Четвёртого февраля в Пекине стартуют XXIV зимние Олимпийские игры, на которых выступит почти два десятка спортсменов из Краснодарского края. Все они - воспитанники «Центра олимпийской подготовки по зимним видам спорта». О том, кто едет в Пекин, как готовились к Играм в условиях ковидных ограничений и на какие медали могут рассчитывать кубанские атлеты, «АиФ-Юг» рассказал директор Центра Петрос Гаспарян.
Олимпийский комитет России утвердил окончательный состав сборной страны на Игры в Пекине. В список вошли 212 спортсменов. 17 атлетов представят Краснодарский край. Они выступят в пяти видах спорта.
Кто кроме бобслеистов?
Федор Пономарев, «АиФ-Юг»: Петрос Ервандович, до старта Олимпиады считанные дни, расскажите, кто из представителей края поедет в Китай?
Петрос Гаспарян: В расширенном списке олимпийской сборной России было 37 наших спортсменов, на сегодняшний день стопроцентно попали на Игры 17 человек. (Разговор с Петросом Гаспаряном состоялся до официального утверждения состава команды, - прим. ред.). Были ещё шансы у двоих бобслеистов - Алексея Зайцева, который уже дважды принимал участие в Играх, и Ольги Шишиморовой. Она могла попасть в команду запасной разгоняющей. Отбор должен был проходить третий российский экипаж, в составе которого были пилот Алёна Осипенко и разгоняющая Анна Парфенова, но, к сожалению, из-за коронавируса они не смогли выступить на Чемпионате Европы и подтвердить третью квоту для сборной России.
- С 2002 года, когда первые представители Краснодарского края выступили на зимних Олимпийских играх, регион даёт сборной бобслеистов высокого уровня. В Пекин от нас поедут представители каких видов спорта?
- И сейчас в олимпийскую сборную попали семь бобслеистов: Елена Мамедова, Анастасия Макарова, Юлия Егошенко, Максим Андрианов, Василий Кондратенко, Алексей Пушкарёв, Дмитрий Лопин. Четверо - Сергей Глухов, Дмитрий Миронов, Антон Калалб, Юлия Портунова - поедут в Китай в составе команды по кёрлингу. В составе национальной команды по прыжкам на лыжах с трамплина поедет в Пекин Ирма Махиня. В этой же дисциплине могла отправиться в Китай и Диана Торопченова. Интересная история вышла - Диана попала на Интерконтинентальный кубок, который проходил в Пекине на олимпийском трамплине. И заняла там первое место, обойдя и действующую олимпийскую чемпионку, и чемпионку мира. А в этом виде спорта есть такое понятие, что трамплин спортсмену подходит.
В конькобежном спорте едут на Олимпиаду Павел Кулижников, Руслан Мурашов и Елена Сохрякова. Данила Семериков попал в число запасных. В составе сборной по лыжному фристайлу в Пекин едет Ксюша Орлова - она выиграла первенство мира в дисциплинах слоупстайл и биг-эйр.
От кого ждём медали?
- Знаю, что спортсмены не любят говорить о медальных планах, но всё-таки - от кого из наших спортсменов в первую очередь стоит ждать олимпийских медалей?
- Самые явные претенденты на олимпийский пьедестал - это конькобежцы Павел Кулижников, Руслан Мурашов и фристайлистка Ксения Орлова. Кулижников - двукратный рекордсмен и трёхкратный чемпион мира, Мурашов - чемпион мира. Про успехи Орловой в этом сезоне уже говорил. Для остальных спортсменов многое будет зависеть от стечения обстоятельств.
- Как раз про стечение обстоятельств - коронавирус уже сказался на подготовке, из-за него не получили третью квоту в бобслее. Как ещё пандемия и связанные с ней ограничения повлияли на подготовку к Олимпиаде?
- Восемь лет назад зимняя Олимпиада была в Сочи - некоторые участники, например, Наталья Макагонова, сейчас тренируют в вашем центре. А есть среди тех, кто отправится в Пекин, спортсмены, которые пришли в спорт после Сочи-2014?
- Таких единицы, потому что зимними видами спорта начинают заниматься рано - в шесть-семь лет. А 15-16-летним ехать на Игры рано. Но та же Ирма Махиня, Диана Торопченова восемь лет назад уже занимались в нашем центре. Ксения Орлова занималась во время Олимпийских игр в Сочи совсем малышкой. Сейчас ей 16 лет, и она уже спортсменка высочайшего уровня. Вообще у нас сейчас есть хорошая плеяда молодых спортсменов, которым не больше 15-16, в санях, бобслее, скелетоне. Саночники вообще в этом году порадовали - только в 2019 году открыли отделение санного спорта на самой трассе, пригласили тренера из Красноярска. И за три года он подготовил спортсменов, которые на молодёжном этапе Кубка мира заняли третье место в двойке, хорошо выступают в одиночном разряде. В следующем олимпийском цикле у нас ожидаются горнолыжник Степан Журавченко, ещё ряд молодых ребят. В бобслее на днях Алексей Кислица стал победителем молодёжного первенства Европы до 23 лет в двойке с пилотом Степаном Дубинко из Московской области. Вячеслав Попов и Егор Грязнов - наши спортсмены - стали вторыми. Впереди ещё первенство мира по этим возрастам.
Дело в тренерах
- Вы говорите о молодых спортсменах в прыжках с трамплина, горнолыжном спорте, но эти виды для России совсем не традиционные, в них олимпийских медалей и не вспомню. Как в этих дисциплинах спортсменов готовите?
- Дело, пожалуй, в правильной организации работы. Но самое главное - прекрасный тренерский коллектив. В прыжках на лыжах трамплина долгое время работает Юрий Голубенко, Ирма Махиня - его воспитанница. Недавно присоединился Сергей Зырянов - профессионал высокого уровня. И командная работа этих специалистов дала результат. Правда, после передачи олимпийских объектов Сириусу есть проблемы с попаданием на трамплины. Такая ситуация - база есть, но нет гарантий, что мы в ней будем заниматься и, соответственно, развиваться. Тренеры - это редчайшее достояние, за каждого надо бороться. Горные лыжи у нас поднялись, потому что мы пригласили высоко профессионального тренера Григория Лебедева из Питера. Я долго его уговаривал, за ним очень сильная команда, за 2-3 года сформировал молодёжный состав спортивной сборной команды Краснодарского края. Всё зависит от тренера - в своё время у нас Виталий Шведов, тренер по лыжной акробатике нашего учреждения, подготовил на участие в Олимпийских играх Сочи-2014 пять спортсменов из шести, которые были допущены на Олимпийские игры в этой дисциплине. Сегодня мы находимся в поиске - у нас есть перспективные акробаты, но нет тренеров. Есть наставники, которые работают на подводящем уровне, но чтобы на самый верх привести, нужны специалисты, каких единицы. В настоящее время ведутся переговоры с олимпийским чемпионом в этой дисциплине, Антоном Кушнир - из Белоруссии, последнее время работал в Казахстане. Там у него зарплата была три тысячи долларов, наша нормативная база такого не позволяет. Тут ни одна бюджетная система не впишется.
18 кубанских спортсменов уже попали в состав олимпийской сборной. Ещё двое под вопросом.
- Если по зарплатам конкурировать не получается, то чем же вы привлекаете тренеров?
- Забалтываем (смеётся). Но если серьёзно, люди видят, что 10 % наших спортсменов едут на Олимпийские игры - такого показателя нет ни у одного учреждения. И тренеры понимают, что у нас есть все условия для получения результата. Сегодня большинство организаций в России не обеспечивают подготовку спортсменов переходного периода. Молодёжь с 15 лет и до попадания в сборную нужно вести, а это дорогое удовольствие - 1,5 -2 млн рублей в год. На федеральном уровне, на уровне сборной России такие спортсмены ещё неинтересны. А чтобы прокатать их, нужно возить на Интерконтинентальные, Европейские кубки. Мы делаем это за свой счёт, хоть это и обязанность федеральных структур.