Примерное время чтения: 8 минут
482

Требуется огромная любовь. Психолог о том, что беспокоит современных детей

«АиФ-Юг» № 27 06/07/2022
Работа с фотографиями в сопровождении с рисованием помогает детям снизить тревожность.
Работа с фотографиями в сопровождении с рисованием помогает детям снизить тревожность. pixabay.com

Юлия Минаева двадцать с лишним лет работает с детьми. О том, что тревожит ребят, почему они часто чувствуют себя одинокими,  как правильно общаться со школьниками и дошкольниками,  а также о многом другом педагог-психолог рассказала kuban.aif.ru. 

«Помогающая» профессия

В Усть-Лабинске, где Юлия Минаева работает сейчас, она  оказалась по семейным обстоятельствам - родилась и выросла педагог в Санкт-Петербурге, здесь же выучилась на психолога.

Фото: Из личного архива/ Юлия Минаева

«Бабушка у меня была учителем химии, дедушка - врачом-рентгенологом, -  рассказывает Юлия. - Он прошёл войну и вновь вернулся в медицину. И я с детства понимала, что свяжу жизнь с какой-либо «помогающей» профессией - стану либо педагогом, либо врачом. К выпускному классу осознала, что хочу работать с маленькими детьми. Стала развиваться в этом направлении, после школы немного поработала в детском доме. И, когда стало окончательно понятно, что эта профессия больше не отпустит, поступила в вуз».

С момента окончания университета Юлия Минаева 20 лет работает педагогом-психологом, трудилась в школе, детском саду, районном психологическом центре. Сейчас занимается с ребятами до 12 лет в образовательном холдинге.

«Традиционный показатель успешности нашей работы - улыбки детей,  - признаётся Юлия Минаева. - Удовлетворение чувствуешь, когда понимаешь, что в этот день вместе с другими педагогами вы создали для ребёнка абсолютно безопасную психологическую среду, что малыш прожил это время в полную силу. Иногда даже у родителей на такую насыщенность не хватает времени, а мы создали пространство развития для ребёнка, в том числе и с помощью фототерапии».

Психолог уверена, что в первую очередь детям требуются безопасность и огромная любовь. И приводит цитату известного педагога Шалвы Амонашвили: «Просто любите детей и в этой любви давайте знания».

Досье
Юлия Михайловна Минаева - педагог-психолог МБОУ НОШ «Детство без границ» г. Усть-Лабинска, родилась в Ленинграде. В 1999 году окончила РГПУ им. Герцена по специальности «Психология». Более 20 лет работает педагогом-психологом. Автор-составитель рабочих программ и методик для детей и родителей. Победитель краевого конкурса «Педагог-психолог Кубани», в сентябре представит регион на Всероссийском конкурсе профессионального мастерства.

Облака вместо пятен Роршаха

Если с любовью всё понятно, то что же такое фототерапия? Тут без объяснения не обойтись.

«Это создание и восприятие фотоснимков в сопровождении музыки, рисования и т.д., - объясняет Юлия Минаева.  -  С помощью фотографий, например, трёхлетние дети хорошо учат цвета. Также мы предлагаем ребятам дорисовывать готовые фотографии и добавлять к ним какие-либо элементы. Раньше для этого использовали фоторамки с акриловыми стёклами, а недавно приспособили тейбл-тенты - пластиковые подставки, которые обычно используют для меню в кафе. Вставляем в них фото, а дети раскрашивают поверх пальчиковыми красками,  ватными палочками или цветным гелем в тюбиках. Для малышей это интересная игра, которая к тому же учит, что любую ситуацию можно изменить. Мы просто весело проводим время, фотографируем, рисуем.  Одновременно педагог-психолог решает образовательные задачи, оказывает психологическое воздействие, собирает информацию. Конечно, все взаимодействия с детьми происходят только с письменного согласия родителей или законных представителей».

Работа с фотографиями помогает детям снизить тревожность, повысить самооценку, улучшить психологический климат в группе плюс заметно сокращает время адаптации к условиям детского сада.

Диагностировать состояние детей помогает педагогу-психологу и авторская методика «Облака». Известные пятна Роршаха рассчитаны на взрослых, а дети могут сказать, на что похожи фотографии облаков. Юлия Минаева применяет 75 метафорических ассоциативных карт с их изображением. Методика, позволяющая быстро провести диагностику состояния дошкольников, получила одобрение арт-терапевтического сообщества.

Проблемы школьные и дошкольные

- Как педагог-психолог определяет, что беспокоит ребёнка - ведь и взрослые не спешат жаловаться на невзгоды?

«Конечно, совсем маленькие дети не могут сформулировать свои проблемы, - говорит Юлия Минаева.  - Поэтому помогает диагностика, в том числе и с помощью фототерапии. Дети постарше уже способны обозначать, что их беспокоит. Главное, что ребята нашего образовательного холдинга знают: есть психолог, к которому всегда можно обратиться».

В дошкольном возрасте, по словам Юлии Минаевой, практически все детские проблемы касаются взаимодействия друг с другом. Это вопросы общения, дружбы, различные конфликты: «Почему со мной не играют».

«В шесть-семь лет у детей идёт активная социализация,  - объясняет педагог-психолог. - И если мы хорошо всё отработали, то в дальнейшем только корректируем. Но жизненная или семейная ситуация ребёнка может меняться, и здесь мы всегда готовы прийти на помощь».

В подростковом возрасте, по словам Юлии Минаевой, добавляются новые проблемы, например, общение со взрослыми.

«И если у ребёнка нет навыков конструктивного взаимодействия, то семье  может быть непросто, - говорит психолог.  - Некоторые подростки считают, что их не любят, не понимают. Добавило проблем и развитие новых технологий - если раньше в школе учителя видели, что у ребёнка в классе возникла конфликтная ситуация, то сейчас всё это ушло в социальные сети. Появился кибербуллинг, поэтому взрослым тоже надо меняться. Классным руководителям необходимо знать, где найти информацию, разбираться в существующих понятиях и группировках».  

Если раньше в школе учителя видели, что у ребёнка в классе возникла конфликтная ситуация, то сейчас всё это ушло в соцсети.

Юлия Минаева отмечает, что существуют определённые алгоритмы действий при обнаружении буллинга. В одних случаях достаточно поговорить с родителями или классом, в других приходится обращаться даже в детскую комнату милиции. Главное, успеть провести профилактическую работу, поэтому нужно, чтобы школьники всегда сообщали о негативных проявлениях в их адрес со стороны окружающих. И здесь важна степень доверия к педагогу.

«Если есть хоть малейшие подозрения классного руководителя на проявление буллинга и кибербуллинга в классе или школе, - говорит Юлия Минаева, - то сразу необходимо попросить о помощи школьного психолога или социального педагога, чтобы не допустить крайне нежелательных вариантов».

Одиночество в сети

Ещё одна проблема подростков - одиночество. По словам психолога, дети стали чаще испытывать это чувство. Успешные дети тоже порой страдают от одиночества, просто не понимают, для чего они хорошо учились - только для родителей?

«Сейчас выделяют отдельное направление помощи одарённым детям, раньше на них обращали меньше внимания, - объясняет Юлия Минаева. - А оказалось, что у них тоже много проблем - порой двоечники и троечники более счастливы, чем отличники».  

Одна из причин одиночества, по словам психолога, в том, что все заняты самопрезентацией - ведь каждому нужны свидетели собственной жизни.

«Поэтому мы демонстрируем себя с помощью социальных сетей, напоминаем всем: «Я есть в этом мире», - говорит Юлия Минаева.  - К тому же дело в искренности - мы ставим лайк фотографии, но на самом деле ничего не чувствуем в этот момент. Отчасти ситуация сейчас схожа с тем, что было в девяностые годы. Тогда говорили, что школа - единственное место, где до ребёнка хоть кому-то есть дело. Потому что родители были заняты базовым выживанием, им просто некогда было общаться с детьми. Сейчас причина другая - сидеть рядом с ребёнком каждый в своём гаджете это не значит общаться с ним. Мы не тем занимаемся, имея столько возможностей научиться любить, мы сидим в телефоне. Это неправильно».

Так как же правильно общаться с ребёнком, чтобы не потерять с ним контакт? Психолог уверена, что рецепт прост - быть максимально искренним и по-настоящему любить  его.

«Не бойтесь переусердствовать в любви к детям - мы всё равно её недодаём,- говорит Юлия Минаева. - И цените в своём ребёнке в первую очередь человека. У меня такое педагогическое кредо - ценить в человеке человека».

Быть понимающими мамой или папой непросто, считает психолог, которая  много лет занимается «осознанным родительством». Здесь нет какого-то волшебного рецепта - лишь осознание важности процесса воспитания и ежедневная работа. Но при этом и о себе родителям забывать не стоит.  

«Для мамы, которая хочет получить психологически здорового ребёнка как минимум на выходе  из школы, важно иметь собственный внутренний ресурс, - объясняет Юлия Минаева.  -  Это может быть любое хобби, те же танцы. Мама не должна бояться отдохнуть - она может уйти, заняться своими делами и вернуться к ребёнку более здоровой и счастливой.  И неплохо хотя бы время от времени посещать психолога».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Опрос

Из каких источников вы узнаете новости?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах