Примерное время чтения: 9 минут
147

Она смогла остановить мгновения: Валентина Зенкова - о Краснодаре и людях

Сюжет «Рождённый в СССР»
Фотограф Надежда Николаевна объездила весь край и Россию.
Фотограф Надежда Николаевна объездила весь край и Россию. / Валентина Зенкова / Из личного архивa

Валентина Зенкова помнит Краснодар таким, когда его можно было пешком пройти вдоль и поперёк. Когда на месте гостиницы «Москва» была школа №36, а в сквере со слоном фашисты казнили краснодарцев.

Валентина Николаевна - ровесница края. Свой трудовой путь она начинала на заводе, потом влюбилась в фотографию и сама стала снимать. Около 10 лет проработала в легендарном «Комсомольце Кубани», объездила весь край и Россию. К слову, снимать продолжает и сейчас, а свои фотографии публикует в соцсетях.

О детстве

«Когда началась война, мне было три года, отец был директором ВНИИМКа, он занимался подготовкой к эвакуации, - вспоминает Валентина Николаевна. - Нас с мамой и ещё одной семьёй вывезли на машине: нас должны были эвакуировать в Ессентуки, оттуда родом моя мать. Но до места назначения мы не доехали: начались  бомбёжки. В итоге потеряли почти все вещи и добирались потом до города: где пешком, где на попутках. Всего неделю мы успели спокойно прожить там, потом пришли немцы.  Страшное было время, людей убивали, оставшиеся голодали.

Когда Кубань освободили, отец забрал нас домой. Город был весь в руинах. Мы с детворой бегали по всему городу. Что на тот момент было несложно. Начинался он примерно с того места, где находится завод Седина, и заканчивался в районе улицы Одесской: там был трамвайный парк и стадион «Динамо». Дальше застройки не было.

Мы жили в самом центре, на улице Пашковской. До Красной - подать рукой. Но наша улица даже не была мощёной, поэтому пыль всегда стояла столбом.  В то время такие мелочи вообще мало кого интересовали. Соседи жили дружно. А когда кто-то возвращался с войны, собирались все вместе и устраивали праздники. Кстати, сквер Дружбы, или Сквер со слоном, как его называют в народе, раньше называли Детским. Правда, творились там совершенно недетские вещи: во время войны фашисты устраивали казни».

Случайная встреча со Святославом Рихтером.
Случайная встреча со Святославом Рихтером. Фото: Из личного архивa/ Валентина Зенкова

О шестидесятых

«Жили очень скромно, время было трудное, денег не хватало, поэтому я сразу же после школы поступила в электромеханический техникум при заводе «ЗИП», - продолжает она. - После окончания немного проработала по специальности, а потом увлеклась фотографией. А позже это увлечение переросло в профессию. Поначалу работала в фотоателье. Тогда же фотоаппарат был не у каждого, люди целыми семьями приходили запечатлеть мгновение. Обычно это были какие-то важные даты, праздники. Но вскоре мне это стало неинтересно, тем более что меня пригласили фотокорреспондентом в заводскую многотиражку «Приборостроитель».

Шестидесятые годы можно назвать расцветом Краснодара. Работали огромные заводы, которые для своих сотрудников строили целые микрорайоны со всей нужной инфраструктурой: детсадами, магазинами, химчистками, парикмахерскими.

Человек труда, особенно передовик, был в центре внимания: ему хорошо платили, его чествовали, о нём писали в газетах.

Вся моя работа фотокорреспондента была связана прежде всего с людьми. Как можно передать на фотографии глубину, мудрость, увлечённость и т. д. - всё, что характерно для хорошего человека? Моя цель была - показать читателю, чем он хорош, герой моей фотографии. Он чаще всего идёт мне навстречу. Открыт, любознателен, приветлив. Самое главное - вовремя нажать на спуск затвора, сделать несколько дублей. Это сейчас можно посмотреть, что получилось: цифра… А тогда, с волнением проявив плёнку, смотрела, не зря ли мучила человека. Одно из моих любимых фото - «Я токарь». Это Юрий Архипов. Окончив станкостроительный техникум, он пришёл работать в цех, где работал его отец».

Фото «Я токарь».
Фото «Я токарь». Фото: Из личного архивa/ Валентина Зенкова

О газете

Самым счастливым отрезком в своей жизни Валентина Николаевна считает те 10 лет, которые проработала в легендарном «Комсомольце Кубани».

«Тогда с фотоаппаратом я объездила весь край, - говорит Валентина Зенкова. - Станицы, города, районные центры… Где я только не была! Встречалась с интересными людьми, в основном снимала передовиков. Должна сказать, у нас в крае везде жили очень хорошо: богатые колхозы, совхозы. Кстати, очень часто, когда люди узнавали, что приехал корреспондент, старались с ним встретиться, рассказать о своих проблемах, но чаще всего они возмущались какой-либо несправедливостью и хотели, чтобы это обязательно отразили на страницах газеты.

Человек труда, особенно передовик, был в центре внимания: ему хорошо платили, его чествовали, о нём писали в газетах.

Не устану повторять: жизнь подарила мне много интересных встреч.

Много лет назад я искала место в нашем крае, где бы можно было купить домик. И вот село Фанагорийское. Красивейшая лесная зона с полноводной рекой Псекупс. Тишина. Я была готова остаться там жить. Но никто ничего не продавал. Пошла в сельсовет поговорить с председателем. Ничего утешительного он мне не сказал. Дом в сельской местности в то время можно было купить при условии, если ты в нём будешь прописан и не имеешь квартиру. Такие были тогда законы. Чтобы моя поездка не была впустую, решила подготовить материал для газеты. Председатель сельсовета познакомил меня с лесничим и сказал о нём, что он честный, влюблённый в свою работу комсомолец. Разговорилась с ним. Он местный житель, показал дом, который сам построил.  Знает каждую тропку. Он так интересно рассказывал об этих местах, что, когда предложил показать окрестности, я поначалу было согласилась, но потом поняла, что по горам без экипировки вряд ли смогу пройти. Тогда он предложил проехать к роднику. На машине быстро добрались (пешком часа два, точно). К сожалению, имени его не помню, но навсегда запомнила человека, увлечённого своим делом».

Фото «Лесник».
Фото «Лесник». Фото: Из личного архивa/ Валентина Зенкова

Ради фото забралась на мачту

На вопрос об интересных моментах в своей профессии Валентина Николаевна отвечает - их было много. Например, как-то была с делегацией от завода электроизмерительных приборов в качестве фотокорреспондент на танкере «Джузеппе Верди» в Новороссийске. Чтобы сделать этот снимок, пришлось забраться на мачту. Её качало очень сильно, было страшно… Валентину поддерживал помощник капитана. Но в результате получилась классная фотография.

«В советские времена часто проводила отпуск в Сочи. Путешествовала по окрестным местам: Абхазия, Грузия, - продолжает Валентина Зенкова. - Было очень интересно. Вечерами иногда ходили в сочинский порт, видели красивые большие теплоходы. Когда стоишь рядом, то кажется, что перед тобой громадное здание на воде. В Советском Союзе было пять лайнеров: «Александр Пушкин», «Шота Руставели», «Тарас Шевченко» и «Михаил Лермонтов». Эта серия строилась на верфи Mathias Thesen Werft В ГДР, с 1964 по 1968 годы. А «Михаил Лермонтов» был построен в 1971-72 годах.  Я была только на теплоходе «Александр Пушкин». Прекрасные интерьеры, картины, гобелены, светлые, просторные каюты, очень вкусная еда. Эти теплоходы совершали длительные рейсы по всем морям и океанам. Из пяти лайнеров-«поэтов» до наших дней дожил только один - Marco Polo, бывший «Александр Пушкин». Ходит под багамским флагом и возит туристов по всему земному шару, от Европы до Антарктиды. «Михаил Лермонтов» затонул в водах Новой Зеландии: врезался в подводную скалу. Длина пробоины -12 метров. Пассажиров удалось спасти, а корабль ушёл под воду и стал заповедным местом для дайверов. «Иван Франко», «Тарас Шевченко» и «Шота Руставели» были проданы и разделаны на металлолом в конце 90-х годов прошлого столетия».

О случайной встрече

«Как-то у меня сломалась фотокамера, а когда что-то из моей техники ломается - сама начинаю болеть, - признаётся фотограф. - В Краснодаре не могла найти мастера, и мне коллеги подсказали номер телефона в Москве. Договорилась и полетела. Москва показалась холодной, неприветливой. Хорошо, что моя знакомая пригласила к себе. Отдала камеру в ремонт. Пошла бродить по Москве. Рядом музей им. Пушкина - как раз была  выставка голландской живописи. Брожу по залам, посетителей очень мало. Холодно, и работы голландских художников - зимние пейзажи - не греют. Посмотрела всё, спускаюсь по лестнице, вижу - Ирина Александровна Антонова (в то время возглавляла музей) с кем-то беседует. А потом поворачивается ко мне и говорит: «Заходите!» И направляется в небольшой концертный зал музея. Было место в последнем ряду. И вот я вижу - к роялю подходит великий музыкант Святослав Рихтер. Это был такой подарок в тревожное и непонятное для нашей страны время (был 1990-й год)! Полетела домой окрылённая. Аппарат здоров, и Рихтера послушала. А главное - момент тот остался со мной навсегда: на фото «Я слушаю» - моя дочь Катя. Начала учиться игре на фортепиано в 5 лет».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Опрос

А вам в детстве родители выписывали детские журналы?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах