«Я - счастливый человек, потому что осознаю свое предназначение. И буду исполнять его до последнего издыхания», - признался художественный руководитель Кубанского казачьего хора Виктор Захарченко на пороге своего 85-летия.
Возраст мудрости
Виктору Захарченко 85 лет, 49 из которых он находится у руля Кубанского казачьего хора. На счету мэтра 18 томов сочинений, более 600 музыкальных произведений, концерты по всему земному шару. По словам Виктора Гавриловича, вместе с хором он побывал не меньше, чем в сотне стран. И в свои годы художественный руководитель хора продолжает трудиться в полную силу -инвалидность первой группы, палочка и травма плеча не мешают мэтру в день ходить в среднем по 13 километров. Ходит Виктор Гаврилович и когда занят творчеством, сочиняет музыку. Что же движет им?
По словам мэтра, сама жизнь его сложилась так, чтобы привести в итоге к предназначению.
«Родился я перед войной, взрослел в страшное время, когда царили голод, холод, нищета, разруха, - рассказывает Виктор Захарченко. - 18 лет прожил в станице и за это время буквально напитался народными песнями. Меня никто в детстве им специально не учил, но я их помню наизусть. Так что сам фольклор я познал изнутри, можно сказать, я - носитель его. Как и певцы народные, которые встречались мне на протяжении долгой жизни. Они всегда говорили о себе, что они люди темные, но пели так, что не просто мурашки по коже шли, а слезы на глаза наворачивались. Настолько проникновенно исполняли!»
В родной станице Дядьковской за 18 лет напитался народным пением Виктор Захарченко, научился на гармошке играть и решил поступить в музыкальное училище в Краснодаре. Но не попал - не знал станичный самородок, что такое сольфеджио. Беда, отчаяние, но неизвестный мужчина на улице, увидев расстроенного парня, подсказал: «Попробуй в музыкально-педагогическое поступить!»
На этот раз получилось. После окончания училища маэстро уехал в Сибирь, руководил молодежным хором, учился в консерватории.
«Судьба на 14 лет забросила в Сибирь, - вспоминает Виктор Захарченко. - Там много прошагал по деревням, записал более пяти тысяч песен. Все время я собирал фольклор».
Не вернуться на родную землю Виктор Гаврилович просто не мог. И вот же совпадение - в 1974 году он пришел в Кубанский казачий хор 14 октября, на православный праздник Покров Пресвятой Богородицы. И сам певческий хор был образован в этот же день - только в 1810 году, хотя, по словам мэтра, официальное родство ведет с 1811-го.
«Очень повезло мне в жизни и с учителями, - продолжает Виктор Захарченко. - Моими наставниками стали величайший хормейстер, дирижер Владимир Николаевич Минин и ученый, фольклорист Евгений Владимирович Гиппиус. Наставники научили разным аспектам - наука определяет мир своими средствами: логикой, мерой. Искусство - своими методами. Как писал Пушкин: «Над вымыслом слезами обольюсь». Все, что происходит на сцене, - вымысел, придумки. Чтобы стать руководителем ККХ, мне потребовалось научиться «алгеброй поверять гармонию», то есть анализировать эмоции».
Семена фольклора
Мэтр признается, записывать и изучать народные традиции - дело нужное и благое, но что делать с собранным материалом.
«Да, студенты будут изучать, кто-то, может, диссертацию напишет. Но это не цель - фольклор нужно собирать для того, чтобы потом давать ему вторую жизнь. Как это сделать, блестяще ответили наши классики, тот же Михаил Иванович Глинка. Фольклор - это зерно, а отборное, как мы знаем, сохраняют на семена. И эти зерна, когда их бросают в землю, погибают, но прорастают и дают новый урожай. Так же и фольклор. Я глубоко убежден, что фольклор надо изучать с раннего детства и до глубокой старости. В фольклорных традициях мудрость народная заложена, и каждый народ сочиняет для самого себя».
По словам мэтра, еще одна задача фольклора - соединять разные поколения. Это сейчас для передачи народных песен, легенд и традиций можно использовать телевидение, радио, а раньше все передавали напрямую, из уст в уста, из поколения в поколение.
«Народ всегда един - и те люди, что жили тысячу и больше лет назад, и те, кто живет сейчас, и те, кто будет в дальнейшем, - считает Виктор Захарченко. - Не все выживают в истории, но те, которые сохранились, всегда передавали свои традиции, потому что в них заложено самое важное - смыслы. Ответы на вопросы: зачем мы живем, что такое Родина, кто будет ее защищать и т.д.? Все это закладывается в нас с самого детства».
Виктор Захарченко говорит, что у фольклора две составляющие - музыкальная и смысловая, текстовая. И вторая - самая важная.
«Слова несут смыслы, - объясняет мэтр. - А музыка уже одежда к ним. Гардероб может меняться, одежду можно изменить, разукрасить как угодно, но смыслы остаются неизменными. Поэтому в том, что поет Кубанский казачий хор, главное - смысл. Я следую Евангелию от Иоанна, в начале которого такие строки: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. И я знаю, то, что мы поем», - богоугодно, душеполезно, а не просто развлечение ради развлечения».
Догнать предков
Виктор Захарченко не просто кропотливо изучал историю Кубанского казачьего хора, а еще сам не раз описывал ее.
«Оказывается, хор создавали изначально для «для благолепного пения в храме», - рассказывает он. - И пели в нем мальчики-сироточки. Хор тогда занимался классической музыкой, в том числе и зарубежной. Например, ораторию Гайдна «Сотворение мира» впервые в России исполнили у нас - я когда это узнал, не поверил. Вот какое искусство, оказывается, на Кубани было! Войсковой хор и оркестр на 300-летие династии Романовых приглашали».
Слова несут смыслы, а музыка - лишь одежда к ним.
Мэтр считает, что современный хор еще не достиг того уровня, что был у предков.
«А нам ведь не просто догнать надо, а еще и дальше развивать, - говорит он. - Больше десяти казачьих войск сейчас в России и, к сожалению, многие не смогли традиции сохранить. Причин много. Первая - революция, когда уничтожали веру, рушили храмы, стреляли священников. Да, и я учился по Библии для неверующих, сдавал экзамены по научному атеизму. Но мама была глубоко верующей. И понял тогда, что мое предназначение - соединить времена: царские, советские и постсоветские. Это мое предназначение, моя святая обязанность и долг - не просто сохранить хор, но и соединить его с другими поколениями и, главное, преумножить, развивать дальше».