За десять месяцев в крае ощутимо снизилось количество киберпреступлений по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Этому способствовали законодательные нововведения, направленные на борьбу с телефонными мошенниками. Насколько изменились цифры и почему потребуются новые меры для защиты от жуликов – в материале.
Барьеры против лжи
Этой осенью начал действовать целый ряд нововведений, направленных на защиту россиян от телефонных мошенников. Они призваны создать дополнительные барьеры для злоумышленников и дать жителям страны новые эффективные инструменты для того, чтобы себя обезопасить. В числе новых мер - обязательная маркировка звонков с бизнес-номеров, при поступлении которых на экране телефона отображается название компании и категория вызова. Это позволяет идентифицировать абонента и принять решение, отвечать ли ему. К слову, еще с лета банкам, операторам связи и другим организациям запрещено звонить клиентам через иностранные мессенджеры.
Для того чтобы преступники не могли совершать звонки с использованием чужих сим-карт, введен запрет на их передачу другим лицам за исключением членов семьи и близких родственников. Появилась возможность установить самозапрет на заключение новых договоров об оказании услуг связи, через портал Госуслуг или МФЦ, что полностью исключит вероятность оформления злоумышленниками сим-карт на имя человека в случае потери им документов или других инцидентов. Заработал закон, согласно которому каждый россиянин может зарегистрировать на себя не более 20 сим-карт, а для иностранцев и лиц без гражданства этот лимит в два раза меньше.
Базовая стратегия - обратиться к человеку по имени и сразу его напугать, создавая ситуацию срочности.
Теперь можно оформить самозапрет на кредиты и займы в МФЦ, что ранее было доступно только в онлайн-формате через Госуслуги. Введена опция «второй руки» при совершении финансовых операций, особенно актуальная для пенсионеров. Для ее активации нужно назначить доверенное лицо, к которому банк будет обращаться за подтверждением. Заработал закон о периоде охлаждения при выдаче потребительских кредитов свыше 50 тысяч рублей, который должен помочь опомниться, если человек берет деньги под влиянием мошенников. Введены ограничения на звонки через иностранные мессенджеры. Судя по цифрам статистики, эти и другие меры дают свои плоды.
На миллиард меньше
Об основных результатах работы по борьбе с мошенниками «АиФ-Юг» рассказал замначальника первого отдела Управления по борьбе с киберпреступностью ГУ МВД России по Краснодарскому краю Иван Смирнов. Одним из самых красноречивых показателей наметившейся положительной динамики можно считать снижение материального ущерба. За первые 10 месяцев из-за схем обмана с использованием информационно-коммуникационных технологий и краж с банковских счетов жители Кубани потеряли 5 миллиардов 543 миллиона рублей. Это на миллиард меньше, чем было похищено с начала января по конец октября прошлого года.
«Произошло существенное снижение, особенно с учетом прошлых показателей, - говорит Иван Смирнов. – По итогам первых 10 месяцев 2024 года у нас был зафиксирован рост ущерба по сравнению с аналогичным периодом 2023-го. Общее количество преступлений в сфере информационно-коммуникационных технологий тоже снизилось. За 10 месяцев на территории края их зарегистрировано 23224, что на 5889 меньше уровня прошлого года. Если говорить про отдельные категории преступлений, то количество дистанционных мошенничеств снизилось на 17%, а краж с банковских счетов – на 29%. Я считаю, что свои плоды приносят все нововведения в совокупности».
Естественно, что сами по себе законодательные изменения, которые происходили на федеральном уровне и до начала этой осени, не могли дать таких результатов без системной работы сотрудников полиции края. За указанный период им удалось раскрыть 5815 преступлений всех категорий, что на 404 больше, чем было год назад. Уровень раскрываемости составил 25% и вырос на 5%. Установлено около 2,5 тысяч злоумышленников, на счету каждого из которых может быть от одного до нескольких криминальных эпизодов. Показательно, что каждый день полицейские разоблачают в крае как минимум одного-двух курьеров, помогающих преступникам. В основном это молодежь.
Жулики подстраиваются
Недавно в Сочи задержали пособников мошенников, забравших у пенсионерки более миллиона рублей. Она сказала жуликам по телефону данные паспорта и СНИЛС якобы для записи на прием в Пенсионный фонд, после чего ее напугали. Мол, на ваше имя открыт счет, с которого финансировали террористов. Чтобы избежать наказания и обезопасить сбережения, аферисты убедили женщину передать деньги липовым правоохранителям. Это типичный случай. Большинство главарей криминального «бизнеса» находятся вне досягаемости полиции. В основном они действуют из-за рубежа - чаще всего с Украины, где расположены десятки жульнических колл-центров.
«К сожалению, мошенники не стоят на месте и подстраиваются под законодательные изменения, - продолжает Иван Смирнов. – Когда банки начали активно блокировать подозрительные переводы онлайн, преступники стали убеждать людей передавать деньги наличными. Сейчас их в большинстве случаев забирают курьеры, которых называют дропперами. Затем эти пособники переводят средства на указанные им счета через криптовалюту. В то же время полиции стало легче привлекать дропперов к ответственности, так как в этом году внесли соответствующие изменения в уголовный кодекс. Думаю, что новые меры по борьбе с мошенниками будут приниматься каждый год».
Необходимость постоянных корректив для более эффективной борьбы с преступниками из-за их ответных шагов видна и на примере ограничений звонков в иностранных мессенджерах. После введения этих мер мошенники стали привлекать пособников, звонящих потенциальным жертвам через российское приложение «MAX». Их единственная задача – убедить человека установить VPN, чтобы другие жулики могли связаться с ним в тех же самых зарубежных мессенджерах. В результате эффект от ограничений таких звонков несколько снизился. В то же время из-за этих барьеров мошенники опять стали чаще звонить по обычному телефону при помощи подменных номеров.
Касается каждого
Несмотря на эволюцию мошенников, основные советы по защите себя от них не меняются. При любом подозрении на обман кладите трубку. Лучше самому перезванивать по номерам госструктур, от лица которых чаще всего говорят преступники. Правоохранители не угрожают и не требуют денег по телефону, а могут только пригласить в полицию. Никому не сообщайте цифры из СМС-уведомлений. Используйте кодовое слово или фразу с близкими для проверки личности в случае сомнений. Включите двухфакторную аутентификацию на всех важных сервисах, а также регулярно обновляйте операционные системы и приложения на устройствах.
«Телефонные мошенники сейчас очень хорошо подготовлены, гораздо лучше, чем несколько лет назад, - говорит психолог Надежда Сорочан. – Они обучены манипуляционным техникам, прекрасно знают стратегии обмана и обхода любых возражений. Их основные способы давления: через страх, жадность и жалость. Базовая стратегия - обратиться к человеку по имени и сразу его напугать, создавая ситуацию срочности. Они апеллируют к инстинктам, к лимбическому или эмоциональному мозгу, который в момент внезапности и в условиях какого-то дедлайна может дать сбой. Особенно опасно, если мы находимся в уязвимом состоянии, эмоционально истощены».
Например, в зоне особого риска находятся люди, недавно пережившие потерю близкого человека. Мошенники слышат, кто на том конце провода: пожилой, молодой, агрессивный, мягкий и прибегают к стратегии обмана, наиболее эффективной конкретно в этом случае. Поэтому один из главных советов Надежды Сорочан - не вовлекаться в беседу с незнакомцем по телефону. Если мошенник вас разговорил, то для него это уже половина победы. Также нельзя быть самоуверенным, считая, что именно вас не обманут – это когнитивное искажение. Психолог призывает от него избавляться, повышать свою осведомленность и предупреждать о рисках членов семьи.