Аргументы и Факты
kuban.aif.ru
Кубань
Аргументы и Факты
kuban.aif.ru
Кубань
Примерное время чтения: 5 минут
549

Проблема на двух колесах. Как бороться с «летающими» электросамокатами?

«АиФ-Юг» № 28 09/07/2025
Ольга Щеголькова / АиФ-Юг

В 2024 году в Краснодарском крае увеличилась аварийность с участием электросамокатов и других средств индивидуальной мобильности. Количество ДТП и пострадавших по сравнению с 2023-м увеличилось на 70 с лишним процентов, и пока нет признаков снижения печальной статистики. О проблеме и путях ее решения - в нашем материале.

Тревожные цифры

Как сообщили «АиФ-Юг» в управлении Госавтоинспекции ГУ МВД России по Краснодарскому краю, в 2024 году на Кубани зарегистрировали 215 дорожно-транспортных происшествий с участием электросамокатов, в которых девять человек погибли и еще 211 получили травмы. Больше всего аварий произошло в Краснодаре, Анапе, Сочи и Новороссийске. Наиболее часто невеселую статистику попадают молодые люди в возрасте от 21 года до 30 лет, особую тревогу вызывает то, что часто страдают дети. За тот же период с несовершеннолетними в крае произошло 22 ДТП, закончившихся гибелью трех юных участников дорожного движения и ранением 20 из них.

Общее число аварий с СИМ по сравнению с 2023 годом выросло более чем на 72%, а количество раненых - на 77%. Основными причинами таких ДТП стали несоблюдение очередности проезда, непредоставление преимущества в движении пешеходу, нарушение правил проезда «зебры», на которой многие самокатчики не спешиваются, несоблюдение бокового интервала и нарушения требований сигналов светофора. Все итоги первых шести месяцев текущего года еще не подвели, но уже известна картина по детям. В 2025-м они стали участниками 13 ДТП с СИМ, в результате чего наступила смерть 1 ребенка и 14 были ранены.

«В этом году у нас погиб ребенок в Красноармейском районе, - рассказывает начальник отдела пропаганды и взаимодействия со СМИ Госавтоинспекции края Ирина Заватская. – Он двигался на электросамокате по проезжей части, а водитель машины не пропустил его при повороте направо. Дети от 10 до 18 лет чаще всего используют средства индивидуальной мобильности и поэтому требуют особого контроля. Его отсутствие со стороны родителей, недостаточное внимание взрослых к вопросам обучения детей правилам собственной безопасности и свободный доступ к транспорту часто приводят к трагичным последствиям».

Простого решения нет

Важный нюанс состоит в том, что для езды на электросамокате с двигателем мощнее 250 Вт или скоростью выше 25 км/ч сейчас нужны права категории «M». В текущем году сотрудники Госавтоинспекции края уже исключили из процесса движения более трехсот детей, находившихся за рулем СИМ и других транспортных средств. Нередко им потакают взрослые, поэтому в ГАИ напоминают, что кроме штрафа до 30 тысяч рублей за передачу права управления ребенку можно схлопотать и более серьезное наказание. В случае ДТП родители могут быть привлечены даже к уголовной ответственности за вовлечение несовершеннолетнего в совершение опасных для него действий.

Тема электросамокатов сейчас в фокусе внимания многих организаций, в том числе Всероссийского общества автомобилистов. Как считает председатель его краснодарского регионального отделения Владимир Коробчак, проблема новых транспортных средств не имеет простого решения и найти его можно только при комплексном подходе. По мнению общественника, к наведению порядка в этой сфере должны подключаться муниципалитеты. Например, ему нравится опыт Сочи, где местные власти запретили езду всех видов СИМ по набережной. Но он отмечает, что такие меры способны дать нужный эффект только при должном контроле – одних запретов мало.

«В правила дорожного движения внесены поправки, которые касаются езды на самокатах, - говорит Владимир Коробчак. – Возможно, в чем-то они пока не доработаны, но изменить какой-нибудь документ легче всего, хотя это не значит, что проблема будет решена. Самая большая трудность – выявление и пресечение нарушений. Люди боятся ответственности и строго исполняют законы только при неотвратимости наказания, а если можно как-то проскочить, то начинается вакханалия. Сейчас только Госавтоинспекция

следит за дорожным движением, но у нее и так хватает забот. Мы не найдем столько инспекторов, да и не могут они гоняться за самокатами по тротуару».

Трасса на тротуаре

По словам Владимира Коробчака, примерно то же самое говорят представители различных ведомств, в том числе Минтранса, в ведении которого вопросы технического оснащения транспортных средств. Эту тему часто обсуждают на круглых столах, но нюансов очень много, и единого мнения о решении нет. К примеру, на предложения об изменении правил продажи электросамокатов с целью их регистрации и идентификации владельцев часто звучат возражения о том, что это ограничит торговлю и создаст «серый» рынок. Проще урегулировать работу сервисов по аренде, которые могут технически ограничивать скорость электросамокатов и отслеживать их путь для выявления нарушений. Такая работа ведется.

Минувшей весной представители кикшеринговых компаний рассказали журналистам Кубани о мерах, которые они принимают для повышения безопасности. В этом году они ужесточили санкции за нарушения и за первые несколько месяцев заблокировали порядка 8 тысяч аккаунтов пользователей, а более 4 тысяч человек оштрафовали. На набережных, в парках и других местах с большим количеством переходов появились зоны пониженной скорости. С апреля прокатные самокаты не могут ехать по тротуарам быстрее 20 км/ч. А тем, кто передвигается еще медленней, даже стали начислять бонусные баллы для оплаты поездок. Но пока все это не сильно повлияло на ситуацию.

За год общее число аварий с СИМ выросло более чем на 72%, а количество раненых - на 77%.

«Люди жалуются нам, что невозможно пройти по тротуарам, - продолжает Владимир Коробчак. - Я тоже как водитель сплошь и рядом вижу опасные ситуации. На моих глазах человек на самокате несся по тротуару и едва не попал под машину на красный свет - чудом затормозил. О чем они вообще думают? К сожалению, даже действующие правила дорожного движения не соблюдаются - кто бы их там читал! Вообще сегодня все больше экспертов приходят к заключению, что при наличии любого двигателя, пусть он будет электрический, бензиновый или хоть водородный, транспортное средство должно передвигаться только по дороге».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Опрос

А вы часто бываете в театре?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах