Аргументы и Факты
kuban.aif.ru
16+
Кубань
Аргументы и Факты
kuban.aif.ru
16+
Кубань
Примерное время чтения: 9 минут
216

Служение по зову сердца. Кому и как помогают православные волонтеры

«АиФ-Юг» № 28 09/07/2025
Татьяны Усачевой / Из личного архива

«Вера без дел мертва» - эти слова из послания апостола Иакова стали девизом многих православных добровольцев, в том числе сестричества милосердия во имя святой великомученицы Екатерины при кафедральном соборе Краснодара.

Что делают сестры милосердия, чем отличаются от волонтеров и где берут силы для тяжелого труда в свободное от основной работы время, - об этом и о многом другом «АиФ-Юг» рассказала Татьяна Усачева.

Досье
Татьяна Алексеевна Усачева - координатор ассоциации сестричеств милосердия Екатеринодарской и Кубанской епархии. Старшая сестра милосердия сестричества во имя Св. Вмч. Екатерины при Свято-Екатерининском кафедральном соборе.

Сестры и братья

Сестричество милосердия при кафедральном соборе Святой великомученицы Екатерины появилось на свет в 2015 году. По словам Татьяны Усачевой, главной сестры, отвечающей за организацию деятельности, инициатором создания был тогдашний настоятель храма, отец Игорь Олжабаев. К сожалению, в 2022 году он ушел из жизни.

«Батюшка предложил прихожанам собраться. Пришли те, у кого в сердце нашелся отклик на этот призыв, - вспоминает Татьяна Усачева. – Сначала нас было 30, сейчас при храме 80 сестер и братьев милосердия».

Всего в Екатеринодарской и Кубанской епархии 16 сестричеств, большинство из них действуют при краснодарских храмах, но есть и в Апшеронске, Белореченске, Горячем Ключе. Самое старшее – при церкви иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», что находится на территории городской больницы №1 Краснодар.

«Это сестричество существует более 30 лет, - рассказывает Татьяна Усачева. – На его примере мы делали первые шаги, конечно, дополняя и дорабатывая. Наши коллеги, например, специализируются на помощи детям- отказникам – тем, кого оставляют в больнице после рождения, либо у многодетных родителей нет возможности находиться с ребенком в палате. У нас несколько направлений работы, самая обширная – служение в хосписе, где братья и сестры трудятся пять дней в неделю».  

Фото: Из личного архива/ Татьяны Усачевой

Православные добровольцы помогают пациентам менять нательное и постельное белье, купают их, кормят, так как больные тяжелые, обязательно под контролем медиков. Есть в сестричестве и мужчины.

«Пациенты мужского пола часто смущаются, когда за ними приходится ухаживать женщинам, - объясняет Татьяна Усачева. – Поэтому уходовые процедуры в таких случаях берут на себя наши братья. Они меняют памперсы, купают, бреют, стригут. В хорошую погоду, как и сестры, выкатывают пациентов на прогулку, общаются».

Два раза в неделю в хоспис приезжают священники храма, чтобы провести исповедь или причастие.

«В хосписе мы ведем метрическую книгу, в которой отмечаем всех крестившихся, - продолжает матушка. – За десять лет таинство прошли 80 человек. Один из них, 92-летний мужчина, когда мы первые пришли, говорил: «Просто делайте процедуры и не надо мне рассказывать о Боге». Конечно, не отказали. Но однажды он сам попросил, чтобы его крестили. И буквально через два дня умер. И мы, как люди православные, понимаем, что это чудо – он уже в вечности без грехов».

Фото: Из личного архива/ Татьяны Усачевой

Кормят и консультируют

Служение в хосписе – дело трудное. Не столько физически, хотя работа тяжелая, сколько психологически – умирающие пациенты, многим помочь уже невозможно. Так что сталкиваться лицом к лицу со смертью сестрам приходится часто. А это, по словам Татьяны Усачевой, больно и страшно всегда, даже когда веришь, что обязательно придет царствие небесное, в котором живы будут все.

Для тех, кто не готов работать в хосписе, есть патронажная служба – сестры приходят к нуждающимся домой, помогают убрать, сходить в аптеку или магазин, приготовить еду, сопроводить в поликлинику. Добровольцы разных сестричеств Краснодара также трудятся в БСМП, каждое – в своем отделении.

«В Зиповской больнице паллиативных пациентов нет, поэтому работа проще, - говорит Татьяна Усачева. – Людей, которые не могут идти сами, сопровождаем на процедуры, в палате интенсивной терапии меняем белье, кормим, готовим больных к таинствам».

На территории храма сестры кормят бездомных - раз в неделю готовят в трапезной полноценный обед и раздают нуждающимся. Приходят 60-70 человек, разбирают 150 порций – чтобы не на один раз хватило.

«Наши ответственные сестрички каждый день кормят просящих милостыню у храма, - добавляет матушка. – Также мы собираем гуманитарные грузы для участников СВО и вахтовым методом ездим служить в ростовском госпитале».

Неожиданно, но в сестричестве нуждающиеся могут получить бесплатные консультации по юридическим вопросам. Три юриста, прихожанки храма с профильным образованием, по воскресеньям принимают людей.

«Конечно, на сделках они не сопровождают, но куда пойти, в какой кабинет, какое заявление и как написать – с этим наши сестры помогут», - говорит Татьяна Усачева.

В общем, работы разной много, можно выбрать ту, что по душе.

«Если мы будем заставлять сестер заниматься тем, что им не нравится, то придем только к профессиональному выгоранию, - говорит Татьяна Усачева. – Просто потеряем человека. А зачем это нужно? Пусть трудится там, где ей комфортно и приятно».

Фото: Из личного архива/ Татьяны Усачевой

Наждачка для характера

Как становятся сестрами милосердия? Раньше, по словам Татьяны Усачевой, люди чаще всего приходили после проповедей в храме, сейчас основной инструмент привлечения новичков – социальные сети. Первый этап – беседа.

«Чтобы стать сестрой милосердия, нужно быть православным, крещеным человеком,  - объясняет матушка. – При этом не обязательно часто посещать храм, быть воцерковленным».

После беседы начинается служение, первое время волонтер трудится под присмотром старших наставников и, если все нормально, через полгода надевает специальную форму сестричества.

Но не в одежде дело, уверена Татьяна Усачева, а в ответственности. Конечно, важное отличие сестричества от любой другой волонтерской организации заключается в вере – именно в ней и в самом служении женщины находят силы.

«Когда понимаешь, что нужен и человеку, что помог ему, это окрыляет, - объясняет Татьяна Усачева. – И такие эмоции заставляют наших братьев и сестер вновь и вновь возвращаться в больничные стены. Выходит, само по себе служение вдохновляет на дальнейшие труды. И вообще, я считаю, взаимопомощь - это вовсе не подвиг, а нормальное человеческое поведение».

Волонтеры – это изначально люди с особенным складом характера, но и служение, по словам Татьяны Усачевой, тоже меняет их.

«Проблемы, с которыми мы сталкиваемся в хосписе, своеобразная наждачка для взглядов,  - говорит матушка. – На фоне неизлечимых болезней наши личные невзгоды часто оказываются пылью, ничего не значащей мелочью». Служение меняет и характер – человек становится более терпимым, щедрым на проявления доброты.

«Я считаю, взаимопомощь - это вовсе не подвиг, а нормальное человеческое поведение».

Кто-то двигается дальше – как девушка-неформалка, которая оказалась в сестричестве почти случайно, увидев плакат с призывом.

«В итоге через труды милосердия в больницах пришла к Богу, воцерковилась и сейчас инокиня в монастыре», - вспоминает матушка.    

Если обратиться к истории России, то деятельность сестричеств становился наиболее заметной в непростые для страны времена. Например, княгиня Елена Павловна учредила Крестовоздвиженскую общину сестер милосердия в годы Крымской войны, императрица Александра Федоровна вместе со старшими дочерями Ольгой и Татьяной помогала раненым в госпиталях во время Первой мировой войны. Сейчас тоже ситуация сложная – специальная военная операция идет, до этого коронавирус бушевал.

«Во время пандемии сначала больницы закрыли и нам сказали, что волонтеры не нужны, - вспоминает Татьяна Усачева. – Но через несколько месяцев медики поняли, что без добровольцев не справляются. Тогда и священники наши рисковали, беседуя с пациентами, исповедуя, причащая. Действительно, тогда актуальность служения во время пандемии не уменьшилась, да и поток волонтеров вырос. Приходили люди после смерти родственников в красной зоне, чтобы другим помочь. Похожий процесс начался и с началом СВО – многие хотят ухаживать за ранеными бойцами, собирать гуманитарную помощь, чтобы быть причастным к большому делу и будущей победе».  

Фото: Из личного архива/ Татьяны Усачевой
Оцените материал
Оставить комментарий (0)
Подписывайтесь на АиФ в  max MAX

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах