Аргументы и Факты
kuban.aif.ru
Кубань
Аргументы и Факты
kuban.aif.ru
Кубань
Примерное время чтения: 5 минут
121

Меньше этажей, больше комфорта. Как меняется облик городов Кубани

«АиФ-Юг» № 24 11/06/2025

О том, как работают новые градостроительные нормы и правила и как они отражаются на внешнем виде городов и районов края, на прошедшей в Доме журналистики пресс-конференции рассказал главный архитектор Краснодарского края, руководитель профильного департамента Илья Поздняков.

Курорт по генплану

Весной 2025 года обновлённый генеральный план начал действовать в Краснодаре, ранее такие же актуализированные документы заработали в Армавире, Геленджике, Сочи, Анапе, Горячем Ключе и других муниципалитетах региона. Генплан – основа градостроительных правил любой территории, обновляли их, чтобы привести в соответствие с федеральными нормами.

- В каждом муниципалитете ставились свои задачи – в курортных территориях, например, надо сохранить рекреационную направленность, в том числе за счёт уменьшения зон, предназначенных для многоэтажной жилой застройки, - рассказал Илья Поздняков. – В Армавире, где исторически есть акцент на промышленную направленность, необходимо было создать условия для развития предприятий и компаний.

Работа по актуализацию генпланов помогла существенно уменьшить число площадок, подходящих для возведения многоквартирных домов. В Сочи, по словам архитектора, таких осталось не больше пяти, площадью до 15 га. В Анапе планы по строительству 9 млн квадратных метров жилья в итоге сократили до полутора миллионов. Край вернул 100 тысяч га земель сельхозназначения, семь тысяч из них – в Краснодаре, значит, эти территории на окраинах города не застроят многоэтажками. Обновлённые правила уже действуют, но глобальный эффект от них станет заметен позже – сейчас строительные компании сдают дома, спроектированные ещё по-старому.

Добавили деревьев

В последние годы на Кубани существенно пересмотрели подходы к строительству – в Краснодаре, например, больше нельзя строить дома в 20 с лишним этажей. Высотность ограничена до девяти, максимум – 18, но на меньшей территории. То есть, чтобы возвести 18-этажку, компании надо на этом же участке сдать две 9-этажки. Причём не воткнуть рядом друг с другом, а в строгом соответствии с планом комплексного развития территории (КРТ). 

- За последние годы мы пересмотрели подходы, застройка стала действительно комплексной, - рассказал Илья Поздняков. - В 2021 большой объём проектов в Краснодаре мы перепроверили и отменили более 1,1 млн квадратных метров многоквартирных жилых домов. Но уже сейчас можно видеть ЖК, которые возводят по новым правилам, и разница со сданными ранее соседними домами очевидна.

КРТ предполагает возведение жилья сразу со всей необходимой инфраструктурой: школами, детскими садами, медицинскими учреждениями, решить за последние годы удалось. Не по желанию застройщика, а по закону – иначе проект просто не допустят до реализации.

 - Чтобы прийти к результату, пришлось пересмотреть большой объём нормативных документов, - добавил главный архитектор.  – К федеральным нормам КРТ каждый регион мог добавить то, что посчитает нужным. Край посчитал, что необходимо прописать минимальное количество деревьев - для Юга России это неотъемлемая часть повседневной жизни. Сейчас у нас действует такая норма, которая призвана сделать Краснодар более зелёным.

Если с инфраструктурой социальной в Краснодаре последние годы разобрались за счёт невиданных темпов строительства школ и детских садов, то развитие транспортной, по словам Ильи Позднякова, объективно отстало.

- Поэтому сейчас делаем акцент именно на неё, - добавил он. - добавил Илья Поздняков. - Принято решение поддерживать Краснодар в развитии этого направления, значительные средства направляются на строительство новых транспортных развязок – в ближайшие пять в городе появится порядка десяти новых развязок. Идёт расширение существующих улиц, например, Западного обхода. Одновременно идёт развитие городской трамвайной сети – тоже одно из масштабных решений, призванных улучшить качество жизни краснодарцев. Конечно, реализация всего этого Краснодар от пробок не избавит, но ситуацию на дорогах значительно улучшит.

Население Краснодарского края постоянно растёт, есть ли в градостроительстве какие-либо нормы по комфортному количеству людей в городах? По словам главного архитектора, здесь всё зависит от условий, которые можно создать, ведь комфорт измеряется не количеством людей, а количеством благ для них, которое можно предоставить.

 - Если среда будет развиваться равномерно, а не только в центре, если в разных районах городов будет смешанная многофункциональная зона, то ограничений практически нет, - сказал Илья Поздняков. – Например, в новом генплане Краснодара сократился прогноз по населению – если ранее в 20-летней перспективе рассматривали три миллиона жителей, то сейчас речь идёт о двух-двух с небольшим миллионах. Если реализовать на 100% всё, что запланировали, то такому количеству людей будет комфортно на этой территории. В других городах края ситуация похожая.

Ситуация поменялась

С применением механизма КРТ был разработан и проект «Новый Краснодар» на востоке города, в районе посёлков Знаменского и Новознаменского. Напомним, здесь, на площади полторы тысячи га планируется создать полноценный район для 200 тысяч человек, с административным центром, медицинским кластером, школами, детскими садами, ФОКами, дворцом технической творческой молодёжи. Но пока реализация проекта замедлилась.  

 - На базе концепции были внесены изменения в генплан, документ территориального планирования учёл эти положения и закрепил их в виде функциональных зон. Сейчас можно было бы уже приступить к реализации проекта, но ситуация на рынке поменялась, поэтому заложенный объём нагрузки в текущих условиях сложно вложить в экономическую модель, так как из всей этой территории только 35% запланировано непосредственно под жильё.

Вместе «Новым Краснодаром» шёл и скоростной подземный трамвай, который должен был связать район с другими частями города. Но и он пока откладывается. По словам архитектора, проекты эти дорогие, и реализация их зависит от финансирования.  

В такой же ситуации оказалась и реализуемая федеральным министерством туризма «Новая Анапа», только к экономическим вопросам здесь добавилась и ситуация с ЧС по мазуту.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах