В разгаре высокий курортный сезон в Краснодарском крае, однако, и владельцы отелей, и власти, и жители прибрежных районов отмечают, что это лето выдалось для туристической отрасли непростым. Как ситуация с ЧС в Черном море, логистика и снижение покупательской способности населения сказались на заполняемости отелей, рассказывает kuban.aif.ru.
Эффект ЧС
Последствия разлива нефтепродуктов в Черном море, прежде всего, сказались на курортном сезоне в Анапе. Турпоток сюда снизился, а загрузка гостиниц в июне в среднем не превысила 30%. В Анапе развиты разные виды туризма, но большинство отдыхающих приезжают сюда ради теплого моря и песчаных пляжей. На сегодняшний же день абсолютно все пляжные территории курорта закрыты для купания и отдыха. Ограничено также посещение некоторых участков побережья в Темрюкском районе.
«Основная причина ограничений – необходимость обезопасить гостей и жителей региона от возможного контакта с нефтепродуктами. Несмотря на установленные предупреждающие баннеры, некоторые туристы все равно продолжают купаться в море. Даже короткий контакт с загрязненной водой может вызвать химические ожоги кожи, аллергические реакции, раздражение глаз и слизистых, а также отравление. Поэтому важно помнить о необходимости соблюдения действующих ограничений», - прокомментировали в пресс-службе минздрава Кубани.
Вместе с тем Анапа – это и главная здравница страны. В санаториях ситуация с загрузкой лучше, чем в отелях без бассейнов и аквазон, но турпоток все равно не сопоставим с прошлогодним.
«Сейчас загрузка у нас около 65%, примерно столько же ожидается в августе и сентябре. Обычно летом, особенно в июле-августе, загрузка бывает стопроцентная и выше, т.к. многие гости размещаются на дополнительных местах. Сейчас чаще всего к нам приезжают туристы из Москвы и Московской области, Ростова-на-Дону, Волгограда, Ставрополя и Краснодара. Добираются либо поездом до Анапы, либо на машине. Можно еще прилететь самолетом до Сочи, а оттуда приехать сюда на «Ласточке», но этот вариант наименее популярен, т.к. не особо удобен», - говорит коммерческий директор санатория в Анапе Карина Ватьян.
Она рассказала также, что многие туристы сомневаются ехать в Анапу из-за слухов и негативной информации в интернете.
«Даже некоторые врачи в регионах советуют не ездить сюда. Но уже на месте гости убеждаются, что все нормально: море чистое, запахов нет, погода хорошая, отдыхать приятно. Если раньше основной отдых был санаторно-пляжный, но теперь, когда пляжи закрыты, мы создали удобную зону отдыха рядом с нашим бассейном. Лечебные процедуры гости получают независимо от погоды», - добавила Карина Ватьян.
Добраться дорого
Сказывается на снижении турпотока и логистический фактор. Закрытие южных аэропортов сделало отдых на краснодарских курортах менее доступным. И даже возобновление авиаперелетов в Геленджик, по мнению экспертов, кардинально ситуацию не улучшит. Более того этим летом многие аэропорты страны приостанавливают работы из-за атак БПЛА. Неоднократно уже режим «Ковер» (закрытого неба) вводился в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи и других городах. В результате рейсы задерживаются, пассажирам приходится часами сидеть в зале ожидания.
Что касается цена на авиабилеты, то это недешевое удовольствие. Например, полететь в августе в Сочи из Москвы и обратно стоит 22-24 тысячи рублей на человека. Сэкономить можно, если брать билет только в одну сторону, а обратно возвращаться поездом. Поездка в железнодорожном составе обойдется от 9 тысяч рублей в плацкарте. Правда, еще нужно постараться поймать билет.
Проверка на «прочность»
Несмотря на сложности цены в гостиницах растут. Средняя стоимость отдыха на Черноморском побережье увеличилась на 15-20% по сравнению с прошлым годом. Сутки в трехзвездочной гостинице Сочи стоит 9 тысяч рублей на двоих, такая же цена в аналогичной гостинице Геленджика, в Анапе подешевле – от 5 до 8 тысяч рублей. Отдать 60 тысяч рублей за неделю только на жилье на курорте – такое может позволить себе далеко не каждая российская семья.
Проезд в плацкартном вагоне на верхней полке из Москвы в Сочи стоит минимум девять тысяч рублей.
«Сезон 2025 года для Сочи – это, без преувеличения, проверка на зрелость и устойчивость всей индустрии. Мы оказались в условиях, где туристический спрос трансформируется, а правила игры меняются буквально на ходу. Нужно быть гибкими, стратегически мыслить и быстро адаптироваться, сохраняя при этом качество, - комментирует сооснователь и управляющий партнер сети апарт-отелей в Сочи Антон Бодокия. - На фоне общей неопределенности мы приняли решение не вступать в «гонку на дно» за счет глубокой скидочной политики. Вместо этого сделали ставку на устойчивую ценовую стратегию: небольшое, но осознанное снижение тарифов при сохранении уровня сервиса. И результат подтверждает эффективность такого подхода. В июне загрузка наших апарт-отелей составила 84% (на 15% выше, чем в прошлом году), в июле – 78%. При этом средний тариф снизился всего на 9,5%, тогда как по рынку в нашем сегменте – до 15%. Мы удержали доходность с номера на стабильном уровне – за счет точного баланса между ценой и спросом. Август и сентябрь встречаем сдержанным оптимизмом. Готовы к дальнейшему снижению средней цены по рынку».
Описывая портрет гостя этого сезона, Антон Бодокия говорит, что это взрослый, самостоятельный, осторожный человек. Чувствителен к цене, но не готов жертвовать качеством. Основной поток по-прежнему идет из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга. При этом растет доля ближних регионов: Краснодар, Ростов-на-Дону – туристы едут на своих автомобилях.
«Глубина бронирования сократилась почти вдвое: более половины решений о поездке принимаются за 3-7 дней до заезда. Это новая реальность, с которой нужно уметь работать. Сочи в 2025 году конкурирует уже не с соседними отелями, а с другими регионами», - добавил он.
Спрос есть
Владелица сети туристических агентств в Перми Светлана Обоянская:
«В этом году улучшилась логистика: стало больше поездов, следующих до Черноморского побережья, улучшился автотуризм, а недавно еще возобновил работу аэропорт в Геленджике. Запрос на отдых в Краснодарском крае есть, и он немаленький. Среди наших клиентов много «невыездных» - сотрудников силовых ведомств, работников предприятий военно-промышленного комплекса, которым недоступны поездки на заграничные курорты.
Чтобы понимать, куда отправлять туристов летом, я лично в марте и в мае на автомобиле приезжала в Анапу. Гуляла там вдоль моря, общалась с отельерами и транслировала увиденное в своих соцсетях. Теперь без зазрения совести рекомендую клиентам отдыхать там. К слову, в этом году некоторые гостиницы снизили цены. За адекватную стоимость можно отлично отдохнуть. Бизнесу на курортах я бы рекомендовала активнее работать с турагентами в регионах».
Слухи напугали
Председатель Экспертного Совета Ассоциации Отельеров АМОС, Вице-президент Общенационального Союза индустрии гостеприимства Дмитрий Богданов:
«Весна и лето этого года выдались действительно очень непростыми для курортов Юга России. Сразу несколько проблем наложились друг на друга, каждый из которых не вызвал бы такого, но они сошлись. Во-первых, цены на отдых были сильно завышены. Еще в ноябре-декабре прошлого года многие владельцы отелей поставили высокие цены на весну, лето и осень. Увидев такие условия, туристы отказались отдыхать на наших курортах.
Во-вторых, события в Черном море, которые серьезно повлияли на имидж не только Анапы, а всех курортов края. В интернете появилось много сообщений о загрязнении побережья мазутом, причем люди думали, что эта проблема касается всего побережья, что не соответствует действительности.
В-третьих, высокая ставка Центробанка, которая сделала кредиты менее доступными, поэтому многие люди – примерно еще 5–10% туристов – отказались от поездок на юг.
Уменьшилась в целом покупательская способность россиян: некоторые предприятия сократили покупку туристических путевок, особенно в угольном секторе. Многие туристы предпочли провести отпуск ближе к дому, на местных базах отдыха или дачах. Наконец, в моменты снижения курса доллара весной и летом некоторые туристы успели купить валюту по выгодной цене и выбрать в итоге зарубежный отдых – Турцию, ОАЭ, Египет и др..
Ко всему этому прибавились плохие погодные: холодная весна и начало лета, частые дожди, низкая температуры воды в море отпугнули отдыхающих».