Примерное время чтения: 9 минут
312

Из экономиста – в керамисты. Как превратить любимое дело в доходную работу?

Ольга Углова создаёт авторскую посуду из керамики.
Ольга Углова создаёт авторскую посуду из керамики. / Ольга Углова / Из личного архивa

Только половина россиян, по данным одной из поисковых систем, работают по специальности, которую получили в вузе, остальные трудятся либо в смежной сфере, либо совсем в другой отрасли. Часто люди уходят из офиса и начинают что-то создавать своими руками. Как люди находят дело жизни?

Работа как медитация

Ольга Углова из Краснодара уже шестой год занимается керамикой, она делает посуду, в том числе чашки, кружки, сахарницы, заварочные чайники, а также вазы для цветов. По первому образованию мас­терица экономист, но судьбу свою связала не с цифрами, а с творчеством. После окончания университета вышла замуж, а там и первенец не заставил себя долго ждать.

«В декрете помимо ухода за ребенком мне хотелось заниматься еще чем-то, и я стала делать реалистичные цветы из полимерной глины, этот материал еще называют «холодный фарфор», – рассказывает Ольга. – Создавала букеты на продажу, различные интерьерные композиции, потом открыла мастерскую, где учила других мастерить такие изделия. Сама обучалась за границей, в частности, в Испании, откуда привезла много интересных наработок и ценного опыта. Как-то возникла идея сделать и вазы для этих цветов, стала искать место, где могла бы научиться этому. Узнала, что в городе проводятся мастер-классы по гончарному делу и попросила супруга подарить мне на 8 Марта сертификат на такое мероприятие».

Так Ольга создала свое первое изделие из глины – кружку. Процесс ее так заинтересовал, что постепенно она полностью погрузилась в керамику, а цветы остались уже в прошлом, мастерскую тоже закрыла.

Но новое увлечение требовало и затрат. Сначала Ольга приобрела недорогой гончарный круг и минимум инструментов. Большинство изделий лепила руками. Постепенно в мастерской появилась маленькая печь, а в прошлом году уже заменила ее на более крупную.

«Конечно, не все сразу получалось, оставался брак, да и сейчас сложные задумки удаются не с первого раза, – продолжает Ольга. – В первое время я расстраивалась из-за этого, а потом стала анализировать, почему так произошло, на каком этапе допустила ошибку. На самом деле в керамике достаточно «неликвида», есть риск разных неприятностей, например, печь может подвес­ти – пережечь изделие или, наоборот, недожечь».

Мастерскую краснодарка оборудовала себе прямо в собственном доме, работает в основном с утра и до обеда, а остальное время посвящает мужу и детям. Дети, кстати, тоже иногда наведываются в мамин кабинет – им тоже нравится лепить фигуры из глины. Ольга учит их, передает умения, а еще она занимается преподавательской деятельностью – в частном порядке работает с начинающими гончарами, дает мастер-классы.

«Когда создаю свою посуду, думаю о разном. Обычно люблю работать в тишине, чтобы не было ни музыки, ни постороннего шума. Творчество для меня своего рода медитация, возможность побыть наедине с собой, – говорит мастерица. – Как рождаются новые идеи? Спонтанно что-то придумываю сама, что-то подсказывают клиенты. Так, например, появилась серия «Ведьмин котелок», в нее входят кружки, сахарница, заварочный чайник. Ко мне обратилась девушка с просьбой сделать для нее кружку с мухомором. В соцсетях ее аккаунт назывался «Баба Яга». Я предложила сделать чашку в форме котелка, а глазурью украсить так, будто из него вытекает кипящее «зелье». Задумка удалась, кстати, сегодня это один из самых популярных дизайнов среди моих изделий».

Глазурь Ольга создает тоже сама, экспериментирует. Вазы она все-таки тоже начала делать, в ее коллекции сосуды различных форм высотой от 20 до 60 см. Среди издержек профессии – всегда сухие от глины руки и невозможность носить маникюр.

«Но это становится таким неважным для меня, когда увлечена работой, когда получается воплотить новую идею, когда вижу радостные глаза новых владельцев моих изделий. Ради этого готова творить каждую свободную минуту, это настоящее счастье любить свое дело и получать от него удовольствие», – добавила Ольга.

Драгоценное панно

Наталья Сыстерова из Геленджика с 2007 года занимается уникальной техникой выкладки полудрагоценным, поделочным камнем. Она создает картины будто с 3Д-эффектом, только рисует не масляными красками на холсте, а натуральными, растертыми в порошок, самоцветными минералами.

«Я родом с Урала, моя прабабушка еще работала в этой технике. Когда-то она преподавала в колледже, а потом его закрыли, а на его месте появился алмазный завод, – говорит Наталья. – Она учила меня работать с камнем еще в детстве, но тогда меня это не особо интересовало, а увлекло уже во взрослом возрасте. В те времена такого разнообразия камней еще не было, а имеющиеся были более тусклые, сегодня же можно создавать картины яркие, насыщенные, переливающиеся при свете».

К коллекции мастерицы пейзажи, натюрморты, анималистические сюжеты. Изделия она покрывает стружкой яшмы, агата, янтаря и других разноцветных камней. Получается настоящее чудо прикладного искусства.

«Желтый – везувиан, белый – кальцит, бирюзовый – лазурит, красный – родонит, фиолетовый – чароит. Природа богата яркими оттенками. Полудрагоценные камни закупаю на своей малой родине, а также собираю по миру через поставщиков. Цельный минерал измельчаю в крошку или пыль».

Для этого у художницы есть специальные приспособления. Булыжник она помещает в крас­котерку, два наждачных круга создают нужную консистенцию. Затем идет очистка и полировка получившейся смеси, на что уходит почти две недели. Потом начинается творческий процесс.

«Сначала укладываю основание панно – наношу фон, продумываю сюжет. На картину природы обычно уходит в среднем от 4 до 7 дней. Самые большие картины – размером 130 на 70 см. Свои работы продаю на ярмарках, а также у нас в городе есть выделенное место для мастеров.

Наталья – не только талантливая мастерица, а еще многодетная мать, у нее пятеро детей, самому старшему из них 16 лет, а младшей всего 8 месяцев. Первенцы тоже увлекаются художеством, правда, пока им интересны более современные направления – рисуют в стиле графики и аниме. Но их мама даже не сомневается, что в будущем ребята тоже будут создавать картины из камней и продолжать творческую династию».

Анна Иванова меньше чем за два года изготовила около 300 кашпо из ротанга.
Анна Иванова меньше чем за два года изготовила около 300 кашпо из ротанга. Фото: Из личного архивa/ Анна Иванова

Когда в офисе наскучило

Анна Иванова живет в Выселках, она тоже в прошлом экономист, а сейчас плетет кашпо из искусственного ротанга. Свою первую корзину она сделала почти два года назад.

«Я родилась и выросла в станице, огород, хозяйство – так все это в юности мне не нравилось, что хотелось уехать в город, работать в офисе, сидеть за компьютером, – рассказывает она. – Так и сделала, окончила университет, устроилась в банк, потом перешла торговую компанию».

Анна жила и работала в Краснодаре, где и познакомилась со своим будущим мужем. Когда в молодой семье родился сынишка, Ивановы решили переехать обратно в станицу, там открыли свой магазин. Они продают товары для сада и огорода.

«Все-таки жизнь в городе – не для нас, как оказалось. И работа в офисе мне тоже наскучила, я мечтала создавать что-то своими руками, – продолжает мастерица. – Случайно в соцсетях увидела, как в Сочи женщина плетет кашпо из ротанга, мне ее изделия так понравились, что захотелось привезти их в наш магазин. Подсчитав затраты, оказалось, что для наших покупателей такие горшки с учетом закупки, доставки будут выходить дорого, поэтому решила узнать об этой технике и попробовать научиться работать в ней самой».

И Анне это удалось. За время новогодних выходных она пересмотрела множество видео, как плетутся такие корзины, изучила процесс, нашла поставщиков сырья. Первое кашпо объемом 12 литров она делала почти всю ночь, а наутро близкие даже не поверили, что это Анны рук дело. Меньше, чем за два года она наплела уже почти 300 изделий. Продает их не только в своем магазине, но и представляет на разных ярмарках, выставках, а также берет частные заказы.

«Мне помогает муж, он нарезает материал, а мама плетет вместе со мной, особенно, когда нужно подготовить большое количество корзин, – говорит она. – На одно небольшое кашпо уходит от 4 до 5 часов, крупным – необходимо заниматься иногда и не один день. Самое сложное – сделать стойки, т.е. каркас. Если сразу начать неправильно, изделие получится кривым. Труд это кропотливый, руки от него в мозолях, а работать в перчатках неудобно. И тем не менее мне нравится то, чем я сейчас занимаюсь. Гораздо труднее мне переносить однообразие, как было, пока работала в офисе. Сидела за монитором, вставляла цифры в таблицу, а результата моей деятельности не было видно. Сейчас же в каждое свое изделие я вкладываю душу, стараюсь, что чтобы они долго радовали покупателя и приносили ему пользу».

В планах у Анны расширить свое производство. В будущем она хочет начать плести садовую мебель.

Чем полезны умельцы экономике?

Экономист Виктор Полторанин:

«Как правило, «ремесленники» являются самозанятыми, в своей работе они реализовывают как художественные способности, так и деловые качества. Изготовить что-либо – одно дело, а второе – уметь продать, монетизировать свой труд. Такие кадры важны не только в качестве самозанятых, они могли бы быть полезными сотрудниками на предприятиях и в организациях. Сочетание творческого начала и деловой хватки, умение брать на себя ответственность и достигать результата всегда ценится. Для государства такие предприниматели значимы тем, что снижают социальную нагрузку, так как не находятся в числе безработных. Такие умельцы могут сами обеспечить себя доходом. Также трудно переоценить их вклады в культурное развитие, ведь они сохраняют ремесло наших предков и передают умения следующим поколениям. Многообразие культурных навыков всегда положительно влияет на развитие страны».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Опрос

Из каких источников вы узнаете новости?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах