Выпускница пединститута Коми Юлия Скрипник второй год преподает русский язык и литературу в станице Анапской. Сюда она попала по программе «Земский учитель» и уже успела завоевать авторитет у коллег и учеников. О профессии, секретах педагогического мастерства, особенностях кубанских школ и многом другом учитель рассказала «АиФ-Юг».
Из любви к детям
«Я прошла конкурсный отбор по программе «Земский учитель» сразу в нескольких регионах – Краснодарском крае, Ростовской области, Адыгее и Крыму, – рассказывает Юлия Скрипник, с 2024 года преподающая русский язык и литературу в СОШ №12 станицы Анапской. – В итоге выбрала школу на Кубани, потому что здесь свои плюсы и как-то сразу все пришлось по душе. Во-первых, меня очень радушно встретило руководство. Все говорили: ничего не бойтесь, мы вам поможем. И коллеги у меня замечательные, уже больше года с ними работаю и не разочаровалась. Все-таки от школьного «климата» и коллектива зависит очень многое».
Вообще-то семейные традиции предвещали ей путь в другую профессию. Родители – врачи, но благодаря школьной учительнице заразилась интересом к преподаванию русского языка и литературы. При этом в работе педагога нашлось много параллелей с медициной. Женщина сравнивает свои подходы к обучению ребят с выбором метода лечения – в обоих случаях при ошибочной тактике цели не достичь. Кроме того, она получила второе образование нейропсихолога-логопеда, которое пересекается с медицинским. Но главным фактором в пользу школы для нее стала любовь к детям. Она и сама родила пятерых, что дало ценный опыт, хотя отсрочило попадание в школу.
«На первом курсе я вышла замуж, и у меня родилась старшая дочь, а через год – вторая, – продолжает Юлия Скрипник. – После академического отпуска продолжила учебу. На третьем курсе на практике убедилась, что иду верной дорогой. Самое приятное в профессии учителя – это видеть результат своего труда, когда ты вкладываешь душу, а потом получаешь обратную связь от детей. Работать я начала в уникальном заведении – женской гимназии республики Коми. Меня не побоялись взять туда без опыта и стажа, поэтому все время хотелось оправдать ожидания».
В родном Сыктывкаре педагог поработала в детском доме для инвалидов. Новый этап в жизни начался с появлением третьего ребенка. Он тяжело переносил северный климат, поэтому с мужем решили переехать в Ейск, где живут родители главы семейства. Там Юлия Скрипник тоже учила детей и еще дважды стала мамой. А потом ей попалась информация о проекте «Земский учитель», направленном на привлечение высококвалифицированных педагогов в небольшие населенные пункты. Прошедшие конкурсный отбор получают не только новое место работы, но и компенсацию – почему бы не воспользоваться?
Особый подход
Юлии удалось обойти всех при конкурсе три человека на место благодаря портфолио. Она участвовала и побеждала в разных профессиональных смотрах, может похвастаться успехами учеников, среди которых есть призеры олимпиад и стобалльники. За все эти достижения педагог получила приглашение в хорошую школу недалеко от Черного моря и миллион рублей от государства на обустройство в станице, где теперь должна отработать минимум пять лет. Местных ребят она учит по-особенному, с использованием нейропсихологического подхода.
«Нейропсихология – наука о деятельности мозга, и связанных с ней приемов в образовании не хватает, – объясняет Юлия Скрипник. – Во-первых, сейчас распространен синдром гиперактивности, когда ребенок не может усидеть сорок минут, и его внимание нужно все время удерживать. Мы используем нейропсихологические игры, благодаря которым не только учимся русскому языку, но и развиваем умение владеть собой, мышление, память, моторику. Например, дети пишут друг другу пальцами на спине буквы, после чего они ассоциируется с тактильными ощущениями. В играх они переключаются и немножко разгружают голову от материала, который бывает тяжелым».

Нейропсихологический подход еще помогает налаживать дисциплину на уроках и корректировать поведение школьников. Учитель даже написала статью в местный педагогический журнал «Спасательный круг», где дала рекомендации молодым коллегам. Многие из них проходят «экзамен» на прочность, ведь дети всегда проверяют границы дозволенного у начинающих и не очень уверенных в себе учителей. Это дополнительный источник стресса, из-за которого педагоги подчас просто уходят из школы. Чтобы им помочь и удержать их, Юлия Скрипник считает важным развивать институт наставничества. А непослушных ребят надо воспитывать оценками.
«Поведение – это дестабилизирующий фактор в нашей профессии, поэтому оценки за него однозначно нужно возвращать! – убеждена Юлия Скрипник. – Ну какой может быть отличник, если он не способен держать себя в руках и сконцентрироваться на подаче материала? Такие дети, как баллон с газом, который после открытия заполняет все пространство и мешает учиться в первую очередь себе, но не только. Родители будут обращать внимание на оценки за поведение, а то иногда мамочки говорят: «Он учится у меня на «4» и «5», что вам еще надо?» Мол, ничего, что не может сидеть, бегает по классу. Но он же мешает остальным, родители должны понимать, что есть предел».
Личный пример
По словам учителя, никакой разницы в менталитете школьников севера и юга России незаметно – дети везде одинаковые. Отличия видны только в части регионального компонента учебных программ. На ее малой родине есть свои нюансы, связанные с изучением языка и литературы народа коми. Кстати, в станице Анапской она ведет класс казачьей направленности, который близок ей не только по духу – казаки были в роду у нее и у мужа. Работа в казачьем классе налагает особую ответственность на учителя, который должен быть примером. И это тоже актуальная тема.
«Сложнее всего научить ребенка тому, что хорошо и что плохо, – говорит Юлия Скрипник. – Можно десять раз об этом сказать, но он не поймет, пока не увидит все сам и не убедится. Здесь может помочь только личный пример. Учителя его показывают в рамках своей работы, но сильнее всего влияет пример родителей. Очень важно, как живут взрослые в семье, какими интересами и морально-нравственными ценностями они руководствуются. Это касается всего, начиная с вопросов о порядочности, что нельзя брать чужое, и заканчивая тем, что я живу в России и должен быть достойным гражданином. В казачьих классах мы занимаемся всем этим вплотную».
Мы используем нейропсихологические игры, благодаря которым не только учимся русскому языку, но и развиваем умение владеть собой, мышление, память, моторику.
Например, большое внимание уделяется вере. Она не только начинает уроки в своем классе с молитвы, но и посещает храм с учениками по воскресеньям. При этом там тоже не обходится без семьи – дети приходят на службу с родителями. А еще от влияния мам и пап сильно зависит мотивация к учебе. По мнению педагога, это главный фактор, отличающий плохих учеников от хороших. Последние отчетливо понимают, для чего им нужны знания, имеют цель их получить. По наблюдениям Юлии Скрипник, родители таких детей «очень включенные». После работы они не ложатся на диван смотреть телевизор, а куда-то ведут ребенка, чем-то заинтересовывают, читают книги вместе с ним.
«Что касается системы образования, то, я считаю, что в целом сейчас все в ней выстроено грамотно, – говорит педагог. – Она нацелена на выполнение государственного заказа – на успешную сдачу экзаменов и поступление. Но важно, чтобы при решении этих задач из школы не уходили душевность, доброта, искренность. В первую очередь мы растим человека, который, безусловно, найдет место в жизни. Но будет ли ему по душе его профессия, будет ли он с любовью ходить на работу, будет ли счастлив? Нужно не спугнуть ребенка, познакомить с миром культуры, науки, искусства, чтобы он стал всесторонне развитой личностью и понимал, чего хочет в жизни. Все это зависит от учителя».