18 мая в мире отмечают Международный день музеев. О том, кто ходил в эти учреждения раньше и приходит сейчас, для чего под картинами QR-коды и тактильные копии, что хранится в фондах и как произведения попадают туда, а также о многом другом kuban.aif.ru рассказала заведующая отделом музейных проектов Краснодарского краевого художественного музея имени Ф.А. Коваленко Дина Конкина.
30 лет с искусством
Дина Конкина работает в музее Коваленко почти 30 лет - пришла в 1994 году после института. Начинала с должности младшего научного сотрудника.
«В то время музейные выставки проходили лишь в одном здании (бывший особняк инженера железнодорожного акционерного общества Батырбека Шарданова - прим. ред.), - вспоминает Дина Конкина. - Но жизнь кипела - когда я только пришла, открылась большая выставка русского авангарда, впервые показывали работы Михаила Шемякина».
Чуть раньше музею передали соседнее здание - бывшей Екатеринодарской конторы Госбанка по улице Красной, 15. В 1994 году в этом доме, еще до начала его реставрации, прошла знаковая выставка «Фасад».
«Это было неординарное событие не только для нас, но и для всего города, - продолжает завотделом. - Директор Татьяна Михайловна Кондратенко решила провести нестандартную выставку, в которой приняли участие молодые художники. Кроме своих живописных работ они представляли различные арт-объекты, показывали авторские фильмы. Нам, молодым сотрудникам, интересно было смотреть, участвовать в ней».
Для тех, кто видит пальцами
С тех пор прошли почти 30 лет - целая эпоха. Что же изменилось в работе музея?
«Во-первых, объем работы - сейчас одних лишь выставочных проектов более 50 - такого никогда не было, - рассказывает Дина Конкина. - Музей растет физически, увеличиваются площади , например в прошлом году мы открыли новую локацию «Музейный дворик». Поэтому сотрудникам приходится больше работать. Во-вторых, произошли технические изменения - в 1994 году у нас даже компьютеров не было, а сейчас в залах тач-панели, интерактивная книга. Используем QR-коды - по ним можно получить дополнительную информацию».
Растет вместе с этим и количество посетителей, причем приходят на выставки те, кто по объективным причинам не мог этого делать раньше. Так, музей выиграл грант на установку тактильных копий для слабовидящих.
Выставки в музее проводят разные - из собственных фондов и привозные, современных краснодарских художников, и не только - и классиков, юбилейные или тематические.
«Сейчас, к Году педагога и наставника, мы подготовили экспозицию «Искусство учить искусству». В ней представлены художники XVIII-XX веков, в том числе Иван Шишкин, Иван Айвазовский, Илья Репин, Василий Поленов, Константин Коровин и т.д., - рассказывает Дина Конкина. - В прошлом году государственный Русский музей привозил полотна Николая Рериха. До этого делали совместный проект с Ростовским музеем изобразительных искусств, посвященный Константину Коровину. Если говорить о местных авторах, то сейчас идет выставка «Черная сказка».
По словам заведующей отделом музейных проектов больше всего посетителей бывает на экспозициях известных художников - люди активно идут посмотреть на картины Рериха, Исаака Левитана.
«Много посетителей было на выставке из наших фондов, посвященной семье Романовых, - говорит Дина Конкина. - Хотя люди разные, вкусы у них тоже, так что свой зритель есть у каждой экспозиции».
Во время ковидных ограничений музеи вынужденно перешли на онлайн-режим - рассказывали и показывали все в своих социальных сетях.
Немного изменился контингент посетителей музея после введения «Пушкинской карты» - в 2021 году в России молодым людям от 14 до 22 лет стали раздавать карты с определенной суммой, которую можно потратить только на культурные мероприятия. Например, поход на выставку.
«На мой взгляд, молодых людей с тех пор в музее стало больше, - считает Дина Конкина. - Активно пользуются такой возможностью студенты, чуть меньше - старшеклассники. У нас есть статистика посещений по «Пушкинской карте», могу сказать, что ходит молодежь практически на все. Но, конечно, больше на крупные выставки».
Что в фондах?
Конечно, музей Коваленко не может претендовать на лавры Эрмитажа или Третьяковской галереи, но свои жемчужины в его фондах имеются.
«У нас находится большая коллекция русского авангарда начала XX века, в ней около ста произведений, - рассказывает Дина Конкина. - Есть в ней работы самых известных художников этого направления: Василия Кандинского, Казимира Малевича, Марка Шагала, Михаила Ларионова, Натальи Гончаровой. Конечно, картины эти участвуют во многих российских выставках, раньше - и в зарубежных. У нас находится и редкая для провинциальных музеев коллекция японской ксилографии (печать с гравированной доски из дерева - художник вырезает изображение на дереве, покрывает его краской и делает отпечаток на бумаге. - Прим. ред)».
Эта коллекция оказалась в музее после революции 1917 года, собирал ее живший в Екатеринодаре профессор Николай Воробьев - известный путешественник, сотрудник Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого. Оценили коллекцию и японские специалисты - по их оценкам, некоторые произведения в ней сохранились в единственном экземпляре.
«Сначала коллекция была не в очень хорошем состоянии - все-таки речь о бумаге XIX века, - рассказывает Дина Конкина. - Но ее отреставрировали и показали в рамках культурной программы московской Олимпиады-80».
Фонды музея пополняются и сейчас, например, после выставок дарят свои работы художники. Но не каждая картина может попасть в коллекцию - специальная комиссия оценивает качество произведения, нужна ли она в фондах и т.д.
«Все-таки музею необходимо разнообразие, мы стараемся принимать работы разных художников, - рассказывает Дина Конкина. - Большое пополнение фонда было у нас несколько лет назад после Биеннале-графики. В выставке принимали участие художники со всего мира, поэтому мы получили большой спектр разнообразных графических работ».
Бывает, передают свои коллекции в музей и коллекционеры. Например, свои собрания экслибрисов - книжных знаков, свидетельствующих о принадлежности книги определенному владельцу - подарили музею поэт и переводчик Аркадий Слуцкий и известный художник и педагог, имя которого носит художественная школа в Краснодаре, Владимир Пташинский.
Художественный музей в первую очередь место, в котором хранят и показывают картины и другие произведения искусства. Зачем же музей Коваленко проводит еще мастер-классы и пешеходные экскурсии?
«Дело в том, что они у нас тоже связаны с искусством, - объясняет Дина Конкина. - Например, сейчас на выставке висит графическое произведение, которое тушью и пером создал Иван Шишкин. И мы проводим для детей мастер-класс, как работать тушью и пером. То есть ребята сначала смотрят, как рисовал великий художник, а потом берут в руки те же инструменты и пытаются сделать что-то сами. Такая же история и с печатной графикой - на нашем печатном станке люди создают свою работу в той или иной технике. Получается, что наши мастер-классы помогают понять искусство - когда сам попробовал что-либо сделать, уже отдаешь себе отчет, сколько художник сил вложил в произведение. Также и пешеходные экскурсии наши связаны с архитектурными памятниками, а архитектура - тоже вид искусства».
Настоящая ценность
Во время ковидных ограничений музеи вынужденно перешли на онлайн-режим - рассказывали и показывали все в своих социальных сетях. Но, по мнению Дины Конкиной, встреча с произведением искусства даже на самом большом и качественном экране не заменит живого общения с ним.
«Я, может быть, в некоторой степени консерватор, но за время своей работы видела разное, - говорит она. - В одно время у многих проснулся большой интерес ко всевозможным мультимедийным чудесам, разнообразным экранам, панелям. Да, мультимедийные возможности - это прекрасно, они помогают узнать что-то новое, познакомиться с художником, картинами, но настоящий интерес вызывают подлинные произведения искусства. А они хранятся в музеях. Поэтому, думаю, через десятилетия, как и сейчас, люди будут приходить к нам, чтобы пообщаться с подлинниками, составить о них свое представление, выяснить, какие чувства они вызывают. Ведь много раз можно услышать, что тот или иной автор - гениальный художник, но всегда лучше один раз увидеть подлинник самому и понять, по душе тебе он или нет».