Примерное время чтения: 8 минут
955

«Мы были смертниками». Как корабли СССР несли дежурство в Средиземном море

«АиФ-Юг» № 19 10/05/2023
Боевые службы иногда длились по 6-8 месяцев.
Боевые службы иногда длились по 6-8 месяцев. Госархив РФ

13 мая 1783 года 11 судов под командованием вице-адмирала Федота Клокачева вошли в Ахтиарскую бухту, где в июне того же года заложили Севастополь. С тех пор именно в эту дату празднуют День Черноморского флота.

О том, как чтение зарождает любовь к морю, что в советское время корабли Черноморского флота делали в Средиземном море, чего боятся моряки и почему приветствуют потенциальных врагов, об этом и о многом другом kuban.aif.ru рассказал капитан первого ранга Виктор Романенко.

Мечту породили книги

На Черноморский флот Виктор Романенко пришел после окончания Высшего военно-морского училища имени Фрунзе и сразу попал на эсминец «Отзывчивый» командиром группы управления артиллерийским огнем. Потом был старшим помощником на эсминце «Бравый», командиром «Сознательного» и большого противолодочного корабля «Решительный». В общей сложности 14 лет на флоте - с 1968 по 1982 годы. Заканчивал службу капитан первого ранга на воздушном пункте управления - специальном самолете, который должен был подниматься в воздух в случае войны. А началась любовь к морю у Виктора Романенко… с книжного шкафа отца.

Фото: Из личного архивa/ Виктор Романенко

«Море - это моя детская мечта, выросшая из прочитанных книг, - вспоминает он. - После войны книг было мало, но у отца, который сам окончил училище инженеров водного транспорта, имелась библиотека. Мое понятие о морском деле сформировалось в основном на «Морских рассказах» Константина Станюковича, «Порт-Артуре» Александра Степанова и повести «Белеет парус одинокий» Валентина Катаева. Запали в душу рассказы о парусных кораблях, морях, штормах, стоящих на мостике командирах».

Уже после военно-морской карьеры Виктор Романенко часто бывал в школах, общался с ребятами и обратил внимание, что сейчас среди детей тоже есть романтики, те, кто бредит морем, но их заметно меньше, чем в советские времена. «Все-таки 30 лет без идеологии не прошли даром», - замечает капитан первого ранга.

досье
Виктор Петрович Романенко - капитан первого ранга Черноморского флота, командовал эсминцем «Сознательный» и большим противолодочным кораблем «Решительный». После окончания службы на флоте - офицер главного штаба ВМФ СССР.

Рядом с авианосцами

Первый моряцкий опыт Виктор Романенко получил на Кубани - после школы поступил на вечернее отделение Краснодарского политехнического института, днем ходил шкипером на барже. Устроил отец, работавший сначала заместителем, а потом и начальником пристани. Любовь к морю все-таки взяла свое - вскоре Виктор Романенко перевелся в училище и, получив специальность артиллерист-ракетчик ПВО, оказался на Черноморском флоте.

«Распределение я получил в 1968 году, и в декабре наш корабль уже ушел на боевую службу в Средиземное море, - продолжает капитан первого ранга. - Тогда, в разгар холодной войны, там находилась наша 5-я (Средиземноморская) эскадра ВМФ - 15-20 кораблей со всех флотов. Основным нашим потенциальным противником был 6-й оперативный флот ВМС США. И мы выполняли боевые задачи в Средиземном море, в первую очередь стремились не допустить ракетно-бомбовых ударов палубной авиации США по городам Советского Союза».

Первая боевая служба Виктора Романенко началась в 1968 году - через семь лет после Карибского кризиса. В 1961 году в ответ на установку американских крылатых ракет в Турции СССР разместил ракеты на Кубе. Страны находились на пороге атомной войны, но лидерам - Никите Хрущеву и Джону Кеннеди - удалось договориться.

«В то время нас уважали, - рассказывает капитан первого ранга, - так как во время Карибского кризиса мы решительно отстаивали свои интересы и купировали угрозу нападения. Но напряжение чувствовалось. Поэтому мы постоянно следили за авианосцами ВМС США, вели разведку с момента захода этих кораблей в Средиземное море».

В общей сложности 14 лет - с 1968 по 1982 год - прослужил на флоте Виктор Романенко.

Выглядело это так - как только авианосец оказывался в Средиземном море, к нему буквально «приклеивался» советский корабль. Расстояние - две морских мили, меньше четырех километров. С советского корабля наблюдали за взлетами палубной авиации.

«Если взлетали сразу 10-15 самолетов и направлялись на север, то мы экстренно докладывали в Москву, командованию Черноморского флота, где имелись два полка морской ракетоносной авиации, - продолжает Виктор Романенко. - Но даже с потенциальным противником всегда вели себя как положено военным морякам - если сближались, то команда по сигналу выстраивалась на борту и приветствовала проходящих. Все понимают, что опасностей в море и без того хватает, в любой момент можно за бортом оказаться - так зачем еще дополнительно друг с другом грызться?»

От Египта до Анголы

Участвовать в полноценных военных столкновениях на море капитану первого ранга, к счастью, не пришлось, но в его карьере насчитывается шесть боевых служб (так называется выполнение задач в мирное время в тех удаленных районах, где флот должен действовать во время войны). Во время первой боевой службы он попал в зону арабо-израильского конфликта.

«Тогда, в 1968 году, он был в самом разгаре, - вспоминает Виктор Романенко. - Израиль тогда занял Синайский полуостров. Мы стояли в Порт-Саиде, на севере Суэцкого канала, правая сторона которого оказалась уже под контролем Израиля. Когда заходили в Порт-Саид, фарватер уже был заминирован, поэтому первым шел тральщик. Он вытралил мину, она всплыла - мы ее расстреляли из 37-миллиметровой пушки. Встали на якорь и получили задачу держать под прицелом районы, в которых мог высадиться десант».

По словам капитана первого ранга, эпизод с миной был редким. Хотя там же доводилось использовать и другое оружие - для борьбы с возможными диверсантами, боевыми пловцами вахтенный офицер несколько раз за вахту бросал в воду гранаты. Дело в том, что взрывная волна под водой наносит смертельный удар по легким пловца.

«В некоторых видах вооружения мы тогда были впереди планеты всей, - продолжает Виктор Романенко. - Например, СССР передал арабам катера с ракетами П-15, которые поражали цели на дистанции до 120 км. Такой ракетой в 1967 году уничтожили израильский эсминец «Эйлат». С тех пор остальные страны стали развивать такое вооружение. Столкновений же с американцами, которые передавали вооружение другой стороне, у нас не было. Повторю, Советский Союз тогда уважали. Поэтому когда мы стояли в иностранных портах, то ночью освещали корабль, флаг - Израиль нападал на египетские корабли, а советские не трогал».

Правда, по словам капитана первого ранга, в случае реального столкновения с вероятным противником шансы 5-й эскадры были невелики.

«По сути дела мы там были смертниками, ведь авиации у нас не было, - говорит Виктор Романенко. - А без нее корабль в море - легкая мишень. Боевая устойчивость 5-й эскадры составляла 40-50 минут - это мы потом в Академии подсчитывали. Пока снаряды и ракеты не кончатся. А подвезти неоткуда - в Средиземном море у нас не было портов, где бы мы могли отсиживаться. Только база материально-технического обеспечения в Латакии, там только мелкий ремонт можно было сделать, заправиться. Так что случись какая заваруха - назад возврата нет. Но моряки при этом ничего не боялись, напротив, рвались в море».

Сопровождали советские корабли и суда, шедшие во время гражданской войны в Анголу. Туда с Кубы перевозили отряды добровольцев, военные грузы.

«А наш корабль поставили на линию дозора, - вспоминает Виктор Романенко. - Однажды был такой случай - обнаружили судно без опознавательных знаков, которое шло в сторону Анголы. Дал команду «Полный ход», пошли на сближение, а от нас уйти пытаются. Мы обгоняем транспорт с левого борта - только тогда кубинцы, а это, оказывается, они были, увидели советский флаг, обрадовались, выбежали на палубу».

Рыбалка на эсминце

Боевые службы иногда длились по 6-8 месяцев. В Средиземном море - жара. С пяти утра моряки успевали и оружие в порядок привести, и палубу выдраить. Так что порой время на рыбалку оставалось.

«Ставриду ловили на самодур, - вспоминает Виктор Романенко. - Спиннинг, грузило свинцовое, крючок без наживки - кембрики разноцветные от телеграфного провода привязывали. И в воду - леска метров на 40-50 размотается, остановится. Поднимаешь - а там уже три-четыре ставридки».

А бывала и другая рыбалка - проходит БМРТ с Атлантики, большой морской рыболовный траулер с 4-5 тысячами тонн рыбы. А там земляки кого-либо из команды. «Присылайте баркас, угостим!» - говорят военным морякам.

«Спустили мы баркас, старпому в руки бутылку спирта, свежие газеты - рыбаки же тоже несколько месяцев на суше не были, - рассказывает капитан первого ранга. - Вечером вернулись с полным баркасом разных консервов. Нам наутро в Дубровник идти, а перед заходом в иностранный порт проверяет начальство, вот и к нам начальник штаба 5-й эскадры явился. Мы в кают-компании стол накрыли, кальмаров с луком нажарили. Начштаба: «Где взяли кальмаров?» - «Ловим потихоньку, товарищ адмирал!»

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Опрос

А вам в детстве родители выписывали детские журналы?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах