Учительница начальных классов и географии Любовь Кильчицкая давно могла бы уйти на пенсию, но и сама не хочет расставаться с ребятами, и родители просят остаться. Школа небольшая - всего 28 человек. Но это и неплохо - каждому можно уделить внимание, позаниматься. Может быть, поэтому пошёл обратный процесс - раньше сельских детей в город возили учиться, а теперь наоборот. О том, как меняются дети, почему в маленькой школе работать проще, чем в большой, как организовали удалённое обучение в карантин в станице, где нет интернета, и многом другом Любовь Тимофеевна рассказала «АиФ-Юг».
Все на связи
Станица Косякинская - небольшой населённый пункт в Новокубанском районе, на самой границе со Ставропольским краем. В 1824 году казаки основали здесь хутор, который назвали Горькореченским - вода из местной реки была непригодна для питья, использовали колодезную. В начале прошлого века хутор переименовали в честь Петра Косякина, помощника наказного атамана Кубанского казачьего войска, в 1918 году зарубленного большевиками в Майкопе. Кстати, сын Петра Косякина, Александр - известный архитектор, по его проектам на Кубани построили немало зданий.
Перед революцией и Гражданской войной в станице жили около двух тысяч человек, но страшный голод 1932-1933 годов выкосил большую часть людей. По воспоминаниям очевидцев, в живых после лихолетья остались несколько десятков человек. Остальные лежат в братской могиле на местном кладбище.
Сейчас в небольшой - на пять улиц - станице живёт несколько сотен человек. Интернета - ни мобильного, ни тем более стационарного нет. Да и сотовый телефон ловит далеко не везде. Зато есть своя школа, в которой уже 56 лет трудится Любовь Тимофеевна Кильчицкая. Родилась она в Харькове, сразу после Дня Победы, в большой семье - у отца и матери было девять детей. Некоторые приёмные: отец, машинист поезда, не смог пройти мимо страданий сирот, взял их к себе. Тайну бабушка так и не раскрыла - растили всех одинаково. «Все наши, родненькие», - повторяла мама Людмилы Тимофеевны. В послевоенные годы семья перебралась в Новокубанск.
«Жили тяжело, - вспоминает Любовь Кильчицкая. - Спали на одной печке, вшей друг у друга выбирали. Я была нянькой для младших братьев и сестёр. Сидишь, бывало, качаешь колыбельку с братом Петей. И, пока мама не видит, его хлебную соску себе в рот положишь - голодно ведь. Он плачет, а ты его сильней качать начинаешь. Не знаю, может, с тех пор и пошла любовь к детям - я всегда общалась с ними, хотела преподавать именно в начальных классах. Я живу детьми, люблю их всех - и совсем маленьких, и подросших».
Учительнице дети отвечают взаимностью - сейчас бывшие ученики приезжают на её юбилеи со всей России, вот только в этом году не получилось - пандемия коронавирусной инфекции планы спутала.
«Но связь мы держим постоянно», - говорит Любовь Тимофеевна.
Позже Любовь Кильчицкая отправилась в Ейск, где училась в педагогическом классе, который приравнивался к профильному техникуму. Поступила в Пятигорский лингвистический университет, хотела стать учителем немецкого языка, но по семейным обстоятельствам отучилась только три года - не на кого было оставить первенца.
Ученики возвращаются
Когда Любовь Тимофеевна приехала в станицу Косякинскую в 1964 году, то в школе учились 126 человек. Сейчас в ней всего 28 учеников. В 1990-е, по словам Кильчицкой, многие разъехались, перебрались в города, например, соседний Армавир. Но сейчас ситуация, кажется, меняется.
«Если раньше родители отсюда в город учеников порой возили, то сейчас из города к нам едут, - говорит Любовь Кильчицкая. - Хорошие молодые учителя из Армавира к нам приезжают работать, директор, завуч - коллектив у нас отличный. В этом году в первый класс четверо детей пойдут, а в следующем - уже восемь».
«Наша школа и большие - как в городах и солидных станицах - земля и небо, - признаётся Любовь Кильчицкая. - Когда слышу, что там конфликты бывают, родители на учителей жалуются и наоборот, удивляюсь. У нас в станице отношения очень хорошие - если что-то непонятно, родители сразу ко мне приходят, мы же все здесь на виду. И откликаются сразу на предложения школы. И ученики все хорошие, хотя, конечно, дети со временем меняются».
Учительница признаётся, что для неё самое главное - отношение детей. Это важнее итоговых оценок. Ребята любят её, на перемене прибегают, делятся впечатлениями, приходят за помощью.
«Любовь и доверие - это самое главное», - говорит Любовь Тимофеевна.
Больше гаджетов, меньше движения
По словам учительницы, если в советские годы детей в первом классе действительно приходилось учить с самых азов, не все умели читать, то сейчас ребята приходят подготовленные - и примеры простые решают, и буквы складывают.
«Всех ребят, которые в этом году пойдут в первый класс, я знаю, и все они уже читают, - рассказывает Любовь Тимофеевна. - Видно, что родители занимаются с ними. Начинаем мы, как и раньше, с прописей».
И это притом, что в станице нет ни детского сада, где могли бы подготовить к школе, ни специальных курсов. Родители сами дома учат малышей, занимаются с ними. Хотя в сельской местности на это не так много времени - кроме основных работ, есть ещё огороды, у самой учительницы, к примеру, 30 соток - сын помогает на земле работать.
«Другое изменение - дети сейчас меньше стали на улице гулять, - продолжает Любовь Тимофеевна. - У всех компьютеры, гаджеты, вот и сидят часто по домам. Раньше всего этого не было - на спортивной площадке обычно пропадали. С одной стороны, это хорошо, компьютер - помощь в учёбе, с другой - ребятам же двигаться надо, бегать, прыгать, играть в футбол, волейбол».
Любовь Тимофеевна - единственная местная учительница в станице, дом рядом со школой, утром она открывает двери учебного заведения, встречает ребят, вечером провожает. То есть она не просто учитель, а настоящий хранитель школы. Когда коронавирус отправил кубанских детей на удалённое обучение, в Косякинской, где нет интернета, организовали работу по-другому.
«Учителя несколько раз в неделю приезжали, раздавали задания, собирали, проверяли их, - рассказывает Любовь Кильчицкая. - Так что без дела мы не сидели. Хотя, конечно, всё-таки удалённое обучение совсем не то, нужно живое общение с детьми, чтобы можно было объяснить им, рассказать, на вопросы ответить».
Сейчас к ней учиться приходят даже не сыновья и дочери, а внуки и внучки первых учеников.
«Я иногда думаю, 56 лет уже работаю, может, хватит уже, - улыбается Любовь Тимофеевна. - Но, с другой стороны, куда я без детей? Да и родители приходят, просят: «Выучите ещё наших». А в следующем году и внук младший в первый класс пойдёт, и его хочется поучить - у внучек я преподавала».
Любовь по фотографии
У Любови Кильчицкой трое сыновей и семь внуков. Когда она только приехала в станицу, то поселилась на квартире у местных жителей. В комнате, которую она снимала, висела фотография крёстного сына хозяина, статного молодого человека Евгения Кильчицкого, служившего тогда в армии. Хозяин ещё, заселяя девушку, пошутил, смотри, мол, жениха тебе приготовили. И действительно, девушка дождалась Евгения из армии и вышла за него замуж.
Любовь Тимофеевна признаётся, что не делит детей на своих и чужих - и учеников, и троих сыновей воспитывала одинаково, с любовью. Хотя в декретных отпусках долго не сидела - шла в школу, без которой никак. Бывшая ученица Любови Тимофеевны Наталья вспоминала, как катала в коляске семимесячного сына Сергея, пока его мама вела уроки.