Примерное время чтения: 8 минут
729

Роботы решают. Почему промахи умных машин нельзя считать ошибками

Кирилл работает в лаборатории робототехники и мехатроники КубГУ.
Кирилл работает в лаборатории робототехники и мехатроники КубГУ. / Кирилл Пузановский / Из личного архива

Какие устройства считаются роботами, почему они не могут ошибаться, что сдерживает их развитие, когда придёт их век и заменят ли они людей? Об этом «АиФ-Юг» рассказал сотрудник лаборатории робототехники и мехатроники КубГУ Кирилл Пузановский.

Главное - содержание

С 2014 года в Кубанском государственном университете действует лаборатория робототехники и мехатроники, в которой абитуриенты и студенты учатся создавать умные машины. Активное развитие этого образовательного направления стало реакцией вуза на общемировую тенденцию. Хотя сегодня у многих людей слово «робот» в первую очередь ассоциируется с фантастическими произведениями или в лучшем случае дорогими игрушками, скоро всё может измениться.

«Лет тридцать назад могли посмеяться над словами о том, что когда-то бухгалтер без знания компьютера не сможет найти работу, - говорит сотрудник лаборатории робототехники и мехатроники Кубанского госуниверситета Кирилл Пузановский. - Ему хватало счётов и калькулятора. Двадцать лет назад ЭВМ уже были у узкого круга людей, а сегодня без навыков обращения с ними практически не найти хорошую работу. Компьютеры превратились в инструмент и многие аналитики говорят, что отрасль робототехники ждет такая же судьба. Сейчас она находится в зачаточном состоянии. Немногие люди имеют дело с роботами, в том числе потому, что такие устройства недешёвы. Хотя с каждым днем они всё больше входят в нашу жизнь».

Но пока не все даже понимают, что такое робот. В представлении многих это обязательно должен быть антропоморфный, то есть похожий на человека аппарат. Попадая в лабораторию, где работает Кирилл Пузановский, многие разочарованно восклицают: «Так вы делаете машинки?» Всё потому, что роботов там разрабатывают на колёсной базе из-за её простоты, дешевизны и универсальности. Но не зря говорят, что внешность бывает обманчива.

Компьютеры превратились в инструмент и многие аналитики говорят, что отрасль робототехники ждет такая же судьба.

«Я обижаюсь, когда наши устройства называют машинками, - признаётся Кирилл Пузановский. - Колеса - это просто способ перемещения роботов в пространстве. Их можно заменить на гусеницы, на шагающие структуры, на пропеллеры, как у квадрокоптеров. Главное тут не форма, а содержание. Сегодня роботом принято называть такой прибор или устройство, которое может самостоятельно принимать какое-либо решение. Оно может быть любым, даже самым простым. Например, поехать, повернуть, остановиться».

Порой мы можем даже не подозревать, что имеем дело с умными машинами. Один товарищ с азартом рассказал о том, как случайно вычислил робота во время телефонного разговора. Ему позвонили и стали предлагать какую-то услугу, как это часто сегодня бывает. От недовольства навязчивым спамом он решил достать собеседника вопросами и вскоре обнаружил, что общается с роботом. Тот был запрограммирован на беседу по конкретной тематике и когда человек от неё отошёл, стал давать неадекватные ответы. Хотя, конечно, ни для кого давно не новость, что в колл-центрах многих компаний операторов заменяют компьютерами.

Помощники человека

Благодаря тому, что специфические технологии и решения стали общедоступными, делать простых роботов сегодня могут даже дети. Показательно, что в последние годы кружки робототехники появились во многих школах. Нередко выходцы из них поступают в КубГУ, где продолжают получать знания и развивать конструкторские навыки под руководством Кирилла Пузановского. В его лаборатории создаются оригинальные проекты, которые в перспективе могут облегчить жизнь людей.

«К примеру, у нас велись разработки в области создания роботов для помощи в сельском хозяйстве, - говорит Кирилл Пузановский. - Это мобильные платформы, которые перемещаются вдоль грядок и анализируют состояние листвы. Сравнивая её внешний вид с фотографиями, они могут определять, насколько хорошо растения развиваются, хватает ли в почве микроэлементов для их полноценного питания. Спектральный анализ позволяет узнать количество зелёных телец в листьях».

Этот и многие другие интересные проекты не покинули стен университета по целому ряду причин. Одна из главных состоит в том, что у нас в стране связь между наукой и промышленностью пока налажена очень слабо. В России это серьёзный тормоз прогресса. Чтобы робот пошёл в массовое производство, он для начала должен кого-то всерьёз заинтересовать. Нужна глубокая проработка технологии, которая требует времени и финансирования. При этом практика показывает, что для большого успеха совсем необязательно заново изобретать колесо. Достаточно вспомнить о роботах-пылесосах, которые быстро приобрели популярность и заполонили полки магазинов.

«Это пример практического применения давно известных технологий, - продолжает Кирилл Пузановский. - Сложно ли к пылесосу приделать колеса с моторчиком и аккумулятор? Да в целом - нет. Первые устройства, которые могли перемещаться по квартире в хаотичном режиме, делались ещё в восьмидесятых годах на аналоговой электронике. Натыкаясь на препятствие, они отъезжали обратно, разворачивались и ехали дальше. Добавьте к этому вентилятор - и получится робот-пылесос. Тысяч за пять сегодня можно купить базовые модели почти без интеллекта, которые могут хаотично передвигаться и всасывать мусор. Почему такие роботы не появились давно? Потому что считалось, что это не нужно, не перспективно. Для успеха мало иметь технологию, важно придумать, как её применять».

Но если роботы-пылесосы могут худо-бедно работать даже со скудным «умом», то появление их «коллег» на больших колёсах десятилетия назад было практически невозможно. Речь о так называемых автопилотах, которые есть в самых современных автомобилях. Правда, попреки названию они пока не могут стать полноценной заменой живых водителей на дорогах общего пользования, несмотря на большие усилия разработчиков. В сущности, это и не автопилоты, а просто продвинутые системы обеспечения активной безопасности. Но факт в том, что серьёзно помогать людям они уже умеют.

Фото: Из личного архива/ Кирилл Пузановский

К светлому будущему

Как специалиста по роботам и просто водителя Кирилла Пузановского берут за живое видеоролики из интернета, на которых автопилот автомобилей «Тесла» спасает людей от потенциально фатальных столкновений. Такие машины могут резко снижать скорость или совершать манёвр, когда человек просто не успевает среагировать. Но и искусственный интеллект не застрахован от промахов.

«В некоторых ситуациях роботы тоже ошибаются, хотя применительно к ним это не совсем корректное определение, - говорит Кирилл Пузановский. - На самом деле они выполняют ровно то, что им предписано. Просто может быть какая-то неточность в программном коде или не совсем верная интерпретация полученных данных. А порой система просто не в состоянии распознать опасность. К примеру, несколько лет назад был случай, когда автомобиль с автопилотом сбил велосипедиста. Он ехал в темноте на чёрном велосипеде в чёрной одежде и оказался перед машиной всего за пять метров.

Там чисто технически не было возможности что-то сделать. Но сейчас внедряются технологии, которые позволят увидеть этого чёрного велосипедиста. Безопасность автопилотов всё время повышается».

Кроме уже названных, для простых людей реально доступны всего несколько умных систем, которые можно называть роботами. Среди них Кирилл Пузановский выделяет технологию умного дома. Это программно-аппаратный комплекс, способный помогать людям в повседневных делах. Например, с помощью специальных датчиков он может выявлять утечки воды и сообщать о них хозяину через телефон. Ещё более важная функция - обеспечение безопасности жильцов при помощи датчиков движения, бытового газа, дыма, закрытие окон и дверей. Бонусом к этому идут такие приятные мелочи, как управление светом и любыми бытовыми приборами, включая те же роботы-пылесосы. Всё это можно настраивать на работу по таймеру или включать голосом, например, при помощи «Алисы» от «Яндекса».

Также в продаже появились роботы, которые умеют делать влажную уборку. Речь о мытье не только полов, но и, что намного интереснее, - окон. Особенно эти устройства актуальны для жильцов верхних этажей, где наведение марафета традиционными способами просто может быть опасно. Такие роботизированные мойщики присасываются к стёклам при помощи воздуха и перемещаются по ним не менее уверенно, чем какие-нибудь насекомые.

Прогресс всегда имеет обратную сторону. Чем больше роботов будет вокруг нас, тем сильнее будут страхи людей из-за них. Один их самых больших связан с тем, что умные машины могут оставить миллионы тружеников без работы. Но у специалистов нет таких фобий.

«Мне хочется верить, что мы идём к светлому будущему, в котором люди будут заниматься творчеством, а роботы - тяжёлым, монотонным трудом, - говорит Кирилл Пузановский. - Но это будущее настанет ещё не скоро. И в любом случае человек по-настоящему универсален, его труд роботы полностью никогда не заменят. Они неспособны мыслить абстрактно, творчески. Они просто будут нам помогать и надо относиться к ним как к инструменту».

Фото: Из личного архива/ Кирилл Пузановский
Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Опрос

Где планируете провести отпуск или выходные?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах