Краснодарский край, 24 апреля - АиФ-Юг. Судя по старым патриотическим фильмам, служба в армии действительно когда-то считалась почетной обязанностью. Парни рвались на военную службу, чтобы доказать себе и окружающим, что они настоящие мужчины. Однако афганская и чеченская кампании сильно подкосили желание отдавать долг Родине. Родители стали панически бояться отправлять на службу сыновей. Ведь даже в, казалось бы, мирное время погибали вчерашние мальчишки, оказавшиеся неожиданно для себя на самой настоящей войне. Сейчас армия стала более безопасна, дедовщины поубавилось. А престиж военной службы медленно, но верно начал расти. Сотрудники военкоматов отмечают, что и уклонистов становится все меньше.
За год выйду в министры?
Призывная кампания на Кубани идет полным ходом. Всего в этом году планируется призвать из Краснодарского края более 7 тысяч молодых людей. В узком коридорчике призывного пункта на Рашпилевской сейчас ежедневно толпятся призывники. Каждый с нехитрыми документами на руках: медицинской справкой, паспортом и повесткой. Только-только окончивших школу среди них мало. В основном это ребята - студенты последнего курса вуза. Особенность весенней кампании - в случае одобрения их кандидатуры на военную службу сразу после защиты диплома они могут начинать паковать вещи. Правда, похоже, такая перспектива радует далеко не всех. Главной причиной называют нежелание терять год.
- Я заканчиваю вуз по экономической специальности, скоро получу диплом. Если честно, в армию не очень-то рвусь. Просто не хочется год терять. За это время смог бы найти работу, устроиться по специальности, наработать какой-то опыт. Сами знаете, как сейчас трудно пробиваться. Каждый день на вес золота. А тут армия. Но отсрочку просить или уклоняться, конечно, не буду. Лучше отслужить честно, чтобы потом не дергал никто, - говорит Сергей Воронцов (22 года).
МНЕНИЕ «ЗА» | |
---|---|
Юрий УЛЕЗЬКО, председатель правления Прикубанского окружного отделения г. Краснодар Российского союза ветеранов Афганистана. - Хочу сказать, что много парней идут служить охотно. Но у части современных парней жизненные интересы сводятся к тому какие джинсы нынче в моде да каким гелем волосы укладывать. Опомнитесь, парни! Об этом женщины должны рассуждать, но никак не вы. И армия как раз может убрать всю эту мишуру, превратить гламурного мальчика в настоящего мужика. Он должен получить свои синяки, порцию мозолей. Должен закалиться и стать мужчиной. В своей жизни человек должен не только родить сына, посадить дерево и построить дом. Он должен в случае чего суметь защитить этот мир - своих близких, свою Родину. |
Тема потерянного времени звучала фактически лейтмотивом среди призывников. Большая часть из собравшихся вслух мечтали о карьере, машине, квартире. Но никак не о воинском долге. Да и призрак дедовщины, похоже, сделал свое «черное дело». Современная молодежь не очень-то верит, что неуставные отношения сейчас встречаются редко.
- Отец говорит, что в армию идти надо. Он сам когда-то служил в Москве, в автороте. А мама очень боится. Понаслушалась всяких историй. Конечно, говорят, и военкомы в том числе, что дедовщины стало меньше. Кроме того, дескать, случись что, можно и пожаловаться. Да только все это хорошо на словах. Как окажется на деле, кто его знает. У меня старший брат десять лет назад в армию уходил. А через месяц уже в госпитале оказался, на больничной койке. Его, правда, не комиссовали. Подлечили - и снова «в бой». По-моему, тогда даже никого не наказали за это. Кто даст гарантии, что сейчас не так? - сомневается еще один призывник Олег Воробьев.
К счастью, есть все-таки и те, кто не так обреченно относятся к предстоящей службе. Вот только время сейчас «менее героическое». Дескать, нет места подвигам.
- У меня смешанное чувство, - признается Антон Нестеров (21 год). - С одной стороны, отец всегда воспитывал в нас, сыновьях, понятие воинского долга перед Родиной. Так что для меня это не пустые слова. Но нашим отцам, мне кажется, повезло больше. Мой, к примеру, служил на строительстве Байкало-Амурской магистрали. Много рассказывал про армейские годы. Они очень гордились своей службой, тем, что делают для своей страны что-то важное. Отцу даже медаль потом за строительство дали. А сейчас-то что? Ну, научусь я строем ходить. И толку? А год потеряю. Столько учился, уже хочется пойти работать по специальности. И работу уже присмотрел хорошую. Но придется все отложить. Бегать не собираюсь.
Немодное занятие
Впрочем, как утешили в призывной комиссии, на самом деле служить хотят многие. Вот только почему-то немодно нынче в этом признаваться. Дескать, серьезный мужчина должен думать о карьере, машине, квартире. А воинский долг - это баловство.
- Наша организация часто общается с ребятами-старшеклассниками. Встречаемся, рассказываем об афганской войне, наших героях. И глаза у ребят загораются. Они начинают понимать и не стесняться признавать, что воинская служба - это неотъемлемая часть жизни каждого настоящего мужчины, - поделился с нами бывший воин-афганец Юрий Улезько. - Но в толпе очень трудно выбить у них признание, что хотят служить в армии.
МНЕНИЕ «ПРОТИВ» | |
---|---|
Ольга Веселова, Краснодар. Сын - Максим, 14 лет. - Я как мать не хочу, чтобы мой ребенок служил в армии. Во-первых, не верю, что там все наладилось и моего сына не подвергнут испытаниям и унижениям. Во-вторых, если он не собирается в дальнейшем связать свою жизнь с военной службой, считаю этот год бесполезной тратой времени. Что касается долга, который нужно отдать Родине, то, на мой взгляд, это можно сделать и в другом месте и более эффективно. Каждый человек должен заниматься своим делом и таким образом быть патриотом, служить своей стране. А служба в армии должна, наконец, стать контрактной. |
Бывшие военнослужащие, несмотря на полученные в армейские годы синяки и шишки, уверены: служить нужно. Сергей Кривцов сегодня привез в военкомат своего старшего сына. Парню уже 25 лет, но он до сих пор не отслужил. К величайшему стыду отца.
- Каждый приличный мужик, который считает себя таковым, должен обязательно отслужить. Младший у меня уже побывал в армии, а старший все что-то тянет. Хотя давно пора. Я в свое время служил на Дальнем Востоке, в сухопутных войсках. У нас тоже была дедовщина. Я, конечно, против армейского произвола. Но, во-первых, сейчас нет такого, что творилось в воинских частях лет 20 назад. А во-вторых, каждый мужик должен научиться отстоять свою честь, не прогибаться. Так что все эти страхи, на мой взгляд, сильно преувеличены, - уверен Сергей Иванович.
По словам Виктора Иванова, бывшего члена призывной комиссии, слабость духа некоторых современных молодых людей просто поражает:
- В 70-х я видел, как парень буквально на коленях умолял военкома взять его в армию. А тот ему отказал из-за проблем со здоровьем. Так вот, взрослый мужик, он чуть ли не рыдал: «Возьмите меня в армию, за меня же девка замуж не пойдет, скажет - ты не мужик!» Вот так раньше относились к службе в армии. А сейчас приходит молодой парень к казакам и говорит: «Мою девушку обижают, сходите, разберитесь там!» Спрашивается, если ты не можешь свою девушку защитить, зачем тебе жениться?! Ты ни за жену заступиться не сможешь, ни ребенка нормально воспитать.
ОПРОС | |
---|---|
А ведь для многих армия становится не только школой жизни - она еще и дает шанс вырваться из умирающей деревни, где никаких перспектив. Быть может, поэтому деревенские парни, особенно с «задворок» региона, всегда шли на службу охотнее городских.
- Село к моменту моего призыва в армию насчитывало всего пару десятков дворов. Работы никакой, жизни тоже. Молодежь повально уезжала оттуда. Правда, без соответствующего образования и в городе выбиться в люди было сложно. А где в нашем захолустье найдешь хороших учителей? Закончил кое-как среднюю школу, и слава богу. Так что самый лучший выход изменить свою жизнь - это армия. Я сначала служил как срочник. А потом подписал контракт и остался уже на контрактной основе. Тогда зарплата была всего шесть тысяч. Сейчас платят намного больше, взял военную ипотеку, купил квартиру. Женился, воспитываю двух сыновей. И неважно, захотят ли они пойти по моим стопам, но в армии положенный срок отслужат честно! А если б я, как некоторые, ударился в бега, так кончил бы свою жизнь или в тюрьме, или пьяный под забором, - рассказал Кирилл Новиков, прапорщик.
Впрочем, уже есть уверенность: со временем понятие воинского долга снова станет не пустым звуком. Должны же наши мальчишки понять, что, кроме них, Родину защитить будет просто некому.
|
|