тот предпочел живопись. Алексей Николаевич изучал ее больше 20 лет – в Краснодаре окончил художественную школу и училище, а затем продолжил образование в Санкт-Петербурге. Получив диплом академии художеств имени Репина, он перебрался в Москву, которую смог покорить своим творчеством. Но для этого кроме мастерства и усердия ему потребовалось особое озарение.

«После академии я думал, что уже стал суперхудожником и должен быть успешным, но мои работы не цепляли людей, – рассказывает Алексей Буртасенков. – Все потому, что я делал, как научили. По технике картины были профессиональными, но в них не хватало души. Мне долго не удавалось понять, как надо писать. Я не знал, что сказать в своих полотнах, пока не пережил толчок. Десять лет назад у нас проводилась регата, посвященная присоединению Крыма к России, и мы с отцом плыли вместе с яхтсменами. На обратном пути из Феодосии в Новороссийск у нас сломался мотор, после чего начался страшный шторм. Тогда я понял, что яхта точно утонет. В душе был только один вопрос: выживем мы или нет».

Он даже не представлял, что в Черном море бывают такие огромные волны. Стихия поднимала судно на высоту 5-этажного дома, а потом бросала вниз. В итоге оно наскочило на скалу, получило пробоину и стало наполняться водой. Спасатели не могли пробиться через волны и им пришлось около суток бороться за жизнь на борту, а потом самим плыть к берегу от места, где яхта ушла под воду. И как раз в миг смертельной опасности художник пережил опыт, который считает переломным. По его словам, во время шторма сначала было страшно, но потом на фоне выброса адреналина он вдруг ощутил удивительный восторг. От созерцания высоких волн и огромного неба у живописца как будто открылся «третий глаз».

«Я увидел первозданную природу, первозданную планету и себя такого маленького на ней, – продолжает художник. – Когда после спасения мы ехали по Новороссийску, даже лучшие дома казались мне уродливыми. Я ощутил, насколько некрасиво мы все делаем по сравнению с тем, как этот мир задумал Господь. И вот эту особую эмоцию я начал искать в своих работах. Буквально после первых картин, написанных с этим опытом, ко мне стали приезжать галерейщики, коллекционеры и покупать. Они чувствуют, когда тебе есть что сказать. Искусство должно идти из души, мне кажется это самое важное для художника. Наверное, каждому надо поймать и почувствовать что-то свое».

Фото: Из личного архива/ Алексей Буртасенков

Деньги – не главное

Если до пережитого в море он в лучшем случае мог продать картину за пару сотен тысяч рублей, то теперь за них платят до нескольких миллионов. Они есть во многих государственных и частных галереях по всему миру, а среди их ценителей – немало известных людей. Например, его работы дарили лидеру Венесуэлы и королю Марокко, а у нас они украшают резиденцию президента в Стрельне. В последнее время полотна нашего земляка часто покупают представители компартии Китая, где вообще активно вкладываются в искусство. Интересно, что половина самых дорогих художников мира сейчас – китайцы. Но все это не должно создавать иллюзию легкого заработка в живописи.

«Лучше не идти в творчество только из-за денег, – считает Алексей Буртасенков. – Хороший художник может продавать свои картины очень дорого, но все равно это удается лишь единицам. Вообще в нашей профессии трудно зарабатывать. Надо очень качественно написать картину, чтобы человек захотел ее купить. Ведь это не хлеб, не колбаса, не машина, которая может возить. У нас нет случайных людей, остаются самые стойкие, которые не могут без этого жить. Я бы сказал, если сцена любит молодых, то живопись – зрелых. За настоящим искусством должна быть какая-то серьезная история, жизненный путь. Это как вино, которое дорожает, пройдя проверку временем».

Он отмечает, что молодежь иногда «выстреливает» за счет везения или пиара, но чаще всего такой успех не долог. В советское время начинающих и вообще всех художников поддерживали творческие объединения, получавшие заказы от государства. Они же как фильтр помогали продвигать таланты и отсеивать халтуру. А теперь все иначе и появилось много фальши в искусстве, что ведет к деградации.

Краснодарская организация Союза художников России не справлялась со своими задачами в новых реалиях и вообще оказалась на грани ликвидации 2 года назад. Узнав об этом, Алексей Буртасенков решил спасти и возродить ее. У него есть опыт работы в правлении Московского союза художников.

«Краснодарская организация пришла в упадок и ее хотели расформировать из-за накопившихся проблем, – объясняет живописец. – Тогда я решил взяться за ее восстановление и предложил это председателю Союза художников России Андрею Николаевичу Ковальчуку. Он меня поддержал, и по итогам выборов здесь в Краснодаре мне доверили руководить нашим союзом. Я считаю, что каждый должен нести свою социальную ответственность. Если у меня как у успешного художника есть возможность помочь коллегам, то надо это делать. Никакой личной выгоды тут нет, дело в чувстве солидарности. И потом я вырос в этой среде, хорошо знаю Краснодарский союз художников и люблю этих людей. Они мне как семья».

Фото: Из личного архива/ Алексей Буртасенков

Миссия искусства

Самый большой вызов связан с принадлежащим союзу историческим зданием в центре Краснодара. Власти города давно просили его отреставрировать, но художники как творческие люди мало думали о бытовых вещах и не смогли ничего сделать. Теперь для решения проблем за год надо найти 27 миллионов рублей и разобраться с судебными исками. Алексей Буртасенков рассчитывает со всем справиться, чтобы воплотить свои замыслы. Задача максимум – вывести краснодарскую школу живописи на всероссийский уровень. По его словам, здесь живут талантливые люди, которых просто надо поддерживать. Он знает, как это можно сделать в рамках общественной организации.

«Мне хочется создать некий социальный пакет, помогающий художникам жить и творить, – делится председатель союза. – Он может включать в себя предоставление мастерских, организацию бесплатных выставок, льготных творческих поездок и так далее. Если все это сделать, наладить взаимодействие с властью, общественностью, то члены союза смогут эффективно помогать решать важные для страны задачи. Вообще художник – это лакмусовая бумажка общества. Он должен жить в современных реалиях и изображать то, что актуально. Вот сейчас идет СВО, и я лично уже несколько раз ездил рисовать наших военнослужащих, отвозил им гуманитарную помощь от себя, от союза художников».

Наш земляк, работающий в стиле современного реализма, был с мольбертом на самой линии фронта. Ему очень хотелось передать на своих полотнах судьбы защитников Родины, среди которых есть герои подразделений «Барс» и «Шторм». В его планах посвятить этому отдельную выставку, на что пока нет времени из-за общественной работы.

Живописец стремится к тому, чтобы его картины пробуждали в людях лучшие качества.

Но все же он никогда не откладывает далеко кисти, считая создание картин главным делом художника. Алексей Буртасенков любит историю и как раз перед началом СВО сделал в Москве несколько выставок о Великой Отечественной войне, проходивших в МИДе и Совете Федерации. Он как будто предчувствовал, насколько все это станет актуально.

«Работа в направлении реализма предполагает отражение нашего мира и его потребностей, – говорит Алексей. – Мне кажется, это вообще единственное что стоит делать в живописи. Все остальное часто бывает от лукавого. Художник как телевизор может показать добродетель или порок. Негатив в картинах сегодня популярен, а я стремлюсь к тому, чтобы они цепляли зрителей светлой энергией и пробуждали лучшие качества. Ведь высшая задача искусства – это нравственное совершенствование человечества. Настоящие произведения живут долго, а все остальное отпадает и разрушается как ненужное».

Досье
Алексей Буртасенков родился и начал изучать искусство в Краснодаре. Окончил Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Является академиком Российской академии художеств. Много лет живописец живет в Москве, где пишет картины, преподает и занимается общественной работой. В сентябре 2022 года он возглавил Краснодарское отделение Союза художников России.

Фото: Из личного архива/ Алексей Буртасенков
Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Опрос

А вам в детстве родители выписывали детские журналы?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах