Примерное время чтения: 9 минут
1034

Путь к Богу. Митрополит Кубани о том, как люди приходят к вере

«АиФ-Юг» № 16 19/04/2023
Митрополит Екатеринодарский и Кубанский Григорий.
Митрополит Екатеринодарский и Кубанский Григорий. Пресс-служба Екатеринодарской и Кубанской митрополии

О том, какими путями люди приходят к Богу, почему религия и наука не противоречат друг другу, как православные доказывают свою веру делами, а также о многом другом kuban.aif.ru рассказал митрополит Екатеринодарский и Кубанский Григорий.

У каждого своя дорога

Федор Пономарев, «АиФ-Юг»: Владыка Григорий, расскажите, как вы пришли к вере?

Митрополит Григорий: В православной церкви не принято рассказывать о своем личном духовном пути, потому что у каждого он индивидуален, и даже может быть ошибочным. Но в православии есть люди, на духовный опыт которых стоит равняться. Это святые Божии угодники, их много — они служат для верующих образцами для подражания, поэтому Церковь прославляет их, то есть объявляет святыми, указывая нам на пример для подражания.

Вообще же Господь зовет нас к себе разными способами — любой православный христианин знает множество историй, и я не исключение. Приходят люди к Богу и в моменты горя, когда теряют родных и близких. Я был свидетелем воцерковления женщины, потерявшей родную дочь.

Приходят к Богу и в моменты радости, и после глубокого размышления о смысле жизни, и знакомясь с традициями предков, бабушек и дедушек, с которыми ходили в церковь в детстве в советские времена, когда православная вера преследовалась. Бог любит нас и ставит каждого в такие условия, в которых человек лучше всего поймет, что нуждается в Его помощи и обратит к Нему свое сердце, изменит образ своей жизни и придет в храм!

- Вы священнослужитель, но при этом учились на физическом факультете вуза, а как соотносятся вера и фундаментальная наука?

- Противоречий между наукой и религией нет и быть не может. Они были выдуманы марксистскими учеными, теми, кто стремился уничтожить нашу Церковь в XX веке. Дело в том, что наука и религия — две плоскости человеческого знания, два способа отношения к миру, которые совершенно не противоречат друг другу. Наука, как правило, занимается узкой областью человеческих знаний, не претендуя на полное описание картины мира. Физические законы, как и духовные, даны нам Богом. Иное дело, что ученый как человек может быть верующим или атеистом — это уже вопрос личного выбора. Человек науки обязан иметь нравственный стержень, чтобы его изобретения несли только благо людям, обществу.

досье
Григорий, митрополит Екатеринодарский и Кубанский (Петров Андрей Владимирович). С детских лет прислуживал в алтаре и пел на клиросе Спасо-Введенского храма. Окончил физический факультет Ярославского государственного университета и Московскую духовную семинарию. С 15 апреля 2021 года глава Кубанской митрополии.

- Вы два года служите на Кубани, до этого по делам Церкви находились в Москве, на Урале. Отличаются ли чем-то прихожане в разных регионах?

- Да, отличия действительно есть. В Краснодарском крае люди более воцерковлены, тут много потомков казаков — а казак, как известно, без веры православной не казак. Школьники на Кубани в большем объеме в настоящее время изучают основы православной культуры. Молодые люди чаще воцерковляются. В плане сохранения православных традиций ситуация здесь гораздо лучше, чем на том же Урале. Церковь здесь пользуется большей общественной поддержкой, уважением, так что условий для нашей проповеди на Кубани создано больше, чем во многих других регионах. Мы этим пользуемся, активно работаем с молодежью, ведем просветительскую работу, активизируем социальное служение — оказываем помощь нуждающимся.

Не дать запачкать душу

- Ганс Христиан Андерсен писал: «Думающий атеист, живущий по совести, сам не понимает, насколько он близок к Богу. Потому что творит добро, не ожидая награды». А как Церковь относится к людям, которые живут праведно, но в Бога не верят?

- Для нас это люди, с которыми мы должны говорить, убедить в истинности православия. Конечно, атеисты могут и совершают нравственные с точки зрения общественной морали поступки, но тут надо быть очень осторожными. Ведь суть в том, из каких побуждений люди совершают те или иные поступки, которые видят другие. Люди могут впасть в гордыню, требовать к себе особого отношения. И если у православных мера всего - Бог, который дал нам заповеди - духовные законы, которые обязательны для исполнения, то у атеистов такого мерила нет. И чаще всего для них на первом месте - ценности материальные, а не духовные, они не видят своей будущей жизни с Богом. Поэтому мы призываем всех людей пристально следить за своими мыслями, чувствами, намерениями, ведь от этого зависит не только духовное, но и телесное здоровье.

- Так этим же занимаются и психологи, которых становится все больше. Они тоже помогают разобраться со своими мыслями и чувствами, прорабатывают травмы. Как к ним относится православная церковь?

- Психолог психологу рознь - у нас при некоторых приходах работают службы психологической поддержки, православные специалисты помогают священнику в пастырской работе. Наши священнослужители и приходские православные психологи ориентируются на двухтысячелетний опыт духовной работы святых отцов Православной Церкви, отцов-духовидцев, тех кто по особой милости Божией, в силу их правильного личного духовного опыта, видел состояние души обращавшихся к ним за советом. А на что ориентируются другие, мы не знаем, поэтому от их действий может быть как польза, так и вред. И здесь важно быть очень осторожными, не дать запачкать свою душу и не нанести вред себе!

- Существует много людей, которые крещены, называют себя православными, но в храмы не ходят. С точки зрения Церкви можно считать их верующими?

- Когда человек болен, он идет в больницу. И верующий так же. Если человек обладает знаниями о Боге, о традициях Церкви, но не живет ими, то знания эти мертвы.

Христос в Евангелии часто приводит в пример семя. Оно может упасть на камни или в тернии и остаться бесплодным или даже погибнуть. А может упасть в добрую почву и прорасти. Так происходит и с нашей верой. Да, сейчас много крещенных, но реально невоцерковленных, не живущих согласно евангельским заповедям людей, про таких нельзя сказать, что они действительно являются православными. Конечно за таких людей мы усердно молимся!

Без дел вера мертва

- Апостол говорил: «Вера без дел мертва», а какими делами православные подтверждают веру в современном мире?

- Главное дело православного христианина - это его личное спасение, достижения особого единения с Богом через исполнение евангельских заповедей, через покаяние, через усилие над собой для очищения своей души. Необходимо видеть свои личные ошибки, грехи, чувствовать, что самостоятельно с ними не справиться, взывать к Богу, прикладывать усилия на пути к нему. В православии, в отличие от других вероучений, вера неотделима от дел. Поэтому мы призваны проявлять свою деятельную любовь по отношению к ближним. Это не только проповедь, беседы, но и реальная помощь всем, кто в ней нуждается. Сейчас во многих наших приходах существуют объединения прихожан, сестричеств милосердия, которые помогают нуждающимся, кормят голодных, организуют ночлеги для бездомных, ухаживают за больными, дежурят в больницах, помогая врачам. Мы своими делами свидетельствуем о нашей православной вере.

- В 2020 году в мире началась пандемия, затем - специальная военная операция. Считается, что в сложные времена люди ищут опору, в том числе, в религии. Увеличилось ли количество прихожан в последние годы?

- Да, такая тенденция есть, и это милость Божья. Многие, в том числе ранее далекие от Церкви люди, сейчас открывают сердца для Бога. Все трудности, которые человек переживает, это действия Бога, направленные на то, чтобы мы остановились в этом потоке жизни, задумались и обратили сердце к нему.

- Православные активно помогают и беженцам из зоны СВО, и тем, кто находится на передовой. В храмах собирают гуманитарную помощь, вяжут маскировочные сети, шьют - не сказалось ли это на другой благотворительной работе Церкви?

- Все благотворительные программы у нас развиваются, приходы участвуют в еженедельном кормлении бездомных, сестричества помогают в больницах, одиноким людям. Деятельность социального отдела епархии не сократилась - напротив, увидев, как мы помогаем тем, кто находится в зоне специальной военной операции, в храмы стали приходить новые люди, которые тоже вносят свою лепту.

- Владыка Григорий, молодые люди идут в храмы? Что ведет их к вере?

- Молодежь ищет смысл жизни, задает вопросы, на которые им никто кроме православия должный ответ дать не может! И наша Церковь может дать ответ и на этот вопрос, и на многие другие. Молодые люди есть при каждом из приходов, и это не только дети наших священнослужителей! В православии молодые люди находят то, что не могли найти вне его.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Опрос

Из каких источников вы узнаете новости?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах