Смысл жизни
Вице-губернатор, атаман Кубанского казачьего войска Николай Долуда:
- Я окончил Полтавское высшее военное зенитно-ракетное училище, был слушателем Военной академии войск ПВО. И 28 лет прослужил в Вооруженных Силах, уволился в звании полковника.
Служба была смыслом моей жизни. Воспитывали меня так, что мужчина должен любить и защищать Родину. Тогда я считал, что все свои патриотические качества смогу реализовать, став военным. Убежден - только человек, отслуживший в армии, может считать себя настоящим мужчиной.
Да, на службе было много проблем. Приходилось несладко - переезды, полигоны, учения, но в таких условиях рождаются настоящие мужики, отполированные жизненными трудностями.
Не знаем героев
Писатель, журналист, доктор филологических наук, кандидат исторических наук Владимир Рунов:
- Я служил в Буйнакске, в артиллерийской бригаде. Меня поразила атмосфера братства, которая царила в армии. Нами командовал фронтовик, подполковник Леонид Яманов, который любил говорить, что армия - это не оружие, а люди.
Каким бы суперсовременным ни было техническое оснащение, оружие всегда можно сбросить и сбежать. Не подведут лишь люди, любящие свою страну. Вспомните тех, кто насмерть стоял под Брестом!
Когда я служил, никакой дедовщины не было. Уверен, это появилось тогда, когда из армии ушли боевые офицеры, и стали набирать ранее судимых. Право защищать Родину надо еще заслужить.
Сегодня армия не в чести. Над военными насмехаются, старшины и прапорщики - герои анекдотов и ситкомов.
У меня был старшина - требовательный хохол, которого все уважали и… побаивались.
Как-то был в Америке.
В кафе зашел какой-то мужчина, и все находящиеся в заведении приветствовали его. Потом узнал, что это герой войны и все его знают.
А недавно спросил у своих студентов, могут ли они назвать хоть одного героя ВОв. Ни один не смог ответить.
Армия обойдется?
Художественный руководитель Кубанского казачьего хора, народный артист России, Украины, Республик Адыгея и Абхазия, лауреат Государственной премии России, профессор и композитор Виктор Захарченко:
- Я служил в пехоте. 10 месяцев режима и строгой дисциплины вспоминаю с теплотой и улыбкой. Мы, творческие люди, на любую ситуацию имеем свое мнение. Вот и получали наряд вне очереди. Однажды после очередной неуместной реплики меня и моего сослуживца отправили подметать двор от листьев. Дело было по осени.
Пока в одном месте подмели, в другом снова листья нападали. Я говорю своему товарищу: «Давай хорошенько тряхнем дерево, чтобы разом листья упали...» А он мне: «Мы убираем, а время проходит, как говорится, солдат спит, а служба идет…»
К тому времени я уже поступил в консерваторию. Чтобы не потерять навыки, во время отбоя уходил в клуб и занимался на фортепиано.Как-то полковник узнал, что меня нет.
Мне тогда попало. Потом снова вечерняя проверка, а я музицирую. Тогда он сказал: «Армия без тебя обойдется, а искусство нет. Тебе надо учиться». Благодаря ему я вернулся домой.
Вообще армия - ответственное дело. Раньше парни, которые не служили, считались своего рода браковкой. Не прошел школу рядового - значит, здоровье не в порядке.
Девушки смотрели на солдат как на потенциальных женихов. Такие ребята были в почете и их уважали.