Благотворительность становится неотъемлемой частью жизни многих людей. Жители Краснодарского края помогают нуждающимся, собирают деньги на лечение детей, поддерживают приюты для животных, участвуют в экологических акциях и волонтерских проектах. Крупные предприятия не остаются в стороне и вносят свою лепту в добрые дела. Банки, строительные компании, предприниматели помогают финансово существующим фондам, а также создают собственные благотворительные программы. Как бизнес взаимодействует с НКО, обсудили на круглом столе, организованном «АиФ-Юг».
Начинается с идеи
Часто большие дела начинаются с маленькой идеи. Так же и благотворительность — один человек проявляет инициативу, а потом вокруг нее собирается целая команда единомышленников.
«Так изначально сложилось, что наши сотрудники сами стали помогать разным фондам, детским домам и домам престарелых. Объединялись для таких добрых дел отделами. Видя это, мы уже решили организовать и систематизировать эту помощь. У нас создан клуб, который вместе с фондом „Край добра“ помогает детям, оставшимся без попечения родителей. Каждый год участвуем в акции „Елка желаний“. Как только нам приходит список подарков, которые ждут на Новый год дети, сотрудники быстро распределяют его между собой и готовят презенты, — рассказывает заместитель управляющего Краснодарским отделением Сбербанка Татьяна Чакалова. — Особое внимание уделяем старшему поколению, проводим субботники в геронтологических центрах. Здесь важна не столько уборка, сколько общение. Много беседуем, люди старшего возраста читают нам стихи. Поддерживаем и детские дома, например, Лабинский и Березанскую школу-интернат. Организовываем для воспитанников Дни защиты детей, Новый год, устраиваем развлекательные программы с аниматорами, дарим полезные подарки и сладкие угощения. Как блестят от радости их глаза! Заботимся и о животных. Несколько сотрудников активно помогают двум крупным приютам — в Краснодаре и Славянске-на-Кубани. Покупают для питомцев корма, лекарства и другие нужные вещи».
Создавать свои фонды
Сегодня крупные компании не просто помогают существующим благотворительным организациям, но и создают собственные фонды. Как сказала директор благотворительного фонда «Дом «ИНСИТИ» Виолетта Гассий, за последние 10 —20 лет руководители больших компаний пришли к выводу, что заниматься благотворительностью — важная составляющая успешной работы бизнеса.
«Задача любого коммерческого предприятия — получать прибыль. Чтобы стабильно зарабатывать в течение многих лет, важно иметь четкое представление о будущем и создавать комфортные условия для своего развития, — комментирует она. — Компания должна строить отношения с властью, обществом и партнерами таким образом, чтобы самой формировать среду, в которой ей предстоит существовать долгие годы. Понимая это, в 2024 году мы решили объединить всю существующую многолетнюю практику благотворительности и создать собственный фонд. Фонд помогает сотрудникам — их больше 2000 человек, а также жителям домов, построенных компанией, таких свыше 100 тысяч. К нам обращаются с разными просьбами, стараемся поддержать всех, кого можем».
Так, например, застройщик вместе с банком организовал специальные обучающие курсы для 20 женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в числе которых многодетные, жены участников СВО, матери детей с инвалидностью. За четыре месяца женщины освоили основы предпринимательства и представили свои бизнес-проекты. Трем лучшим конкурсанткам предложили начать свой бизнес в одном из микрорайонов девелопера.
Исполнительный директор благотворительного фонда семьи Юнановых «Сияние» Анастасия Сизоненко рассказала, что, создавая организацию, сначала определили целевую аудиторию для помощи, чтобы деятельность была целенаправленной и эффективной.
«И уже три года придерживаемся своего курса. Основные направления работы — здоровье, образование и инклюзия. Партнерства с бизнесом помогают запускать уникальные всероссийские проекты. Например, два года подряд фонд организует лагерь для детей с синдромом Дауна. Ребята приезжают без родителей, это важно для формирования навыков самостоятельной жизни», — поделилась она.
Руководитель специальных проектов блока внешних коммуникаций «Ростелекома» на юге Елена Крупа отметила, что участие крупных компаний в благотворительных проектах показывает экономическую стабильность страны. У телекоммуникационной компании несколько направлений корпоративной социальной ответственности.
«Мы поддерживаем студенческие хакатоны: выступаем там экспертами, готовим интересные задания и обеспечиваем призовые фонды. Особое внимание уделяем вопросам кибербезопасности. В этой части занимаемся просветительской деятельностью: проводим уроки цифровой грамотности для людей разного возраста, с акцентом на школьников и пенсионеров, организовываем лекции, выпускаем специальные книги и учебные материалы, которые в том числе передаем библиотекам, — поделилась Елена Крупа. — Помимо этого, в компании есть программа корпоративных волонтерских проектов, где сотрудники могут предложить свою идею решения какой-либо проблемы в своем городе или районе, получить финансирование и реализовать ее».
НКО как партнер
Руководитель благотворительного фонда помощи детям «Край добра» Яна Сторожук отметила, что профессиональные НКО умеют эффективно управлять ресурсами, делать большие проекты, сотрудничать с крупным бизнесом.
«Важно уметь грамотно распоряжаться ресурсами и обеспечивать прозрачность и отчетность перед партнерами. Благодаря такому подходу удается привлекать крупные компании и сотрудничать с ними на взаимовыгодных условиях, — говорит Яна Валентиновна. — Наш фонд помог уже большому количеству детей, собрав для них около 400 млн рублей. Без поддержки наших доноров, среди которых и частные лица, и компании, таких успехов достичь было бы невозможно. Иногда к нам поступают обращения организовать мероприятие, собрать детей, чтобы провести для них праздник с аттракционами и мороженым. Но это не основное наше предназначение. Мы делаем события другого уровня — медицинские обследования, лечение, реабилитацию, решаем реальные проблемы детей и привлекаем бизнес к серьезному участию. Наши партнеры помогают детям восстановить зрение, слух, способность двигаться, и все это в тех случаях, когда государственных программ недостаточно».
Крупные компании не просто помогают существующим благотворительным организациям, но и создают собственные фонды.
Чем стабильнее, тем щедрее
Крупный бизнес чаще бывает на виду именно из-за масштабов своих кампаний, но малый и средний не отстает. Как рассказала председатель Комитета по социальному предпринимательству Краснодарского краевого отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» Елена Нагорная, на Кубани зарегистрировано более 315 тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства, плюс еще около 400 тысяч самозанятых.
«С 2019 года в Краснодарском крае развивается социальное предпринимательство. По предварительным подсчетам, около 45 тысяч представителей малого и среднего бизнеса на Кубани по факту являются социальными предпринимателями, они создают рабочие места и производят продукцию для социально незащищенных слоев населения, — поясняет она. — Зачастую эти люди параллельно с бизнесом руководят и благотворител 6b8 ьными организациями. Например, тренер открывает спортивную секцию и в процессе работы замечает проблемы у своих воспитанников. Спустя время там появляется некоммерческий клуб, объединяющий целые семьи. Финансирование идет за счет основной предпринимательской деятельности. Государство поддерживает эту тенденцию, предлагая социальным предпринимателям доступ к грантам наравне с некоммерческими организациями».
Елена Нагорная уверена, чем стабильнее бизнес, тем больше средств он направляет на благотворительность.
«Чем выше материальное благополучие, тем чаще возникает потребность в признании, желание помогать другим, чувствовать себя нужным и полезным обществу», — считает член Совета по улучшению качества жизни при губернаторе Краснодарского края Ольга Шадрина.