Пятого декабря не стало Марка Рудинштейна, заслуженного работника культуры России, продюсера, кинокритика. Одно из его главных творений - фестиваль «Кинотавр», которым он руководил до 2005 года. В середине ноября кинопродюсера госпитализировали с сердечным приступом. Врачи до последнего боролись за его жизнь, но их усилия не увенчались успехом. «АиФ-Юг» рассказывает, чем запомнился Рудинштейн.
«Дело не будет забыто»
Марк Рудинштейн снимался в кино, в его фильмографии около 30 картин. В числе наиболее известных - «Приходи на меня посмотреть», «Идеальная пара», «Московская сага», «Курортный роман».
Главных ролей он не дождался, но сумел войти в историю российского кинематографа как талантливый организатор. В 1987 году он создал первый в стране рок-фестиваль в Подольске. А уже в 1991 году провел первый «Кинотавр», который по оценкам киноведов того времени, состоялся с большим успехом. Именно во время первого «Кинотавра» Рудинштейну пришла идея о создании кинопремии «Золотой Овен».
Марк Григорьевич с 1991 по 1999 годы был президентом кинокомпании «Кинотавр» и генеральным продюсером фестиваля. А с 1999 по 2005 - президентом группы компаний «Кинотавр». В 2005 году руководство кинофестиваля сменилось, и на смену Рудинштейну пришел продюсер Александр Роднянский.
Кроме того, Рудинштейн стал автором идеи о создании еще одного фестиваля, но уже детского - «Кинотаврик». Проект был воплощен успешно, и с 2001 года он также проводится в Сочи. Власти курорта планируют сохранить детище кинопродюсера. Об этом сообщил мэр Сочи Алексей Копайгородский, выразив соболезнования родным и близким почившего.
«Благодаря Марку Григорьевичу, Сочи уже на протяжении 32 лет становится летней киностолицей России. Мы всегда с нетерпением ждем этот фестиваль, он демонстрирует лучшее, что есть в отечественном кинематографе, дает шанс заявить о себе молодым авторам. А нашим жителям и гостям города - прикоснуться к миру киноискусства и увидеть своих кумиров. Мы приложим все силы, чтобы проекты Марка Григорьевича продолжали жить в Сочи», - написал Копайгородский на своей странице в соцсети.
С большим чувством юмора
В память о Марке Рудинштейне высказались его коллеги. Своими воспоминаниями с «АиФ-Юг» поделился профессор КГИК, заслуженный работник культуры России, член Союза кинематографистов России Григорий Гиберт.
«Общались, и не один раз. Он был человеком крайне своеобразным, но очень сильно любил кино. Вообще к актерам он относился с такой… отеческой любовью. Хотя я всегда вспоминаю фразу Станиславского: «Актеры - это дети, правда, сукины». Поэтому когда вышли его мемуары, они, конечно, вызвали эффект разорвавшейся бомбы. Поскольку он никого в них не пожалел. Это уже на его совести, была там правда или нет. Но я думаю, что правда была, - вспоминает Григорий Гиберт. - Должен сказать, что при нем был совершенно другой «Кинотавр» - и фильмы были замечательные, и люди. Кинофестиваль был молодежный. Со всеми своими плюсами и минусами, он разительно отличался от того, что есть сейчас: чопорный, «Каннский», каждый знает себе невероятнейшую цену. При Рудике этого не было, он был светлым человеком, несмотря на все случаи, что происходили с ним в его жизни.
Еще он был человеком, конечно, с большим чувством юмора, и этот юмор часто ему помогал. Он много сделал для Кубани: вспомнить хотя бы и «Кинотавр», а затем «Кинотаврик», еще он работал с местным творческим объединением «Премьерой». Умерло, так сказать, поколение тех людей, которые были беззаветно преданы кино. К сожалению, уходят один за другим».
Напомним, Рудинштейн в 2010 году опубликовал мемуары, в которых без прикрас рассказывалось о закулисье кинематографа. Героями романа стали актеры - кумиры миллионов, которые предстали не в самом выгодном свете, хоть и упоминались они под псевдонимами. В их числе Олег Янковский, Александр Абдулов, Татьяна Догилева, Михаил Ефремов.
Затем он улыбнулся этой своей неповторимой улыбкой, и мы расстались.
Также Григорий Гиберт рассказал и о последней встрече с Марком Рудинштейном.
«Когда мы с ним встретились в последний раз, где-то шесть лет назад, он уже не занимался «Кинотавром», - говорит он. - Мы с ним увиделись рядом с Домом кино в Москве. Удивительно, что он первый меня окликнул. Да, мы с ним раньше встречались, но, можете себе представить, сколько людей он встречал ежедневно! Постояли, поговорили, и он у меня спросил: «Ну что, так и любишь кино?» Я говорю: «Да, так и люблю кино». Он ответил: «Ну-ну. Я его тоже не разлюбил». Затем он улыбнулся этой своей неповторимой улыбкой, и мы расстались».
«Марк... Мы не так давно говорили, как выжить... Ты говорил о своих операциях, диабете... Мы обещали жить и дальше... И вдруг ты улетел... Переживаю... Если честно... очень переживаю.... Соболезную родным и близким..» , - написал в соцсетях советский и российский режиссер, заслуженный артист РФ Александр Левшин.
«Я не был с ним близок. Но знал его достаточно хорошо, чтобы искренне уважать. Он был продюсером от Бога. То есть - человеком неугомонным, творческим и предприимчивым. Придумывавшим и развивавшим свои проекты с нуля, привлекавшим к их созданию самых ярких людей и находившим способы для их осуществления в самые сложные для этого времена. Но с того момента, в июне 2004-го, когда он пригласил меня и моего партнера Игоря Толстунова на следующий день после победы на «Кинотавре» нашего фильма «Водитель для Веры» и предложил купить у него «Кинотавр», меня не покидало ощущение овладевшего Марком разочарования в людях, для которых он и делал свой фестиваль - в кинематографистах. Трудно сказать, было ли это чувство оправданным, но у российских кинематографистов, как и у всей отечественной киноиндустрии, есть все основания быть благодарной этому талантливому человеку...», - написал нынешний президент «Кинотавра» Александр Роднянский.