24 декабря Рождественский сочельник празднуют христиане, придерживающиеся нового стиля. Не совсем точно у нас этот праздник называют «католическим Рождеством», так как в этот день его празднуют вместе с католиками практически все протестанты, а также многие православные. На самом деле, по старому стилю, седьмого января, Рождество отмечают только Русская, Сербская, Грузинская Православные Церкви, греческие монастыри на горе Афон – при том, что собственно Элладская (Греческая) Православная Церковь давно перешла на новый стиль. С другой стороны, некоторые католические Церкви восточного обряда также отмечают Рождество 7 января. «АиФ-Юг» рассказывает об особенностях празднования в чешских селах вблизи Анапы.
Игрушки можно съесть
На Кубани католиками традиционно являлись поляки, проживавшие в городах и компактно в нескольких сельских населенных пунктах (Текосе под Геленджиком, станице Темнолесской в Апшеронском районе и селе Раздольном ныне в пределах Большого Сочи), чехи, немцы, а также часть армян (переселившихся из Грузии), ассирийцев и других народов.
Что касается чехов, они переселялись на российское Черноморское побережье Кавказа (тогдашний Черноморский округ) в конце 1860-х годов, где основали около десяти сел между Анапой и Новороссийском, под Геленджиком, а также несколько хуторов вблизи Туапсе и Майкопа.
В памяти чешских старожилов сел Варваровка и Павловка под Анапой еще до недавнего времени сохранялись традиции празднования «католического Рождества». У детей была елка, которую украшали съедобными игрушками. Анапчанка Ружена Философова (1923–2015) рассказывала о своем детском Рождестве в 1930-е годы, когда брат ее матери дядя Франц привез им в город из близлежащей Варваровки елку. Дети украсили деревце – бубликами, конфетами. Но скоро его пришлось убрать, так как елка считалась «пережитком буржуазного прошлого», и кто-то из соседей донес, что у отца Ружены, второго секретаря горкома партии, дома празднуют Рождество…
Кого черти принесли?
Но начинался Рождественский цикл раньше – праздником святого Николая. В этот день (шестого декабря по новому стилю) по дворам Павловки ходили ряженые: ангелы (они же Миколаши, т.е. Николаи) и «черти». «Миколаш» носил белую рубашку и белую женскую юбку, на голове у него был цилиндрический колпак с нарисованным крестом. «Черт» носил черные рубашку и штаны, а также вывернутый наизнанку овчинный тулуп, подпоясанный гремящей железной цепью. В руках у него была палка, на голове – привязанные коровьи рога. «Миколаш» заходил в хату, а «черт» поначалу оставался во дворе. Послушным детям и тем, кто умел молиться, «Миколаш» дарил подарки – орехи, конфеты, яблоки, а непослушных «черт» пытался огреть палкой.
За колядки хозяева клали детям в корзинку гостинцы.
Иосиф Швец из Анапы (1942 г.р.) вспоминал, как он и его ровесники в конце 1940-х ожидали Миколаша с подарками: открывали форточку, оставляли чулки на подоконнике и шли спать. А наутро чулок уже был полон подарков (помните фильмы про Санта-Клауса, который и есть тот самый Миколаш, и чулки, привязанные к детским кроваткам?) – яблок, пряников, конфет. Но если ребенок был «шкодливым», непослушным, то в чулке непременно лежали одна-две головки лука. Позже уже и сам Иосиф собирал подарки своим детям в наволочку и выставлял на балкон, потом шваброй в окно – тук! – «пришел Миколаш!»
Явились три Короля!
24 декабря (в Рождественский сочельник) чехи шли в костел на полуночную мессу. На Рождество парни ходили по хатам колядовать. Они пели колядки, а в руках несли betlém (вертеп) – стилизованные ясли с фигурками младенца Иисуса, Марии и Иосифа.
Еще одна разновидность вертепного действа: у чехов и словаков Павловки разыгрывалась на праздник Богоявления 6-го января. В честь волхвов, пришедших поприветствовать новорожденного Иисуса, которые в западной религиозной традиции превратились в «королей» Каспара, Мельхиора и Бальтазара, по домам ходили по трое переодетых «королей» с колпаками на головах. Богоявление чехи так и назвали – Три Короля. Они снова пели колядки и мелом на косяках дверей выводили крестик, число наступившего года и буквы КМВ (инициалы имен волхвов-королей). За колядки хозяева клали им в корзинку гостинцы. И сейчас у католиков глава семьи в праздник Богоявления пишет мелом эти знаки на двери дома.
Традиции продолжаются
За последнее десятилетие, к сожалению, ушло уже поколение кавказских чехов, помнившее те старые рождественские традиции, принесенные их предками из Чешских земель. Но в селе Кирилловка под Новороссийском сейчас молодежь разучивает колядки и сценки с учителем чешской воскресной школы. В местном культурно-просветительном чешском клубе «Матержидоушка» отмечаются традиционные чешские праздники. Любительская театральная труппа клуба, состоящая из детей и взрослых, разыгрывает рождественские представления.