Аргументы и Факты
kuban.aif.ru
16+
Кубань
Аргументы и Факты
kuban.aif.ru
16+
Кубань
Примерное время чтения: 13 минут
76

Помочь, значит, выиграть. В Краснодаре обсудили, как бизнес работает с НКО

За последние пять лет, по данным ВЦИОМ, 73% россиян бескорыстно помогали другим людям. Для бизнеса благотворительность — это не просто показатель милосердия, но и социальная ответственность, инвестиции в будущее региона и страны в целом. Сегодня это особенно актуально на фоне роста программ КСО и системной поддержки НКО, которую демонстрируют крупные компании, включая «Столото», активно развивая собственные благотворительные инициативы.

Как совместить долгосрочные благотворительные стратегии с разовыми акциями, что дает добровольная помощь компаниям и их сотрудникам, какие существуют законодательные инструменты поддержки благотворителей и что ждут НКО от бизнеса? Эти и другие вопросы обсудили на круглом столе, который провел «АиФ-Юг». Тема дискуссии звучала так: «Помогая другим, проиграть невозможно. Взаимодействие бизнеса и благотворительных организаций». Особое внимание участники уделили примерам корпоративной поддержки НКО и тому, как сотрудничество бизнеса и благотворительного сектора становится драйвером социальных изменений.

С каждого билета — на благое дело

Обсуждение началось с того, как в современных условиях крупный бизнес помогает НКО. Директор по развитию розничной сети «Столото» Роман Роменский поделился примерами, как распространитель государственных лотерей выбирает благотворительные проекты, которым оказывает поддержку, и чем руководствуются при их отборе.

«Лотереи изначально задумывались человечеством как способ собирать средства на социально значимые проекты. И сегодня мы продолжаем эту традицию: для „Столото“ благотворительность и работа с НКО — важная часть корпоративной социальной ответственности, помимо целевых отчислений от лотерейной деятельности в бюджет страны, мы из собственных средств поддерживаем благотворительные проекты, а также объединяем неравнодушных людей в том, чтобы направлять средства в благотворительные организации», — рассказывает он.

Он отметил, что благотворительные тиражи «Русского лото» стали одним из заметных инструментов КСО «Столото», и привел пример: «Недавно мы вместе с фондом „Память поколений“ организовали благотворительную акцию: в честь в честь 80-летия Великой Победы состоялся благотворительный тираж „Русского лото“, по итогам которого порядка 15 млн рублей было перечислено фонду, за счет чего оказана поддержка медицинским учреждениям сразу в шести городах. Так, в краснодарский краевой клинический госпиталь для ветеранов войн закупили необходимое медицинское оборудование, и мы уже видим, что оно используется по назначению. И это далеко не единственный случай. Мы понимаем, что КСО — это системная работа, и „Столото“ выстраивает долгосрочные партнерства с проверенными НКО. Нельзя просто разово поддержать кого-то и забыть. Люди начинают рассчитывать на твою помощь. Каждый год мы проводим пасхальные благотворительные тиражи „Русского лото“, где 10 рублей с каждого проданного на тираж билета идут на благие дела».

Фото: АиФ-Юг

Кроме того, как сказал Роман Роменский, сотрудники компании сами участвуют в волонтерских проектах — сажают деревья на требующих восстановления лесов территориях, ездят в приюты для животных, навещают пациентов ПНИ и др. То есть, программа КСО «Столото» включает не только финансовую поддержку НКО, но и развитие корпоративного волонтерства.

Компании создают свои фонды

Заместитель управляющего Краснодарским отделением Сбербанка Татьяна Чакалова начала свое выступление с того, что финансовая организация активно поддерживает благотворительные проекты, но предпочитает это не афишировать.

«Так изначально сложилось, что наши сотрудники сами проявляли инициативу и помогали разным фондам, детским домам и домам престарелых. Сначала они самостоятельно объединялись для таких добрых дел отделами. Видя это, мы уже решили организовать и систематизировать эту помощь. У нас создан клуб, который вместе с фондом „Край добра“ помогает детям, оставшимся без попечения родителей. Каждый год участвуем в акции „Елка желаний“. Как только нам приходит список подарков, которые ждут на Новый год дети, сотрудники быстро распределяют его между собой и готовят презенты. Особое внимание уделяем старшему поколению, проводим субботники в геронтологических центрах. Здесь важна не столько уборка, сколько общение. Много беседуем, люди старшего возраста читают нам стихи. Поддерживаем и детские дома, например, Лабинский и Березанскую школу-интернат. Организовываем для воспитанников Дни защиты детей, Новый год, устраиваем развлекательные программы с аниматорами, дарим полезные подарки и сладкие угощения. Как блестят от радости их глаза! Заботимся и о животных. Несколько сотрудников активно помогают двум крупным приютам — в Краснодаре и Славянске-на-Кубани. Покупают для питомцев корма, лекарства и другие нужные вещи».

Крупный бизнес сегодня не ограничивается поддержкой уже существующих благотворительных организаций, а сам создает собственные благотворительные фонды. Зачем это нужно и какой эффект дает, рассказали директор благотворительного фонда «Дом «ИНСИТИ» Виолетта Гассий и исполнительный директор Благотворительного фонда семьи Юнановых «Сияние» Анастасия Сизоненко.

«Сейчас мы реализовываем крупный федеральный проект — строим парк Русского географического общества в Краснодаре — первый такой в России, — комментирует Виолетта Гассий. — За последние 10-20 лет руководители крупных компаний поняли, что благотворительность должна стать неотъемлемой частью корпоративной социальной ответственности. Задача любого бизнеса — получать прибыль. Чтобы стабильно зарабатывать в течение многих лет, важно иметь четкое представление о будущем и создавать комфортные условия для своего развития. Компания должна строить отношения с властью, обществом и партнерами таким образом, чтобы самой формировать среду, в которой ей предстоит существовать долгие годы. Понимая это, в 2024 году наше руководство приняло решение объединить всю существующую многолетнюю практику благотворительности и создать собственный фонд. Фонд помогает сотрудникам — их больше 2000 человек, а также жителям домов, построенных компанией, таких свыше 100 тысяч. К нам обращаются с разными просьбами, стараемся поддержать всех, кого можем. Иногда проблемы требуют не материальных ресурсов, а решаются благодаря нашим личным контактам и социальным связям».

Фото: АиФ-Юг

По ее словам, совместно с банком застройщик организовал обучение для 20 женщин, находящихся в сложной жизненной ситуации, в числе которых многодетные, жены участников СВО, матери детей-инвалидов. Четыре месяца они осваивали основы ведения бизнеса и в итоге представили свои проекты. Три победительницы получили возможность запустить собственное дело в одном из микрорайонов девелопера.

«Этот пример показывает новую тенденцию — объединение крупных компаний для реализации благотворительных проектов. Совместные усилия приносят больший эффект», — сказала Виолетта Гассий.

И еще одна инициатива компании называется «Тройная доброта». С 1 декабря стартовал сбор средств на помощь ребенку, нуждающемуся в дорогостоящей операции, а 1 февраля компания увеличит собранную сумму втрое. Например, в прошлом году благодаря такой акции удалось помочь юному жителю Краснодара.

Фонд, который представляет Анастасия Сизоненко, тоже выходец из крупной к 1f40 омпании.

«Создавая фонд, мы определили целевую аудиторию для помощи, чтобы деятельность была целенаправленной и эффективной, и уже три года придерживаемся этого курса. Основные направления работы — здоровье, образование и инклюзия. Партнерства с бизнесом помогают запускать уникальные всероссийские проекты. Например, два года подряд фонд организует лагерь для детей с синдромом Дауна, в котором они пребывают без родителей. Ребята приезжают без родителей, это важно для формирования навыков самостоятельной жизни», — рассказала Анастасия.

Руководитель специальных проектов блока внешних коммуникаций «Ростелекома» на юге Елена Крупа отметила, что участие крупных компаний в благотворительных проектах показывает экономическую стабильность страны. Телекоммуникационная компания в свою очередь развивает несколько направлений корпоративной социальной ответственности, которые охватывают почти все сферы жизни.

«Мы поддерживаем студенческие хакатоны: выступаем там экспертами, готовим интересные задания и обеспечиваем призовые фонды. Особое внимание уделяем вопросам кибербезопасности. В этой части занимаемся просветительской деятельностью: проводим уроки цифровой грамотности для людей разного возраста, с акцентом на школьников и пенсионеров, организовываем лекции, выпускаем специальные книги и учебные материалы, которые в том числе передаем библиотекам, — поделилась Елена Крупа. — Помимо этого, в компании есть программа корпоративных волонтерских проектов, где сотрудники могут предложить свою идею решения какой-либо проблемы в своем городе или районе, получить финансирование и реализовать ее».

НКО как партнер

Далее речь зашла о том, как сами НКО выстраивают отношения с бизнесом и чем для фонда разовая помощь отличается от системного партнерства. Руководитель направления по реализации целевых программ благотворительного фонда «Память поколений» Эльнора Лысова поделилась своим опытом.

«Десять лет наш фонд оказывает адресную и системную помощь ветеранам и участникам боевых действий по всей России. Важнейшее правило — полная прозрачность и четкость распределения средств, чтобы жертвователи понимали, куда идут их деньги. Мы начали с адресной помощи конкретным людям, постепенно перешли к поддержке медицинских и социальных учреждений, стали приобретать аппараты, чтобы помочь большему количеству пациентов. За шесть месяцев удалось поставить аппаратуру в шесть учреждений».

Руководитель благотворительного фонда помощи детям «Край добра» Яна Сторожук в свою очередь сказала, что профессиональные НКО умеют эффективно управлять ресурсами, делать большие проекты, сотрудничать с крупным бизнесом.

«Важно уметь грамотно распоряжаться ресурсами и обеспечивать прозрачность и отчетность перед партнерами. Благодаря такому подходу, удается привлекать крупные компании и сотрудничать с ними на взаимовыгодных условиях, — говорит Яна Валентиновна. — Наш фонд помог уже большому количеству детей, собрав для них около 400 млн рублей. Без поддержки наших доноров, среди которых и частные лица, и компании, таких успехов достичь было бы невозможно. Иногда к нам поступают обращения организовать мероприятие, собрать детей, чтобы провести для них праздник с аттракционами и мороженым. Но это не основное наше предназначение. Мы делаем события другого уровня — медицинские обследования, лечение, реабилитацию, решаем реальные проблемы детей и привлекаем бизнес к серьезному участию. Наши партнеры помогают детям восстановить зрение, слух, способность двигаться, и все это в тех случаях, когда государственных программ недостаточно».

Стабильнее бизнес — больше средств на благотворительность

Крупный бизнес чаще бывает на виду именно из-за масштабов своих кампаний, но малый и средний не отстает. Как субъекты МСП выстраивают свои благотворительные программы и с какими особенностями сталкиваются, рассказали председатель Комитета по социальному предпринимательству Краснодарского краевого отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» Елена Нагорная и предприниматель, Член Совета по улучшению качества жизни при Губернаторе Краснодарского края Ольга Шадрина.

Елена Нагорная сказала, что на Кубани активно развивается малое и среднее предпринимательство — зарегистрировано более 315 тысяч субъектов, плюс еще около 400 тысяч самозанятых.

«Каждый крупный бизнес начинается с малого, и в любом из них огромное значение имеет человеческий фактор. Благотворительность и ответственность становятся неотъемлемой частью культуры компаний, независимо от размера бизнеса. С 2019 года в Краснодарском крае развивается социальное предпринимательство. По предварительным подсчетам, около 45 тысяч представителей малого и среднего бизнеса на Кубани по факту являются социальными предпринимателями, они создают рабочие места и производят продукцию для социально незащищенных слоев населения. Зачастую эти люди параллельно с бизнесом руководят и благотворительными организациями. Например, тренер открывает спортивную секцию и в процессе работы замечает, что воспитанники сталкиваются с жизненными трудностями. Спустя время там появляется некоммерческий клуб, объединяющий целые семьи. Финансирование идет за счет основной предпринимательской деятельности. Государство поддерживает эту тенденцию, предлагая социальным предпринимателям доступ к грантам наравне с некоммерческими организациями. Чем стабильнее бизнес, тем больше средств направляется на благотворительность», — уверена Елена Нагорная.

«Какая страна наиболее устойчивая? Та, которая довольна своей жизнью. Поэтому задача власти — сделать каждый регион интересным и удобным для местных жителей, привлечь молодежь и вернуть переехавших. Благотворительность отражает состояние экономики, и чем выше материальное благополучие, тем чаще возникает потребность в признании, желание помогать другим, чувствовать себя нужным и полезным обществу. И государство в свою очередь должно усилить поддержку существующих НКО, взявших на себя заботу о людях, оставшихся вне государственных программ», — резюмировала Ольга Шадрина.

Итог дискуссии подтвердил актуальность темы благотворительности. Участники круглого стола поблагодарили организаторов и выразили желание проводить такие встречи каждый год. Как отметили эксперты, системная поддержка НКО со стороны бизнеса — от программ КСО «Столото» до инициатив крупных корпораций — формирует устойчивую социальную инфраструктуру, которая помогает регионам развиваться.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
Подписывайтесь на АиФ в  max MAX

Опрос

А вам в детстве родители выписывали детские журналы?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах