Технические решения в области безэкипажного судовождения, новый уровень морского образования, строительство двух «Технополисов» - по итогам 2020 года ГМУ им. адм. ф. ф. Ушакова вновь стал «Лидером отрасли».
Новый уровень образования
В Москве Федеральное агентство морского и речного транспорта подвело итоги традиционного отраслевого конкурса. В результате Государственный морской университет имени адмирала Фёдора Фёдоровича Ушакова уже в восьмой раз стал «Лидером отрасли» в номинации «Лучшее учебное заведение». Победа университета не случайна. Прошедший 2020 год стал для вуза действительно прорывным.
Сегодня в мире полным ходом идёт гонка за безэкипажное судовождение. Всё движется к тому, что капитана на мостике заменит компьютер. А значит, высокий уровень автоматизации потребует специалиста с цифровыми компетенциями, которые бы позволяли использовать такие вещи, как искусственный интеллект или систему принятия решений на основе сложной системы математических моделей. Это будет специалист с определённым образованием, и вот его - морское образование - необходимо быстро трансформировать. Именно к такой трансформации сейчас готовятся в Государственном морском университете имени адмирала Фёдора Фёдоровича Ушакова. Отметив 45-летие и освоившись в новом учебно-лабораторном комплексе, вуз наметил ещё более масштабные планы.
«Строительство корпуса - это, по сути, завершение только первой фазы - решение проблемы нехватки площадей, - комментирует доктор технических наук, профессор, ректор ГМУ им. адм. Ф. Ф. Ушакова Сергей Кондратьев. - Университет сегодня начинает реализацию следующей фазы своей стратегии развития - это повышение качества образования. И здесь, опять же, речь пойдёт о строительстве. Мы планируем возведение на территории вуза собственного «Технополиса» и уже даже вошли в государственную программу по финансированию этого проекта. Что это такое «Технополис»? Это корпус для лабораторных работ, где ребята первых трёх курсов получат знания по такой наглядной и такой интенсивной технологии, что это кардинально сменит качество образования, именно фундаментального образования в области естественно-научных дисциплин. Это будет наша собственная разработка. Ещё через два года мы построим другой «Технополис», тоже для лабораторных работ, но уже по профессиональным, или как раньше мы называли, специальным дисциплинам. Здесь любой курсант получит возможность настраивать, тестировать, ремонтировать, разбираться в устройстве реального оборудования. Это будет прорыв в области качества образования, сделает нашего выпускника сразу намного сильнее, более конкурентоспособным».
Будущие перспективы
Именно этим выпускникам и предстоит осваивать безэкипажное судовождение. Сегодня в университете уже могут готовить специалистов в этом направлении, существуют тренажёрная база, определённый набор программ и подготовок. Более того, на протяжении последних нескольких лет именно «Ушаковке» государство поручило разработку технических решений в этой области. Позиция РФ в мировой гонке за безэкипажное мореплавание выглядит вполне конкурентоспособной. Российскими компаниями уже решены задачи автоматического расхождения в открытом море.
Современные ноу-хау обеспечат достойную конкуренцию.
«В рамках концепции, предложенной нашим университетом, Минпромторгом заказаны инструментальные платформы управления судами, включая контроллеры исполнительных механизмов, программное обеспечение для них. «Ушаковка» уже запатентовала свою часть технологий, у нас 5 патентов, 3 сертификата на промышленные образцы. Задача выполняется в широкой кооперации с научными организациями, которые уже обладают собственными решениями. Уверен, что результаты работ учёных «Ушаковки» позволят российским безэкипажным технологиям занять место среди мировых лидеров и обеспечат нашим транспортным компаниям конкурентоспособность на международных рынках», - говорит Сергей Кондратьев.