В этом году у первой в мире олимпийской чемпионки по прыжкам на батуте сразу два юбилея. 18 мая - день рождения, осенью - 20-летие победы на Играх в Сиднее. «Аргументам и фактам-Юг» Ирина Караваева рассказала, чем занимается на карантине, могут ли батутисты тренироваться и соревноваться на удалёнке, почему никто из россиян так и не смог повторить достижения её и Александра Москаленко и пойдёт ли сын Ирины по спортивному пути.
Тренеры работают в Zoom
Из-за пандемии коронавирусной инфекции Краснодарский край второй месяц находится на карантине. Спортсмены ГБУ КК «Центр Олимпийской подготовки по прыжкам на батуте», которым руководит сейчас Ирина Караваева, занимаются дома. Но директору покой только снится - первую олимпийскую чемпионку в этом виде спорта отозвали на работу, всё-таки здание центра надо обслуживать, содержать его в порядке.
«Я на рабочем месте, но все спортсмены тренируются дома, - рассказывает Ирина Караваева. - Занимаются в основном физической подготовкой и хореографией. Наши тренеры работают в Zoom - специальной платформе для проведения онлайн-занятий. Расписывают каждому задания на день, отсылают детям и контролируют их выполнение. Конечно, совершенствовать спортивное мастерство в таком режиме нельзя, но поддерживать форму, чтобы быть готовым к возвращению в зал, можно».
По словам Ирины Караваевой, в теории даже можно провести удалённые соревнования - во всяком случае судьи знают, как работать не вживую, а в онлайне.
«Но, если честно, не хотелось бы приходить к этому, - признаётся директор центра олимпийской подготовки. - Всё-таки для спортсменов очень важны и болельщики, и живое общение, и соревновательный дух, когда видишь, с кем борешься. Так что мы надеемся, что скоро вернёмся к тренировочному процессу и турнирам».
Ирина Караваева закончила выступления на батуте десять лет назад. В 2010-м на чемпионате мира в Меце она завоевала «золото» в синхронных прыжках. После соревнований была операция, и тогда спортсмена решила завершить карьеру. Но осталась в любимом виде спорта в другом качестве. И оказалось, что с организаторской стороны он выглядит несколько иначе.
«Когда ты сам выступаешь, то смотришь узко, - рассказывает Ирина Караваева. - Не видишь, сколько людей трудится над тем, чтобы ты показал хороший результат. Просто не замечаешь, что у тебя хорошие тренировочные условия, гостиницы, удобные перелёты на соревнования. А ведь всем этим кто-то занимается. Сейчас я как руководитель слежу за этим - причём не только в отношении топовых батутистов, но и спортсменов юношеской сборной».
Можем повторить?
В сентябре 2000 года в австралийском Сиднее прошла очередная Олимпиада. Первая, на которой прыжки на батуте попали в официальную программу. И оттуда обе золотых медали - и мужскую, и женскую - привезли краснодарские спортсмены. Александр Москаленко, который специально к Играм вернулся в большой спорт, опередил занявшего второе место австралийца на 2,4 балла. Ирина Караваева обошла украинку Оксану Цыгулеву на 1,2 балла. Сейчас, когда судьбу медалей решают сотые, а порой и тысячные доли балла, это кажется невероятным. Но тогда воспитанники Виталия Дубко задали жару всему миру.
«Да, это для всех нас юбилей, - говорит Ирина Караваева. - Всё-таки Сидней - самая медальная Олимпиада не только для краснодарского батута, но и всего кубанского спорта (золотые медали завоевала мужская сборная России по гандболу, в составе которой было шесть представителей края. Чемпионом стал сочинский теннисист Евгений Кафельников, борец Мурат Карданов). И эмоции от той победы не притупились - хоть время пролетело, но мне кажется, что всё было будто вчера. Может, потому, что я осталась в прыжках на батуте - спустя двадцать лет я всё равно нахожусь в нём».
За 20 лет никому из российских батутистов так и не удалось больше подняться на высшую ступень пьедестала почёта Олимпиады. Были серебряные и бронзовые медали, но не «золото». По словам Ирины Караваевой, с тех пор изменились правила, выросли уровень прыжков, их сложность и техника. Свой вклад в это внесли воспитанники советской школы батута, разъехавшиеся по другим странам и основавшие там свои школы.
Когда проводишь время с ребёнком, это настоящее счастье.
«Сейчас в идеале батутист должен выступать высоко, технически правильно, с высокой сложностью и при этом выполнять элементы даже не в квадрате (нарисован на батуте), а в центральном кресте», - объясняет Ирина Караваева.
В то же время олимпийская чемпионка уверена - в мужском батуте любой из восьмёрки топовых спортсменов может завоевать золотые медали Олимпиады. В этом списке два кубанских спортсмена - ейчане Никита Федоренко и Дмитрий Ушаков, на счету которого «серебро» лондонских Игр.
Игры-2020 должны были пройти в Токио эти летом, но из-за коронавируса их перенесли на следующий год.
«Не думаю, что за год ситуация в нашем виде сильно изменится - сейчас нет таких возрастных спортсменов, которые могут завершить карьеру за это время, - говорит Ирина Караваева. - И молодёжи, способной за это время подвинуть лидеров, тоже не видно. Хотя в женском батуте новые звёзды могут появиться. Среди наших претендентов на медали Никита Федоренко, Дмитрий Ушаков у мужчин. Оксана Кочесок, Ирина Кундиус, Яна Павлова - у женщин. Кстати, Яне перенос Игр может быть на руку - он даст ей возможность восстановиться после травмы, полученной за день до чемпионата мира. Вообще наш край остаётся в топе в батуте - если взять сборную России, то на 90% она состоит из кубанских спортсменов. Будем надеяться, что новое поколение добьётся тех же вершин, что и мы.
Недавно в фигурном катании разгорелся скандал - тренеров обвинили в том, что они используют совсем юных спортсменов, которые из-за особенностей организма и отсутствия страха могут выполнять слишком сложные элементы.
«В батуте нет такой проблемы, потому что для юношеских соревнований - первенства мира и Европы - существуют ограничения, - объясняет Ирина Караваева. - Никто просто не разрешит в 13 лет прыгать тройное сальто. Эти правила нужны для того, чтобы беречь здоровье - всё-таки наш вид спорта высококоординационный, гимнастический, а здоровье спортсмена - самое главное».
Самая большая победа
Четыре года назад первая олимпийская чемпионка в прыжках на батуте стала мамой.
«Рождение сына - моя самая большая победа, самое большое счастье и самая главная золотая медаль в моей жизни», - признавалась она тогда.
А ещё рассказывала, что новорождённому близкие уже пророчат спортивный путь. Крёстный говорил, что он будет гандболистом, папа - пловцом, мама не прочь будущего в медицине, хотя признаётся, что это он сам, когда вырастет, будет решать. Сейчас маленький Григорий подрос, ходит в детский сад. Уже примерял мамины медали, просит иногда показать видеозаписи, где мама прыгает на батуте.
«Сейчас Грише четыре года, но детский набор врача у него уже есть, - улыбается Ирина Караваева. - В бассейн собирались весной пойти, но сами видите, что сейчас происходит».
В садике довелось столкнуться олимпийской чемпионке и с дистанционным образованием - в дошкольном учреждении тоже дают задания, контролируют выполнение.
«Мы всё делаем, фотографируем, отправляем, - продолжает Ирина Караваева. - Всё-таки когда проводишь время с ребёнком, это настоящее счастье».
Когда сын Ирины Караваевой ещё подрастёт, то наверняка оценит не только спортивные рекорды мамы. Среди огромного количества её медалей есть особенная - «За приверженность принципам честной игры». На чемпионате мира 2001 года спортсменка, заметив судейскую ошибку, отдала «золото» Анне Догонадзе, которая по справедливости заслужила награду. Не мешает ли порой честность?
«Я до сих пор уверена, что любой другой спортсмен на моём месте поступил бы так же, - говорит спортсменка. - А честность не может вредить - любой руководитель должен быть справедливым и перед другими людьми, и перед собой».