Светлана Панченко - финалист профессионального конкурса «Директор года России» - десять лет руководит школой в станице Алексеевской Тихорецкого района Краснодарского края. О том, отличаются ли сельские школы от городских, что тревожит педагогов и родителей, как коронавирус изменил процесс обучения и о многом другом, она рассказала «АиФ-Юг».
Где найти учителя?
Федор Пономарев, «АиФ-Юг»: Светлана Анатольевна, во время Всероссийского конкурса вы, наверняка, общались с коллегами, обсуждали, что тревожит директоров. Проблемы у школ в небольшой станице и мегаполисе одинаковые или разные?
Светлана Панченко: Общение на конкурсе дало возможность осознать, какие глобальные перемены происходят в образовании. С одной стороны, все директора движутся в направлении, которое задаёт государство, с другой, у каждого есть свои находки и изюминки. И за ними было интересно наблюдать. Если же говорить о проблемах, то есть и общие, и те, которые разнят нас. Самый острый и для города, и для села вопрос - дефицит педагогических кадров. Молодых специалистов не так просто найти, а если удалось привлечь - тяжело удержать. Мы пытаемся готовить учителей сами - в 2014 году в школе начали реализовывать социально-педагогический профиль обучения, в котором через различные практики дети приходят к осознанному выбору педагогической профессии. Результат уже есть - каждый год наши выпускники поступают в педвузы. Есть уже ребята, окончившие их и работающие в школах - и в нашей, и в других.
- Программа «Земский учитель», когда молодому педагогу дают миллион рублей за пять лет работы в сельской местности, помогает?
- К нам по этой программе пришла учительница английского языка, надеюсь, на пять лет это направление в школе будет закрыто.
- Так что же отличает небольшую станичную школу от городских - только количество учеников?
- У нас тоже детей немало - 555 учеников. До девятого класса по три параллели, десятый и одиннадцатый один набирается. Я бы не стала говорить о разнице между сельскими и городскими школами, скорее, её можно найти между новыми и старыми. Конечно, те, которые строят сейчас, лучше оснащены. Хотя и нам жаловаться особо не на что - постоянно ремонтируем, в этом году двери на пластиковые поменяли, вместо деревянного пола плитку уложили. Мы стремимся участвовать во всех программах - и нас поддерживают. По программе «Цифровая школа» переоснащаем компьютерный класс, в этом году у нас начал работать центр образования естественнонаучной и технологической направленностей «Точка роста». Взаимодействуем с «Кванториумом» - стараемся быть в эпицентре всех событий. Если говорить о том, как меняются школы и что их роднит - в последнее время везде делают упор на раннюю профилизацию. Я считаю, что детям важно не только получить предметные знания, но и выбрать профессию, определиться в жизни. Раньше этим занимались учебно-производственные комбинаты, которые закрылись в конце девяностых. После этого профориентация ушла на второй план - дети получали предметные знания, а с профессиональным самоопределением у них возникали проблемы. Сейчас мы с пятого класса знакомим детей с различными знаниями, которые необходимы для определения профессиональных навыков. Ребята могут попробовать себя в разных профессиях, познакомиться с ними.
Удалёнка - мера вынужденная
- Школа по закону оказывает «образовательные услуги». Воспитание, получается, задача только родителей?
- Вообще школа всегда совмещала обучение и воспитание, причём в последнее время именно первому стали уделять больше внимания. Но надо понимать, что современные дети отличаются от тех, кто учился 20-30 лет назад. И мы должны учитывать эти изменения - не считать интернет злом, а использовать его с пользой. Мы пытаемся сделать интернет полезным для детей - в нашем сообществе «Профсталкер» по профориентационной работе размещены материалы, тестирования, игры, помогающие знакомить школьников с профессиями.
Социальные сети помогают работать с родителями - продолжают работать группы, возникшие во время дистанционного обучения. Там люди оперативно получают информацию об успехах и проблемах детей, видят, что конкретно делает школа - и непонимание во многом снимается. Да, коронавирусные ограничения сломали многие традиционные вещи в школе. Но без них мы вряд ли бы обратили такое внимание на возможности, которые предлагает интернет в работе с детьми. Сейчас наши учителя могут создавать видеоролики и делать многое другое.
- Раз речь зашла о коронавирусе - в прошлом году школы края уходили на дистанционное обучение - на ваш взгляд, может ли такой формат стать основным?
- Я думаю, нет, всё-таки дистанционное обучение - это вынужденная мера. Полностью исключить учителя, сделать его просто говорящей в экране головой невозможно. Для полноценного обучения нужен настоящий контакт, диалог, которые не получится в онлайн-формате. Но определённые формы дистанционной работы мы научились использовать. Конечно, в самом начале карантина все были в некотором шоке - казалось, что учителям сложно будет перестроиться. Но они быстро сориентировались, начали вести уроки по-новому, так что я горжусь нашими педагогами. Сейчас мы вернулись к обычной работе в очном формате, но пытаемся сохранить то полезное, чему научил дистант. К сожалению, некоторые наработки коронавирус сломал - раньше в рамках внеурочной деятельности в целях ранней профилизации мы организовывали межклассные группы. Это давало возможность создавать для детей индивидуальные образовательные маршруты. Школьники могли выбрать сферу деятельности, которая им наиболее интересна. Сейчас формировать группы из разных классов нельзя из-за ограничений, связанных с коронавирусом.
В ответе за всех
- Светлана Анатольевна, как вы оцениваете свою работу? Что для вас важнее - хорошие результаты ЕГЭ выпускников, минимум жалоб, довольные учителя?
- Я радуюсь, когда получаю обратную связь и от детей, и от родителей, и от учителей. Когда тебя понимают, слышат, то создаётся команда, которая движется в одном направлении. Конечно, это приносит удовлетворение. На мой взгляд, показатель эффективности работы школы - это единство целей у родителей, детей и педагогов. Это идеал, не всегда его можно реализовать в полной мере, но стремиться к нему надо.
Если говорить о ЕГЭ, да, это важно, но без полноценного развития личности хорошие оценки не так много значат. Если ребёнок определился в жизни, выбрал свой путь, - это тоже показатель труда школы. Я наблюдаю за успехами учеников - сейчас с помощью социальных сетей делать это проще, горжусь их успехами. Например, наши выпускники после школы поступают в военные училища, пятеро ребят несколько раз участвовали в параде Победы. Раз им доверили такое почётное дело, значит, мы смогли не только научить, но и воспитать.
- Директор школы в любом случае ещё и третейский судья - к нему приходят и учителя, и родители. А с какими жалобами и просьбами чаще всего?
- Самые распространённые вопросы бытового плана, например, связанные с подвозом детей - живут в разных частях сельского поселения. Если говорить именно об образовании, то, когда детки переходят из начальной школы в среднюю, порой случаются сложности с адаптацией. И здесь нужно работать, чтобы достичь взаимопонимания между всеми. Недавно обратились родители, мол, успеваемость снизилась. Мы собрались вместе с ними и учителями у меня в кабинете, обсудили, пришли к решению, сняли всё недопонимание. Бывают у детей проблемы с поведением - тогда уже мы обращаемся за помощью к родителям.
- Общий язык с родителями легко находите?
- Мне, наверное, легче, чем большинству директоров, потому что имею психологическое образование, работала педагогом-психологом. Хотя порой бывает сложно убедить родителей сделать что-нибудь в интересах собственных детей, не все понимают, для чего ребятам та же профориентация. Есть сложные в социальном плане семьи, к которым нужно щепетильно подходить. Но от того, как построишь взаимоотношения с родителями, зависит учебный процесс. Имидж образовательного учреждения, создание его - тоже забота директора.
Директор отвечает и за учителей, и за детей, и даже за родителей - если мы вместе не выстроим общий образовательный процесс, результата не будет.
- И последнее - в чём, на ваш взгляд, принципиальная разница работы учителя и директора школы?
- Если совсем коротко, то в уровне ответственности. Директор отвечает и за учителей, и за детей, и даже за родителей - если мы вместе не выстроим общий образовательный процесс, результата не будет.