aif.ru counter
27.03.2014 12:45
Елена Шумовская
1891

От Урала до Москвы: что построят в городах России к ЧМ-2018

Год назад в министерстве спорта РФ назвали 11 городов, где состоятся матчи ЧМ: Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Сочи, Казань, Нижний Новгород, Самара, Ростов-на-Дону, Калининград, Волгоград и Саранск. В заветный список очень хотели попасть Краснодар и Ярославль, но были отвергнуты с пояснением: «по одному городу от региона». Правда, оба города обещали включить в концепцию проведения чемпионата, то есть они могут принять на «постой» футболистов мундиаля.

На проведение Олимпийских и Паралимпийских Игр в Сочи в итоге потратили 214 миллиардов рублей. Мундиаль-2018, похоже, обойдется не дешевле, ведь только Москве на подготовку к чемпионату понадобится не меньше 100 миллиардов рублей. При этом в большинстве выбранных для ЧМ городов необходимую инфраструктуру придется строить с нуля.

Между тем подготовка к мундиалю - это не только строительство стадионов, но и расширение гостиничной сети, транспортная инфраструктура, городское благоустройство. Итак, что нового появится в регионах страны, благодаря ЧМ-2018?

Казань и Сочи. К ЧМ-2018 почти готовы

Судя по всему, меньше всего расходов на мундиаль потребуют республика Татарстан и Краснодарский край: Казань совсем недавно принимала Всемирную Универсиаду, а Сочи - Олимпийские Игры, и необходимая инфраструктура в обоих городах уже есть. Остаются детали, но и они стоят денег.

Так, в Казани матчи ЧМ-2018 пройдут на уже обкатанном 45-тысячном стадионе «Казань-Арена», который к играм получит новое покрытие. Кроме того, придется реконструировать 8 городских тренировочных площадок.

Стадион в Казани принимал Универсиаду. Фото: Казань-Арена / пресс-служба Казань-Арены

Гостей будут встречать в обновленном аэропорту «Казань», от него до центра города на скоростной электричке можно добраться всего за 20 минут. Кроме того, имеется современный, недавно построенный второй в городе жд-вокзал.

Оказывать медицинскую помощь спортсменам и гостям Казани будут в трех самых современных центрах высокотехнологичной медпомощи. К слову, чтобы в 2018 году центры не потеряли свой статус, в них запланировано обновить основное реанимационное и диагностическое оборудование.    

Итого, при подготовке к мундиалю в Казани запланировано освоить чуть более 6 миллиардов рублей (из них из госбюджета - 2 миллиарда). Основные траты пойдут на реконструкцию спортивных объектов, водоснабжения, обновление медоборудования, а еще в планах - строительство станции метро, которая будет вести к «Казань-Арене».

В Сочи матчи мундиаля состоятся на стадионе «Фишт», где прошли Церемонии открытия и закрытия Игр-2014. К тому же, он и один из самых вместительных - рассчитан на более чем 47 тысяч мест. Его превосходят только московские «Лужники», которые к 2018 году будут расширены до 89 318 мест, и 70-тысячный питерский стадион «Зенит-Арена»

Стадион «Фишт» в Сочи принимал Олимпийские и Паралимпийские Игры. Фото: РИА Новости / Виталий Белоусов

В Сочи должны построить еще 4 стадиона, небольших, зато с первоклассным покрытием. Вероятно, на них будут тренироваться команды участников ЧМ.

Двум столицам - по новому стадиону

 «Лужники» в Москве как бы есть, и одновременно их как бы и нет, поскольку согласно запланированной к мундиалю реконструкции от прежнего стадиона останутся только стены и купол. Как раз в данный момент внутри огромной чаши идут деконструкционные работы. Даже со сниженными расходами в модернизацию «Лужников» будет вложено 22 миллиарда рублей (и все из госбюджета). Зато на этой спортивной арене состоится финальный поединок ЧМ-2018.

Второй стадион в Москве решено строить с нуля. Уже этим летом должен быть сдан в эксплуатацию 42-тысячный стадион «Спартака». Помимо уже вложенных средств - почти 20 миллиардов рублей - доведение его до идеального состояния потребует еще 5,6 миллиардов рублей. Финансирование работ происходит за счет внебюджетных источников.

Кроме того, в столице России появится 8 новеньких тренировочных полей и многофункциональный спортивный комплекс «Истра» на Сельскохозяйственной улице. Вторая по затратам статья для подготовки к мундиалю - это здравоохранение: в Москве обновят несколько больниц.

А дорожникам предстоит заняться участком Волоколамского шоссе от Московской кольцевой автодороги (МКАД) до Ленинградского шоссе.

Тем временем в Санкт-Петербурге с нетерпением ждут окончания строительства масштабной «Зенит-Арены», но, похоже, открытия стадиона не удастся дождаться и в этом году. 

Проект питерского стадиона. Сроки сдачи «Зенит-Арены» сдвинули на 2016 год. Фото: www.russianlook.com

Проект громадного стадиона с выкатным полем и раздвижной крышей начали реализовывать еще при губернаторстве Валентины Матвиенко, ныне являющейся председателем Совета Федерации. Тогда стоимость арены для ФК «Зенит» составляла скромные 6,7 миллиарда рублей, а завершить строительство планировали в 2009 году. Ныне же цена стадиона выросла до 34 миллиардов рублей, а сроки сдачи перенеслись аж на 2016 год.

В данный момент на арене завершают лишь чашу. Внимание к проблеме в очередной раз привлек сенатор Вадим Тюльпанов, который в один из мартовских дней приехал на стройку с инспекцией и вместо кипящей работы обнаружил сразу 12 неподвижно стоящих кранов.

Кроме того, в северной столице к ЧМ-2018 должны открыть 7 новых станций метро, в частности, планируется сдать новый участок Невско-Василеостровской линии. От существующей станции «Приморская» - должна быть построена новая ветка со станциями «Улица Савушкина» и «Новокрестовская», что оценивается в 25 миллиардов рублей. «Новокрестовскую» и вовсе планируют делать на намывной территории, поскольку, по мнению чиновников, существующая станция метро «Крестовский остров» находится не так близко к стадиону.

Пожалуй, Санкт-Петербург - единственный из принимающих ЧМ-2018 городов, где при подготовке к событию обратят столь пристальное внимание на транспортную инфраструктуру. Помимо расширения сети метро, есть планы строительства дополнительных мостов и пуска легкорельсового трамвая.

Так, в городе собираются возвести мост через остров Серный, что позволит создать бессветофорное движение от «Пулково» до «Зенит-Арены». Вдобавок, это будет единственная круглогодичная переправа с Васильевского острова. Строительство оценивается в 9 миллиардов рублей, еще порядка 20 миллиардов потребуется на создание транспортной инфраструктуры, развязок и организацию движения.

В процессе подготовки города к ЧМ-2018 стало ясно, что метро к аэропорту Пулково, который в декабре 2013 года обзавелся новым терминалом, построить не успевают. В данный момент аэровокзал связан с Петербургом лишь автобусными маршрутами. Чиновники уже начали размышлять, как болельщики будут из Пулково добираться до города. Наиболее ожидаемый вариант – легкорельсовый трамвай. Этому виду транспорта предстоит курсировать между аэропортом и ближайшей станцией метро. Смольный пока еще ищет инвестора для этого проекта. Не исключено, что чиновники смогут отыскать другой вариант и отказаться от легкорельсового трамвая.

Нижний Новгород, Ростов, Самара и Волгоград. Стадионы - пока в проекте

В половине городов, принимающих ЧМ-2018, сейчас только готовятся строить спортивные сооружения. В начале марта министр спорта России Виталий Мутко провел совещание с губернаторами регионов и остался недоволен темпами подготовки стадионов. Досталось почти всем, кроме Самары.

Самарский стадион будет стоить 13 миллиардов рублей. Фото: Правительство Самарской области

В городе уже принят проект сооружения и утверждена смета. 45-тысячный стадион площадью 153 тысячи квадратных метров должен обойтись в сумму чуть более 13 миллиардов рублей. Объект будет иметь форму купола, максимальная высота которого составит 60 метров, в каждом секторе стадиона предусмотрен отдельный вход, санузел и кафе. Кроме того, в зоне застройки разместятся: экстрим-парк, гостиницы, парк и технопарк.

Также для удобства болельщиков власти Самары собираются пустить через весь город скоростной трамвай. Но самое важное - ожидается первая очередь метро. Уже в ноябре строители обещают пустить первый поезд до станции «Алабинская». Далее ветка будет продолжена в направлении железнодорожного вокзала. На строительство метро в этом году выделено 1,4 миллиарда рублей.

В Нижнем Новгороде долго не могли определиться, где лучше всего строить стадион. В итоге власти и комиссия ФИФА остановились на Стрелке, поскольку, по их мнению, cтройка в этой части города выйдет дешевле, и само место доступно для транспортных развязок, особенно с учетом того, что создадут к чемпионату для удобства любителей спорта.

Спортивное сооружение будет, скорее всего, закрытого типа, так как это позволит после мундиаля проводить матчи даже при минусовых температурах. По всему периметру стадиона будут установлены 3D-экраны. Под трибунами будут находиться помещения для продажи спортивной атрибутики, кафе и конференц-залы. Новый стадион, согласно смете, обойдется в 12- 16 миллиардов рублей.

Вот каким будет современный нижегородский стадион. Фото: Нижний Новгород, официальный городской портал

Вместимость новой арены составит около 45 000 человек, причем это будет достигнуто при помощи дополнительных сборно-разборных конструкций, которые после мундиаля демонтируют. В качестве тренировочных полей послужат стадионы «Водник» и «Динамо», арены «Локомотив», «Северный» в Нижнем, а также «Химик» - в Дзержинске, «Спартак» - на Бору, которые должны быть реконструированы.

Что касается транспортной инфраструктуры, то Нижний Новгород ожидает строительства скоростной железнодорожной магистрали Москва-Казань, а также дороги, ведущей от нижегородского аэропорта до центра Автозавода. Будет достроена объездная дорога «Южный обход», что позволит сократить количество сквозного транспорта. 

В Ростове-на-Дону к ЧМ-2018 должен появиться стадион, рассчитанный на 45 тысяч мест. Он будет построен по соседству с Гребным каналом, который, кстати, власти планируют преобразить в водно-спортивный комплекс, где можно будет не только тренироваться, но и отдыхать.

Стадион в Ростове построят на левом берегу Дона. Фото: пресс-служба губернатора РО

Кроме того, к мундиалю в донской столице необходимо  реконструировать такие спортивных арены как СКА, «Олимп-2», «Юность России» и «Локомотив». А в соседних городах (Азов, Новочеркасск и Таганрог) планируется организовать тренировочные базы для команд. 

Интересно, что донские власти не оставляют намерения в ходе подготовки к чемпионату мира реализовать идею так называемого «Большого Ростова», превратив южную столицу и соседствующие города (Аксай, Батайск и Чалтырь) в единый организм. В перспективе планируется даже перенести на левый берег Дона весь административный центр города, и сейчас уже идет проектирование нового Дома правительства области.

В Ростове-на-Дону помнят не только о болельщиках, но и о туристах, поэтому к ЧМ-2018 собираются привести в порядок музеи и театры города.

Вместо мостов и скоростных трамваев в южной столице намечено строительство многочисленных дорог и транспортных развязок, которые призваны спасти город от пробок. 

К наиболее крупным объектам относятся новая семикилометровая магистральная дорога от улицы Шоссейной до Западного объезда, трехкилометровая трасса от нового стадиона до улицы Левобережной. Также запланированы реконструкция южного подъезда к Ростову, строительство развязки на северном подъезде со стороны Новочеркасска, обновление улицы Орбитальной. Примечательно, что развитие дорожной инфраструктуры является самым затратным направлением: общая сумма работ оценивается примерно в 55 миллиардов рублей.

В Волгограде старый стадион снесут полностью. Вместо него появится современная двухъярусная арена на 45 тысяч зрителей с несколькими тренировочными полями. С высоты новый стадион, по замыслу архитекторов, будет напоминать цветок, а с трибун должен быть виден Мамаев курган и монумент «Родина-мать зовет!». Восточную трибуну арены планируется выполнить в виде амфитеатра, раскрывающегося в направлении мемориального комплекса, а ее перекрытие – в виде радужного паруса, составленного из цветов флагов государств всего мира.

Со стадиона Волгограда будет открываться прекрасный вид на главные достопримечательности города. Фото: пресс-служба правительства Волгоградской области

Особое внимание уделено техническим характеристикам нового стадиона: кровля – из вантовых конструкций, которые, благодаря особым мембранам покрытия, защитят зрителей во время ливней, но хорошо пропускают свет и тепло.

Но это пока в планах. На деле же сроки строительства неясны.

«В некоторых регионах есть проблемы с тем, что существующие стадионы являются памятниками архитектуры. Это Екатеринбург, Нижний Новгород, Волгоград. Есть требования по высотному регламенту. Нужно оказать содействие быстрейшему прохождению экспертиз со стороны министерства культуры», – подчеркнул Виталий Мутко на том же мартовском заседании.

В рамках подготовки к мундиалю в Волгограде предстоит реконструировать и тренировочные площадки. Некоторые из них сегодня производят весьма удручающее впечатление. Например, легендарный стадион «Трактор» в Тракторозаводском районе Волгограда из-за близости к вещевому рынку в буквальном смысле превратился в свалку. На реконструкцию «Трактора» областные власти намереваются выделить из бюджета около 40 миллионов рублей. Но пока не вложено ни копейки. 

Мундиаль едва не поссорил Екатеринбург с Краснодаром

Все тот же Виталий Мутко предложил городам, которые не чувствуют в себе сил достойно подготовиться к проведению ЧМ-2018, заранее сойти с дистанции и уступить место тем, кто сможет. Самым «слабым звеном» в этом смысле считался Екатеринбург. Еще год назад пошли упорные слухи, что город хочет отказаться от мундиаля.

Услышанное было воспринято на  «ура» Краснодаром, который в финальный список не вошел, но по-прежнему грезит о чемпионате мира по футболу. Сначала столица Кубани пыталась договориться о совместном проведении ЧМ с Ростовом, а потом хотела потеснить Екатеринбург, но Урал заявил, что покидать перечень организаторов не собирается.

В Екатеринбурге планируют построить новые спортивные базы около аэропорта Кольцово и поселка Верхнее Дуброво и реконструировать 4 имеющихся стадиона.

Чтобы ободрить Краснодар, Виталий Мутко заверил, что «столица Кубани будет включена в концепцию проведения чемпионата мира по футболу-2018». Это значит, что в городе могут разместить тренировочные центры или центры проживания команд-участников чемпионата. Для этого городу требуется иметь: места проживания не ниже четырех звезд, аэропорт, способный принять самолеты, вместимостью не менее ста человек, два тренировочных поля. 

«Золотая корона» в Краснодаре будет построена без федеральных средств. Фото: пресс-служба ФК «Кубань»

Однако в Краснодаре решили на этом не останавливаться. Год назад, после того, как заявке кубанской столицы отказали, в городе приняли решение строить современный стадион своими силами - без федеральной поддержки. Проект объекта делали несколько архитектурных бюро, в том числе из-за рубежа. Так, инженеры, проектировавшие стадион, всемирно известны своими работами - к примеру, строительством стадиона «Peter Mokaba Stadium» к ЧМ-2010 в ЮАР. Они же готовят Олимпийский парк в Рио-де-Жанейро к ОИ-2016.

«Золотая корона» будет вмещать 45 тысяч человек. Этот проект делали с учетом требований ФИФА, которые даже строже, чем в УЕФА. С учетом того, что на Кубани много солнца, стадион будет отражать свет. Одна из главных изюминок проекта – близость зрительских трибун к футбольному полю – от ближайших мест до кромки поля всего семь с половиной метров. 

Планируется, что к строительству «Золотой короны» приступят во второй половине 2014 года, а сдадут в 2016 году. И что уж греха таить, краснодарцы надеются, что если какой-то из выбранных городов не справится со своими обязательствами по ЧМ-2018, то столица Кубани тут же займет его место. 

Канатные дороги и фестиваль болельщиков ФИФА

Во многих городах, принимающих ЧМ-2018, к спортивному событию появится совсем новый вид транспорта - канатная дорога. Исключение разве что - Москва, Ростов-на-Дону, Екатеринбург и Сочи (с его горными канатками). 

Так, в Санкт-Петербурге этим способом решили связать стадион на Крестовском острове с Приморским и Василеостровским районами. Стоимость проезда на фуникулере в итоге может быть около 50-70 рублей, а добраться до арены можно будет за 2 минуты.

В Самаре ветка подвесной дороги соединит село Рождествено с Самарой. Также планируется канатная дорога от микрорайона Южный город через реку Самару в областной центр и пуск «канатки» частично по городу и к Радиоцентру. На такой эксперимент власти вдохновил опыт Нижнего Новгорода, где уже построена канатная дорога через Волгу. Люди ею пользуются. К тому же, строительство такого транспорта в 5-10 раз дешевле, чем строительство метро, а крупная компания, строящая канатные дороги, работает в Самаре.

Кроме того,  проблема многих городов - дефицит мест для размещения туристов, так что властям регионов придется взяться за строительство гостиниц. 

И, конечно, к мундиалю, подобно площадкам Live Sites Sochi-2014, в городах должны появиться специальные фан-зоны, где будут транслировать матчи. 

Оставить комментарий (0)
Loading...

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество