Наталья Мищенко, педагог-психолог краснодарской СОШ №37, рассказала «АиФ-Юг» о том, с какими вопросами приходят дети и взрослые, где грань между буллингом и неумением общаться, почему травлю сейчас заметить сложнее, чем тридцать лет назад, как часто школьники жалуются на усталость и почему важно ставить перед собой реальные цели.
В чём корни тревожности?
Федор Пономарев, «АиФ-Юг»: Наталья Ивановна, чем педагог-психолог в школе отличается от психолога, который принимает людей в другом месте?
Наталья Мищенко: Более широким спектром - мы работаем со всеми участниками образовательного процесса - учениками, педагогами, родителями. Соответственно, нужно знать особенности всей возрастной психологии.
- Я думал, вы первым делом об объёме работы скажете - краснодарские школы ведь переполнены, детей много…
- По своему опыту могу сказать, что в 2001 году, когда я только начинала, работы было больше. Тогда я была единственным психологом в школе, сейчас нас трое, поэтому можем распределить обязанности: один специализируется на начальной школе, второй - на средней и основной, третий, занимается с коррекционными детьми. Администрация прекрасно понимает важность работы психолога, заинтересована в том, чтобы психологическая служба в образовательном учреждении развивалась.
- С какими проблемами или вопросами к вам чаще всего обращаются дети?
- Важно, чтобы у ребят был эмоциональный контакт с психологом, чтобы они знали, где находится его кабинет, могли прийти на конфиденциальный разговор. При этом первоначальный запрос может быть далёк от основной проблемы. Например, школьник пожаловался на то, что сильно переживает во время ответа у доски или выступления на мероприятии. Я как психолог понимаю, что речь идёт о тревожности. Наша работа начинается с методов беседы, диагностики, наблюдения, после которых можно выявить истинные причины этой тревожности, которые лежат намного глубже - ребёнку не хватает родительского внимания либо когда-то давно его недооценили, посмеялись во время выступления. Да, со стороны это может показаться мелким поводом, но для школьника это травма. Основная задача психолога - разобраться. Ребёнок подсознательно чувствует, что ему нужна помощь. А в чём конкретно он нуждается - выясняется только в процессе работы.
Ученики старших классов часто жалуются на переутомление, связанное с перезагруженностью.
- Если честно, далеко не каждый взрослый с проблемами идёт к психологу - даже с больными зубами многие затягивают визит к стоматологу. А как разглядеть психологическую проблему у человека, который сам к вам не обращается?
- Для этого в плане школьного психолога есть ряд мониторингов, с профилактической составляющей, направленной на предупреждение (выявление) проблем, возникающих у детей и подростков. Мониторинги проходят в виде скрининговых диагностик, с помощью которых психолог выявляет особенности психоэмоционального состояния каждого ученика. По полученным результатам выявляются «группы риска», с которыми отдельно работают комплексно- классный руководитель, психолог, социальный педагог, администрация школы при взаимодействии с родителями.
Проверяем в первую очередь адаптацию на сложных возрастных этапах - в первом классе, пятом, десятом. Плюс есть банк диагностик на школьную тревожность, взаимоотношения в семье, со сверстниками.
- Как родители воспринимают, когда школьный психолог приглашает их обсудить состояние ребёнка?
- Когда надо встретиться по вопросу психоэмоционального состояния ребёнка, классный руководитель пишет уведомление, что нужно подойти к школьному психологу. И уже на встрече с родителями мы проговариваем те особенности развития ребенка, которые выявили, на что обратить внимание. Тут важно грамотно и профессионально подать информацию, объяснить, что это возрастные особенности. Большинство родителей переживают за своих детей и разрешают школьному психологу включаться в работу и взаимодействуют для того, чтобы помочь. Если мы понимаем, что психологическое здоровье ученика требует особого внимания, то рекомендуем обратиться к специалистам - неврологу, психиатру и т.д.
Травля ушла в сеть
- Наталья Ивановна, сегодня много говорят о детской жестокости, травле, буллинге (от англ. bullying - агрессивное преследование одного из членов коллектива. - Прим.ред.). Действительно, жестокости стало больше, или она просто более заметна, благодаря тем же соцсетям?
- Травля - слово серьёзное, но непонимание в детских коллективах было всегда, вспомните советский фильм «Чучело». Дети учатся коммуницировать, порой не умеют правильно высказывать своё мнение - кто-то уже такое общение называет травлей. Я не могу сказать, что жестокости стало больше, она просто изменилась - если раньше травля происходила в очном формате: во дворе, классе, школе, то сейчас ушла в сеть. Поэтому выявлять её стало тяжелей. Тут стоит поблагодарить внимательных родителей, которые, проверяя соцсети ребёнка, находят доказательства и обращаются за помощью к классному руководителю или школьному психологу.
- Одна из задач школьного психолога - показать подростку, что если общение ему некомфортно, вызывает чувство обиды, глубокого страха и тревоги, то это уже нездоровая коммуникация. Ребёнок начинает так сильно переживать, что проявляется психофизиологическая симптоматика - у него может начать болеть живот, повышается температура. Он говорит родителям: «Плохо себя чувствую. В школу не пойду». Они отправляются к терапевту, ищут физиологические заболевания, а корни проблемы в другом - в переживаниях по поводу коммуникации со сверстниками.
- Но люди ведь разные - один на шутку над собой просто улыбнётся и сам отшутится, а другой на всю жизнь запомнит…
- Конечно, люди делятся по темпераменту, по психотипам. Один может выдержать насмешку либо вообще не заметить недобрый взгляд, а другой ребёнок может несколько дней думать, почему на него в школьном коридоре кто-то взглянул косо.
- Как родителям понять, что ребёнок стал жертвой травли?
- Надо обращать внимание на изменения в поведении, не свойственные индивидуальным особенностям ребёнка: был активным - стал пассивным, был разговорчивым - стал молчаливым, доверял родителям - и вдруг стал что-то скрывать. Это может быть звоночком о том, что у ребёнка появляется тревожное эмоциональное состояние. И тут надо разбираться в чём причина. Внешние признаки - поломанные ручки, порванные тетради, неопрятность в одежде, оторванные пуговицы - могут навести на мысль, не происходит ли во дворе или в школе психического или физического насилия над ребёнком. И, конечно, важно общаться с классным руководителем, потому что в школе и дома дети ведут себя по-разному. Учитель может отследить то, что не видит родитель - в школьной среде наши дети проигрывают совершенно другие социальные роли.
Устали от секций
- Сейчас и дети, и взрослые много времени проводят, глядя на экран смартфона, планшета, компьютера. Вовлечённость в виртуальный мир - это примета времени? Или она может стать проблемой?
- Конечно, может, интернет-зависимость мы замечаем у детей уже в начальной школе. Родители порой жалуются, что ребёнок часами играет в телефон, у него падает зрение, другие проблемы появляются. Спрашивают, как правильно подобраться к ребёнку, вывести его из виртуального мира.
Нельзя просто подойти к ребёнку, который полчаса играет, и с криком вырвать телефон - это травмирует несформированную нервную систему. Правильный путь - присесть рядом, найти контакт, узнать, чем конкретно он занимается, и только поговорив с ним на эту тему несколько минут, вывести его в реальный мир. Дети более вовлечены в виртуальную реальность. На родительских собраниях в начальной школе мы рекомендуем пользоваться гаджетами не более получаса в день, но, если честно, детей, которые следуют таким рекомендациям, единицы.
- Многие дети жалуются на постоянную загруженность: уроки, кружки, спортивные секции. Это реальная проблема или банальная лень?
- Да, действительно, ученики старших классов часто жалуются на переутомление, связанное с перезагруженностью. Подростки спрашивают: «Что делать? Дальше не могу так - на неделе несколько спортивных секций, других дополнительных занятий и подготовку к экзаменам никто не отменял». Для старшеклассников это глобальный запрос. В таких случаях мы работаем над правильным распределением своего времени, когда подросток планирует свой день, неделю, месяц, чтобы расставить приоритеты и не дать переутомлению развиться в депрессию или невроз. Следующий запрос от детей: «А как это озвучить родителям, которые хотят меня видеть и спортсменом, и музыкантом, и отличником?»
- То есть проблема детского переутомления от высокой нагрузки чаще всего идёт от родителей?
- Порой взрослые хотят, чтобы их дети достигали, добивались. Но есть и целеустремлённые дети, которые сами себе поставили задачи. Цель есть, а как её решить, когда сил не хватает, они пока не знают, не научились правильно распределять силы и время. В таком случае мы говорим об уровне притязаний - если ребёнок поставил слишком высокие цели, их тяжело достичь, то и самооценка падает, и он как личность не может чувствовать себя счастливым. Цель психолога - помочь поставить более реальную планку, тогда ребёнку будет легче в современном мире. Он сам поймёт, что не нужно в стране 146 миллионов президентов. Даже не просто умерить амбиции, а дать психологическое разрешение, объяснить: «Ты имеешь право понизить планку, чтобы быть счастливым».
- Наталья Ивановна, а педагоги с какими вопросами приходят к школьному психологу?
- Один из запросов - распределить время, расставить приоритеты, ведь у учителей очень много разнонаправленных задач - надо и к уроку творчески подготовиться, и официальные документы оформить. Порой педагоги приходят в кабинет психолога просто выговориться, сделать передышку, взять тайм-аут.