Чем ближе День Победы, тем чаще мы слышим песни о Великой Отечественной, подпеваем им, грустим или радуемся вместе с лирическими героями. И уже не определить – звучат песни эти вокруг нас, или внутри, окружают в кино, на праздниках или растут из личной памяти. О песнях о Великой Отечественной, авторских и народных, известных по всей стране и региональных, о том, как они рождались и распространялись, «АиФ-Юг» поговорил с кандидатом искусствоведения Светланой Жигановой.
Естественное желание
Федор Пономарев, «АиФ-Юг»: Светлана Александровна, на ваш взгляд, откуда приходит желание слушать или напевать военные песни перед каждым Днем Победы – из глубины души или из-за атмосферы вокруг?
Светлана Жиганова: Мне кажется, одну причину тут не выделишь. У многих военные песни всегда в памяти, их выбирают по зову сердца. Есть естественное желание людей вспомнить, спеть, но существует и культурная политика, которая готовит к событию. Задолго до самого празднования начинаются тематические фильмы, передачи, концерты, дети разучивают песни в детсадах и школах. Для примера – у нас в институте культуры вышла грандиозная программа «Песни Победы», работать над ней мы начали еще в сентябре. Это правильно и важно, в процессе всенародной подготовки к празднику Победы осуществляется воспитание. Здесь нужны не один день и не одна неделя.

- Вам какие песни в это время хочется вспомнить, напеть?
- Мой свекор ушел на фронт в 18 лет, закончил войну в Будапеште. И, как и большинство фронтовиков, не любил вспоминать ее. Может, отчасти поэтому предпочитаю песни лирические. Например, «Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат». Эту чудесную песню Алексей Фатьянов и Василий Соловьев-Седой написали в годы войны, в 1944 году, когда всем остро хотелось дожить до Победы, до весны, тепла, солнца, мирной жизни. Не случайно ее вначале назвали «Пришла и к нам на фронт весна». Другое дорогое воспоминание о песнях, посвященных Великой Отечественной войне, связано у меня с годами моего детства и отрочества. На хоре в музыкальной школе мы пели «Стоит над горою Алеша – Болгарии русский солдат». Хотя в ней и были слова «Из камня его гимнастерка, из камня его сапоги», мы, дети, все любили Алешу и представляли его живым. Оттуда же «Эх, дороги, пыль да туман». Выразительные стихи Льва Ошанина о буднях войны не забываются всю жизнь.
- Светлана Александровна, если немного вернуться во времени - что советский народ пел до войны. Какие идеи, темы, образы превалировали в искусстве в то время?
- Тридцатые годы – время сложное. По смыслу многие довоенные песни внушали веру в силу страны, придавали уверенности. Хотя тогда эти образы могли быть далекими от действительности – голод, коллективизация, раскулачивание, расказачивание. Много страшного происходило в то время, но феноменальным образом трагическая реальность уживалась с верой в страну. Мне кажется, песни сыграли очень важную роль в том, что позже люди искренне шли сражаться за Родину.
В тридцатые годы в сознании жителей страны, в первую очередь, сельских, еще прочно жила традиционная культура. Они пели лирические, плясовые, хороводные народные песни своих сел, деревень, станиц. С другой, благодаря радио, кино, газетам, появился большой пласт песен композиторских. Люди желали узнавать новое. Поэты и композиторы преподносили жизнь в оптимистичном свете, порой приукрашивая действительность. Кинофильмы «Цирк», «Волга-Волга», песни из них, показывают яркую счастливую жизнь. И, конечно, эти произведения также западали в сознание.
Я уверена, что широкое распространение композиторского творчества позже помогло сплотить людей. Во время войны стихи перекладывали на мотивы известных авторских песен. Это позволяло петь на фронте людям из разных уголков страны, не имеющим единого багажа народного творчества. Пример – та же «Катюша», у которой существует множество фронтовых переделок. Катюша в них и на фронт сама идет, и с фашистами сражается. Напев знали все, а стихи возникали в новых исторических обстоятельствах.
Пошло в народ
- 22 июня 1941 года началась война – как быстро она проявилась в песенном творчестве?
- Здесь лучше опереться на материал фронтовых корреспондентов, среди которых были известные поэты, писатели, музыканты. Алексей Сурков, Константин Симонов, Александр Твардовский и многие другие свидетельствуют о том, что самого начала войны солдаты пели на фронте. Они часто переосмысляли старые воинские песни в новых реалиях. Например, в казачьей песне «Ой да вспомним братцы мы, кубанцы 21 сентября» в строке «как дралися мы с поляком» - меняли слово: дрались с фашистом, германцем. И песня становилась актуальной.
На фронте с 1941 года распространялось огромное количество периодической печати. В газетах, журналах, листовках печатали новые стихи о войне. Хорошие стихи бойцы читали, запоминали, перекладывали на знакомые мотивы. Новые песни сочиняли композиторы. Так и складывался фронтовой репертуар.
- Светлана Александровна, кто первым сумел уловить в песнях нерв Великой Отечественной, чьи песни разошлись среди людей – народные или авторские?
- Эти пути не стоит разделять, они параллельные. Вообще вопрос авторского и народного дискуссионный – одни специалисты называют народным только аутентичный, так называемый, традиционный пласт, в котором нельзя ставить вопрос об авторстве. На мой взгляд, в XX и XXI веке так обрезать материал не стоит – надо смотреть не на чистоту стиля, а на роль авторских песен в народной жизни, на народное признание. Даже если мы знаем автора песни, но люди выбирают ее, разучивают, поют, это уже означает развитие народной культуры.
- «День Победы» - самая, пожалуй, известная праздничная песня – написана в 1975 году. Есть и другие, сочиненные гораздо позже событий, но попавшие в золотой фонд военных песен. Почему переосмысленные через десятилетия произведения становятся близкими для многих, уходят в народ?
- Я не вижу противоречий – это песни создаются талантливыми людьми, которые осмысляют события Великой Отечественной войны, через много лет пытаются представить себе героизм и тонкие лирические моменты того времени. Да, эти произведения созданы не по горячим следам, может, они более рафинированные, написанные в более спокойном состоянии, нежели непосредственно фронтовые. А популярными они становятся, потому что чуткие творцы почувствовали нерв, затронули душевные струны, и за это признаны народом. «День Победы» - песня всенародного масштаба, в ней композитор Давид Тухманов и поэт Владимир Харитонов сумели передать торжество, радость и, в то же время, чувство горечи - ведь «со слезами на глазах».
Где стоял эсминец?
- Есть ли у нас, на Кубани, свои известные песни о Великой Отечественной – соседи-ростовчане могут «Казаков в Берлине» напевать, где и кони-дончаки, и синий Дон? А мы?
- Есть песня «Эсминец «Суровый» на рейде стоял» - о моряках Черноморского флота, которые собираются в поход для того, чтобы освободить Севастополь. Если сопоставить исторические данные, эсминец отправлялся в Крым из порта нашего черноморского побережья, Туапсе или Новороссийска. Эта лирическая песня популярна в народе, ее поют во многих станицах, фольклорных коллективах. По сюжету моряк прощается с девушкой и обещает вернуться с победой после освобождения Севастополя. В селе Шабельском Щербиновского района я записывала «Я сегодня от вас уезжаю», которую пели на балачке – тоже об уходе на фронт. Записывались нами в экспедициях баллады о народных героях, например, «Село с рассвета вышло из тумана» о Танюше – Зое Космодемьянской.
Если говорить о событиях Великой Отечественной, происходивших на Кубани, то народные песни о них наверняка есть, но вопрос этот недостаточно хорошо изучен. Мы сейчас планируем еще раз опросить жителей Кубани, попробуем найти и записать такие песни. Сейчас, погрузившись в тему фольклора Великой Отечественной войны, я частенько сожалею о том, что мы, фольклористы, в экспедициях очень увлекаемся старинным пластом народной культуры, упуская из внимания песни колхозного строительства, Великой Отечественной. Мне представляется, что сейчас еще есть возможность несколько исправить ситуацию.
- А память не о самих боях, а о фашистской оккупации, в которой наш край находился в 1942-43 годах, сохранилась в местных песнях?
- В моей собирательской практике такой исторической конкретики в песнях времен войны не встретилось, в поэтических текстах много обобщений. Конечно, сейчас речь идет именно о народных, а не об авторских песнях. Но могу с уверенностью сказать, что существует большой пласт устной истории, живых и очень интересных воспоминаний о Великой Отечественной войне. Мои коллеги, к примеру, доктор исторических наук Олег Владимирович Матвеев, другие специалисты, целенаправленно записывают и изучают эти рассказы. К сожалению, таких воспоминаний все меньше. Сейчас мы, ученые, разговариваем с людьми, рожденными в конце 30-х, войну они застали маленькими, и воспоминания у них детские. Но по рассказам жителей Кубани мы можем видеть, как эта жесточайшая война потрясла людей. Тема войны отразилась и в народной памяти, и различных жанрах фольклора, даже в одной из колыбельных песен, не говоря уж о воинских песнях с историческими сюжетами, частушках и причитаниях.