Примерное время чтения: 8 минут
189

Прикоснуться к подлиннику. Чем музеи привлекают посетителей в XXI веке

«АиФ-Юг» № 20 17/05/2023
Современный художественный музей привлекает посетителей не только выставками, но и мастер-классами, экскурсиями.
Современный художественный музей привлекает посетителей не только выставками, но и мастер-классами, экскурсиями. Пресс-служба администрации Краснодара

18 мая в мире отмечают Международный день музеев. О том, кто ходил в эти учреждения раньше и приходит сейчас, для чего под картинами QR-коды и тактильные копии, что хранится в фондах и как произведения попадают туда, а также о многом другом kuban.aif.ru рассказала заведующая отделом музейных проектов Краснодарского краевого художественного музея имени Ф.А. Коваленко Дина Конкина.

30 лет с искусством

Дина Конкина работает в музее Коваленко почти 30 лет - пришла в 1994 году после института. Начинала с должности младшего научного сотрудника.

Фото: Из личного архивa/ Дина Конкина

«В то время музейные выставки проходили лишь в одном здании (бывший особняк инженера железнодорожного акционерного общества Батырбека Шарданова - прим. ред.), - вспоминает Дина Конкина. - Но жизнь кипела - когда я только пришла, открылась большая выставка русского авангарда, впервые показывали работы Михаила Шемякина».

Чуть раньше музею передали соседнее здание - бывшей Екатеринодарской конторы Госбанка по улице Красной, 15. В 1994 году в этом доме, еще до начала его реставрации, прошла знаковая выставка «Фасад».

«Это было неординарное событие не только для нас, но и для всего города, - продолжает завотделом. - Директор Татьяна Михайловна Кондратенко решила провести нестандартную выставку, в которой приняли участие молодые художники. Кроме своих живописных работ они представляли различные арт-объекты, показывали авторские фильмы. Нам, молодым сотрудникам, интересно было смотреть, участвовать в ней».

досье
Дина Игоревна Конкина работает в Краснодарском краевом художественном музее имени Ф.А. Коваленко с августа 1994 года. Заведующая отделом музейных проектов и внешних коммуникаций. Заслуженный работник культуры Краснодарского края.

Для тех, кто видит пальцами

С тех пор прошли почти 30 лет - целая эпоха. Что же изменилось в работе музея?

«Во-первых, объем работы - сейчас одних лишь выставочных проектов более 50 - такого никогда не было, - рассказывает Дина Конкина. - Музей растет физически, увеличиваются площади , например в прошлом году мы открыли новую локацию «Музейный дворик». Поэтому сотрудникам приходится больше работать. Во-вторых, произошли технические изменения - в 1994 году у нас даже компьютеров не было, а сейчас в залах тач-панели, интерактивная книга. Используем QR-коды - по ним можно получить дополнительную информацию».

Растет вместе с этим и количество посетителей, причем приходят на выставки те, кто по объективным причинам не мог этого делать раньше. Так, музей выиграл грант на установку тактильных копий для слабовидящих.

«Под частью картин постоянной экспозиции «Русское искусство XVI - начала XX веков» по гранту установили тактильные копии, - продолжает Дина Конкина. - Это специальные подставки с рельефными копиями произведений, которые можно трогать руками. Рядом шрифтом Брайля написаны сведения о работе: автор, название, техника. Кстати, QR-коды тоже установили, выиграв конкурс в рамках Национального проекта «Культура».

Выставки в музее проводят разные - из собственных фондов и привозные, современных краснодарских художников, и не только - и классиков, юбилейные или тематические.

«Сейчас, к Году педагога и наставника, мы подготовили экспозицию «Искусство учить искусству». В ней представлены художники XVIII-XX веков, в том числе Иван Шишкин, Иван Айвазовский, Илья Репин, Василий Поленов, Константин Коровин и т.д., - рассказывает Дина Конкина. - В прошлом году государственный Русский музей привозил полотна Николая Рериха. До этого делали совместный проект с Ростовским музеем изобразительных искусств, посвященный Константину Коровину. Если говорить о местных авторах, то сейчас идет выставка «Черная сказка».

По словам заведующей отделом музейных проектов больше всего посетителей бывает на экспозициях известных художников - люди активно идут посмотреть на картины Рериха, Исаака Левитана.

«Много посетителей было на выставке из наших фондов, посвященной семье Романовых, - говорит Дина Конкина. - Хотя люди разные, вкусы у них тоже, так что свой зритель есть у каждой экспозиции».

Во время ковидных ограничений музеи вынужденно перешли на онлайн-режим - рассказывали и показывали все в своих социальных сетях.

Немного изменился контингент посетителей музея после введения «Пушкинской карты» - в 2021 году в России молодым людям от 14 до 22 лет стали раздавать карты с определенной суммой, которую можно потратить только на культурные мероприятия. Например, поход на выставку.

«На мой взгляд, молодых людей с тех пор в музее стало больше, - считает Дина Конкина. - Активно пользуются такой возможностью студенты, чуть меньше - старшеклассники. У нас есть статистика посещений по «Пушкинской карте», могу сказать, что ходит молодежь практически на все. Но, конечно, больше на крупные выставки».

Что в фондах?

Конечно, музей Коваленко не может претендовать на лавры Эрмитажа или Третьяковской галереи, но свои жемчужины в его фондах имеются.

«У нас находится большая коллекция русского авангарда начала XX века, в ней около ста произведений, - рассказывает Дина Конкина. - Есть в ней работы самых известных художников этого направления: Василия Кандинского, Казимира Малевича, Марка Шагала, Михаила Ларионова, Натальи Гончаровой. Конечно, картины эти участвуют во многих российских выставках, раньше - и в зарубежных. У нас находится и редкая для провинциальных музеев коллекция японской ксилографии (печать с гравированной доски из дерева - художник вырезает изображение на дереве, покрывает его краской и делает отпечаток на бумаге. - Прим. ред)».

Эта коллекция оказалась в музее после революции 1917 года, собирал ее живший в Екатеринодаре профессор Николай Воробьев - известный путешественник, сотрудник Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого. Оценили коллекцию и японские специалисты - по их оценкам, некоторые произведения в ней сохранились в единственном экземпляре.

«Сначала коллекция была не в очень хорошем состоянии - все-таки речь о бумаге XIX века, - рассказывает Дина Конкина. - Но ее отреставрировали и показали в рамках культурной программы московской Олимпиады-80».

Фонды музея пополняются и сейчас, например, после выставок дарят свои работы художники. Но не каждая картина может попасть в коллекцию - специальная комиссия оценивает качество произведения, нужна ли она в фондах и т.д.

«Все-таки музею необходимо разнообразие, мы стараемся принимать работы разных художников, - рассказывает Дина Конкина. - Большое пополнение фонда было у нас несколько лет назад после Биеннале-графики. В выставке принимали участие художники со всего мира, поэтому мы получили большой спектр разнообразных графических работ».

Бывает, передают свои коллекции в музей и коллекционеры. Например, свои собрания экслибрисов - книжных знаков, свидетельствующих о принадлежности книги определенному владельцу - подарили музею поэт и переводчик Аркадий Слуцкий и известный художник и педагог, имя которого носит художественная школа в Краснодаре, Владимир Пташинский.

Художественный музей в первую очередь место, в котором хранят и показывают картины и другие произведения искусства. Зачем же музей Коваленко проводит еще мастер-классы и пешеходные экскурсии?

«Дело в том, что они у нас тоже связаны с искусством, - объясняет Дина Конкина. - Например, сейчас на выставке висит графическое произведение, которое тушью и пером создал Иван Шишкин. И мы проводим для детей мастер-класс, как работать тушью и пером. То есть ребята сначала смотрят, как рисовал великий художник, а потом берут в руки те же инструменты и пытаются сделать что-то сами. Такая же история и с печатной графикой - на нашем печатном станке люди создают свою работу в той или иной технике. Получается, что наши мастер-классы помогают понять искусство - когда сам попробовал что-либо сделать, уже отдаешь себе отчет, сколько художник сил вложил в произведение. Также и пешеходные экскурсии наши связаны с архитектурными памятниками, а архитектура - тоже вид искусства».

Настоящая ценность

Во время ковидных ограничений музеи вынужденно перешли на онлайн-режим - рассказывали и показывали все в своих социальных сетях. Но, по мнению Дины Конкиной, встреча с произведением искусства даже на самом большом и качественном экране не заменит живого общения с ним.

«Я, может быть, в некоторой степени консерватор, но за время своей работы видела разное, - говорит она. - В одно время у многих проснулся большой интерес ко всевозможным мультимедийным чудесам, разнообразным экранам, панелям. Да, мультимедийные возможности - это прекрасно, они помогают узнать что-то новое, познакомиться с художником, картинами, но настоящий интерес вызывают подлинные произведения искусства. А они хранятся в музеях. Поэтому, думаю, через десятилетия, как и сейчас, люди будут приходить к нам, чтобы пообщаться с подлинниками, составить о них свое представление, выяснить, какие чувства они вызывают. Ведь много раз можно услышать, что тот или иной автор - гениальный художник, но всегда лучше один раз увидеть подлинник самому и понять, по душе тебе он или нет».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Опрос

Из каких источников вы узнаете новости?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах